БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

73 456 подписчиков

Свежие комментарии

  • Валерий Денисов
    У всех есть диаспорские лобби, у русских нет ничего, самый незащищенный народ. Поэтому его легко обманывать с пенсия...Новые поправки: о...
  • Семенков Александр
    Мировой медицинский маразм начинает зашкаливать. Пора заканчивать слушать и ориентироваться на всю эту хрень от ВОЗ. ...Двоемыслие по Геб...
  • Дед Воевода
    В мире существует только две системы государственной власти: буржуазная диктатура - диктатура класса социальных параз...Не надо внешних в...

Хашима – остров-призрак. Какие тайны скрывает Япония?

Хашима – остров-призрак. Какие тайны скрывает Япония? Фото: Richard Atrero De Guzman/ZUMAPRESS.com/Globallookpress

Хашима или Хасима – некогда самый густонаселённый остров мира – сегодня полностью пуст. Люди уехали отсюда, как только были закрыты угольные шахты. Однако и сегодня не стихают скандалы, в том числе связанные с компанией Mitsubishi и японским правительством: оказалось, трудились в шахтах не только счастливые японцы – всё чаще здесь использовали рабский труд корейцев. Никто из рабов не получил никаких компенсаций. А сам остров сегодня включён в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Неудобную часть истории просто "забыли"

В прошлом году в столице Японии Токио торжественно открыли новый информационный центр, посвящённый промышленным объектам периода Реставрации Мэйдзи. В числе этих достопримечательностей – остров Хашима (его называли до переименования Гункандзима), что в переводе с японского значит "крейсер". Собственно, за близкое внешнее сходство с этим типом кораблей расположенных на нём построек остров и получил своё имя.

Новый информцентр вызвал, впрочем, негативную реакцию соседнего с Японией государства – Южной Кореи. В Сеуле сочли, что история острова Хашима отражена недостоверно, и для таких претензий у корейцев есть серьёзные причины.

Дело в том, что японцы не любят лишний раз вспоминать, как некогда на острове они использовали рабский труд.

В Министерстве культуры, спорта и туризма Республики Кореи после открытия японского центра напомнили, что ещё в 2015-м Токио официально обещал почтить память "жертв принудительного труда", как скромно именуют бывшие рабовладельцы подневольных. Но, поскольку в очередной раз судьбу корейцев-рабов скромно замолчали, в Сеуле пригрозили отправить в ЮНЕСКО требование исключить Хашиму из Списка объектов Всемирного наследия.

Остров рабов-каторжан

Собственно, само признание 23 японских промышленных площадок (они были созданы с 1850 по 1910 годы) объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО вполне объяснимо. На Дальнем Востоке именно Япония была первой страной, в которой в своё время успешно стартовала индустриальная революция. Другое дело, что у этих памятников крайне мрачное прошлое. Как известно, с 1910 по 1945 год Южная Корея была японской колонией и японцы отличились своим жестоким отношением к покорённым соседям. Среди прочих притеснений есть и такой факт: во время Второй мировой войны японцы решили использовать корейцев как подневольную рабсилу на островах, где тем предстояло тяжело, буквально на износ, трудиться на самых трудных работах.

…До 1810 года остров Хашима (тогда ещё, напомним, носивший название  Гункандзима) был ничем не примечательным выступом скал в Тихом океане. Здесь гнездились птицы да изредка останавливались передохнуть рыбаки на лодках, попавшие в ненастье. Но в начале XIX века всё изменилось – тогда на острове обнаружили солидные залежи угля, ценного ресурса. Было решено добывать полезное ископаемое.

Добычей занялась крупная японская компания Mitsubishi. Первые десятилетия рабочих-шахтёров нанимали, и им приходилось трудиться без преувеличения в поте лица. Дело в том, что большинство шахт находились под водой (до 600 метров ниже уровня моря!) – добывать уголь в таких условиях весьма непросто.

Одновременно с разработкой угольных шахт развивалась и другая инфраструктура, в том числе промышленная. Со временем на Хашиме открылись и заводы, производившие продукцию для японской оборонки. И к 30-м годам ХХ века остров уже по праву считался одним из крупнейших промышленных объектов Японии.

И вот во время Второй мировой войны японским промышленникам пришла в голову "гениальная" идея: зачем платить своим соотечественникам за труд, если можно использовать бесплатный?.. И с 1943 по 1945 год для принудительной работы на подводных угольных шахтах под руководством Mitsubishi Corporation на Хашиму бесконечным потоком повезли корейцев, которым предстояло работать принудительно.

Поскольку угольные шахты располагались прямо под самим морским дном, невольники спускались в недра по узким проходам на специальных лифтах. Сами проходы в шахтах были настолько узкими и низкими, что рабам приходилось трудиться, не имея возможности разогнуть спину. Выпрямиться в полный рост можно было только в более-менее просторных помещениях для разгрузки добытого угля, куда несчастным корейцам приходилось тащить добытое на тележках. При этом каторжане подвергались ежеминутному риску: в подземных тоннелях копились ядовитые газы, которыми приходилось дышать, нередко случались обвалы и связанные с ними трагедии.

По воспоминаниям выживших очевидцев, каждый месяц в шахтах погибало несколько человек и это считалось "работодателями" нормой. Тела погибших не хоронили – их кремировали, вывозя на небольшой остров вблизи Хашимы.

Я был одним из двух мальчишек, насильно затолкнутых в грузовик в моей деревне и доставленных в госучреждение, где собрали несколько тысяч других корейцев в возрасте от 14 до 20 лет. После ночи, проведённой  на постоялом дворе, нас на грузовике перевезли в ближайший город, затем поездом вывезли в порт в Пусане, а после на корабле доставили в Симоносеки. Около 300 из нас, включая меня, отправили на Хашиму… Нас, корейцев, запихнули в здания на краю острова. Семь или восемь из нас поместили вместе в крошечной комнате, дав каждому не более чем несколько футов пространства. Постройки были сделаны из железобетона и снаружи побелены известкой, но внутренняя отделка  была отвратительной и отваливалась кусками. Нам выдали рабочую одежду, похожую на рисовые мешки, и заставили работать на следующее утро после прибытия. За нами постоянно наблюдала и охраняла нас японская стража, некоторые из конвоиров были вооружены мечами,

– вспоминал один из выживших бывших невольников Су Жанг Ву в 1983 году. По его словам, многие из рабов, не выдерживая адских условий, предпочитали покончить с мучениями страшным образом – суицидом. Добавим, что бесплатные рабочие также пропадали без вести – о судьбе многих каторжников до сих пор ничего не известно. Сколько именно здесь погибло каторжан, тоже неизвестно точно, но ясно, что счёт идёт на тысячи загубленных жизней.

Закат Хашимы

Закончилось использование рабского труда только после того, как Япония проиграла во Второй мировой и корейцы получили свободу от своего горе-феодала. А вскоре и угольные шахты оказались не нужны.

В конце 1960-х нефть заменила уголь, который оказался за бортом японских энергетических программ. Шахты по всей стране начали попросту закрывать как невыгодные и ненужные. Mitsubishi не собиралась содержать угольные разработки на Хашиме, и в 1974 году компания официально объявила о закрытии островных шахт. В том же году остров покинул последний живший там человек, поскольку обитали здесь только те, кто трудился на тех самых шахтах.

Много лет покинутый всеми город-призрак пустовал из-за запрета японского правительства. Нарушение этого запрета иностранцами влекло за собой депортацию из страны, а местным грозили 30 суток ареста. Власти объясняли это тем, что хотят отпугнуть от острова чёрных копателей, которые будто бы охотились за артефактами покинутого объекта.

Относительно недавно строгие правила были несколько смягчены – на острове открыли небольшой туристический маршрут. Правда, туристы могут пройти только по окраинам Хашимы, большинство зон города-призрака на острове остаются закрытыми. 

остров

Экскурсанты осматривают остров.  Фото: Richard Atrero De Guzman / Globallookpress   

В 2008 году случился всплеск интереса к зловещему Хашиме – именно тогда встал вопрос о включении острова в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО (включили в 2015 году). Тогда южнокорейское правительство в очередной раз напомнило миру о том, как неохотно Япония признавала факт использования на каторжных работах в своих угольных шахтах рабского труда. Собственно, официально это произошло только после нажима на Токио комитета ЮНЕСКО. Однако бывшим рабам и их семьям от этого не легче: какие-либо компенсаций для них от японского правительства или компании Mitsubishi не предусмотрены.

Страсти вокруг Хашимы и поныне не утихают. На днях Комитет Всемирного наследия ЮНЕСКО объявил о том, что придётся в очередной раз "призвать" Японию выполнить уже упомянутое обещание почтить память "жертв принудительного труда". Этот вопрос будут обсуждать уже на 44-й ежегодной сессии комитета с 21 по 23 июля.

Глобальные катастрофы – мир в огне

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх