Свежие комментарии

  • Алексей Горшков
    Я - человек не религиозный,но глупо не признавать значение религии в становлении государства! Изначально славянские п...Польша и раздел Е...
  • Yvan
    Ядовитые споры казахского национализма, существовавшие ещё во времена СССР, проросли и расцветают буйным цветом.Адвокат Галым Нур...
  • Валерий Пашнин
    Россия в НАТОвских советах не нуждается.НАТО выпустило бе...

АУ-220М «Байкал» (57 мм): перспективы практического применения в будущих войнах

Считаете ли вы вы, что за снарядами с управляемым подрывом "будущее"?

Да, вне всяких сомнений. - 1 (100%)
100%
Будет создано лишь несколько образцов вооружения.Массового распространения они не получат. - 0 (0%)
Нет. Данная технология не нова и мода скоро пройдет. - 0 (0%)
АУ-220М «Байкал» (57 мм): перспективы практического применения в будущих войнах
Фото: Vitaly V. Kuzmin, vitalykuzmin.net
Примечание. Поскольку решений на основе калибра 57 мм и снарядов с управляемым подрывом может быть много, в рамках статьи будет принята некая условность – обобщенно называть их «Байкалом».

В чем преимущество снарядов с управляемым подрывом?


Дело в том, что для поражения ЛА (летательного аппарата) достаточно поражающих элементов массой всего несколько грамм. В качестве примера можно рассмотреть ГПЭ (готовые поражающие элементы) ракеты БУК, сбившей малазийский Боинг.

АУ-220М «Байкал» (57 мм): перспективы практического применения в будущих войнах

Как мы видим, наиболее крупные элементы массой 8 грамм способны пробить большой пассажирский лайнер насквозь (с учетом соответствующего количества ВВ).

Конечно, стрелять по таким крупным целям из ствольной ПВО не планируется, а для поражения ЛА меньшего размера вполне достаточно поражающих элементов массой от 1 до 3 грамм.

При всем при этом масса традиционного 30-мм снаряда, используемого в пушечной составляющей Панциря, целых 380 грамм.
Спрашивается «зачем»?

Дело в том, что чем меньше масса снаряда или поражающего элемента, тем быстрее он теряет свою кинетическую энергию и тем больше он подвержен внешним воздействиям (ветер и т.д.), что пагубно сказывается на точности.

Для того чтобы поразить какую-либо воздушную цель на высоте 2 000 м и таком же удалении, снаряд должен пролететь порядка 3 км. А для его уничтожения вполне хватит 10 ПЭ массой 3 грамма, то есть итоговая масса полезной нагрузки будет порядка 30 грамм.

Остальная же часть массы снаряда является, по сути, «балластом», единственное назначение которого состоит в том, чтобы обеспечить дальность.

Теперь рассмотрим альтернативное решение от немецкой компании Rheinmetall.

АУ-220М «Байкал» (57 мм): перспективы практического применения в будущих войнах
Фото: Oerlikon Contraves / rheinmetall-defence.com

Снаряд чуть большего калибра, чем у Тунгуски и Панциря (35 мм против 30 мм), изготавливается в двух вариантах с разными по массе и количеству поражающими элементами:

PMD062 – для более крупных целей, масса 1 ГПЭ 3,3 г, а общее количество в одном снаряде 152 (примечательно что диаметр «пулевой» 5,45 – для понимания масштаба),

PMD330 – для легких беспилотников, масса 1 ГПЭ 1,24 г, что позволяет разместить внутри уже целых 407 шт.

При этом оба снаряда имеют одинаковую общую массу – 500 г.

Масса снаряда «Байкала» в калибре 57 мм примерно 2800 г, а значит, и ПЭ в нем можно разместить значительно больше. В теории ориентироваться следует на количество от 600 до 1 600 шт., в зависимости от размера ПЭ. Но можно для простоты взять 1 000, как число, удобное для восприятие и близкое к среднему. В этом варианте еще остается запас 300 г для ВВ, который может быть полезен в несколько ином исполнении боеприпаса при подрыве и разлете ПЭ в разные стороны, что может быть полезно для поражения живой силы внутри укрытий.

Подобный расчет позволяет по-новому взглянуть на эффективность пушечных комплексов – Тунгуски, Шилки и Панциря (его ствольной части).

Поскольку поражение воздушной цели на таких расстояниях – событие сильно вероятностное, классические пушечные комплексы добиваются приемлемых (хотя бы как-то) показателей путем увеличения плотности залпа.

Однако в пересчете на плотность получается, что там, где Шилка выпустит 1 000 снарядов, понадобится всего 1 снаряд с управляемым подрывом в калибре 57 мм.

АУ-220М «Байкал» (57 мм): перспективы практического применения в будущих войнах
Последствия попадания ПЭ 35-мм снаряда

Исходя из этого по-новому можно оценить и запас БК, анонсированный в презентациях – от 80 шт.

Это равносильно 80 000 поражающим элементам, в то время как БК Панциря всего 1 400 снарядов.

Ну а легендарная Шилка максимально брала с собой 4 000 выстрелов.

По практической скорострельности традиционные решения также оказываются намного хуже. Так, к примеру, суммарная скорострельность двух пушек Панциря составляет 5 000 выстрелов в минуту – «Байкал» же отправит к цели такое же количество ПЭ всего за 3 секунды.

Сирийский опыт


Без сомнения, если бы «Байкал» существовал к моменту начала операции, то Сирия стала бы звездным часом этого модуля.

В числе прочего, конфликт в Сирии характерен широким распространением крупных калибров, а также использованием кустарно модернизированных гражданских образцов автомобилей в качестве высокомобильных огневых точек.

Так, например, особой популярностью пользуется установка в кузов пикапа ЗУ-23 (дальность 2,5 км) или ПТРК TOW (4,5 км).

АУ-220М «Байкал» (57 мм): перспективы практического применения в будущих войнах

Статистика по применениям ПТРК примерно такова:

По состоянию на 1 января 2016 года в Сирии было зафиксировано примерно 1 250 пусков ПТУР со стороны антиправительственных группировок, из которых примерно 790 относятся к ПТРК TOW и более 450 – к другим системам.

По другим оценкам

В январе 2016 года были отмечены 46 пусков (из них 22 TOW), в период с 1 по 20 февраля боевики использовали 64 ПТУР, что является максимальным показателем за аналогичный период с октября 2015 года.

В результате боевики имеют возможность быстро выдвинуться на позицию, обстрелять правительственные войска, а затем так же быстро уйти. Одновременно с этим боевики широко применяют самодельные дроны, которые также являются предельно дешевыми в изготовлении.

Модуль «Байкал» в таких условиях мог бы стать очень универсальным средством, чем и была бы обусловлена его польза в тактическом отношении.

Сочетание ТТХ орудия делают его идеальным для уничтожения легкобронированных целей типа «пикап» максимально быстрым и дешевым способом.

При применении бронебойных боеприпасов модуль способен «перестрелять» практически любые образцы легкой бронетехники, имеющейся в распоряжении террористов (и не только), причем также экономически целесообразней, чем применение ПТУРа.

Защита от шахид-мобилей


Особой популярностью у террористов пользуется тактика применения шахидмобилей. Вот один из наглядных эпизодов.


Атаке подвергаются как стационарные цели (блокпосты), так и небольшие мобильные отряды.

Кустарное бронирование таких шахидмобилей позволяет выдерживать попадания крупнокалиберных пулеметов. Пушка танка и ПТУР могут его уничтожить, но шанс промахнуться по маневрирующей цели остается велик (как это и происходит на видео – танк промахивается).
Безусловно, можно организовать оборону иначе, когда танк и два ПТУРа страхуют друг друга.

Однако энергетика и скорострельность 57-го калибра решают этот вопрос намного проще – способностью и пробить, и в то же время обеспечить высокую плотность огня, гарантирующую уничтожение шахидмобиля.

Какова скорострельность модуля?


Особые дискуссии вызывает практическая скорострельность «Байкала».

Необходимо понять, что технически возможно реализовать скорострельность до 300 выстрелов в минуту, как это и было сделано еще в 2015 году в процессе разработки морского варианта.

Однако первая проблема, с которой предстоит столкнуться, реализуя такую скорострельность – перегрев ствола. В морском варианте планировалось использовать в качестве теплоносителя забортную воду, благо ее в море в избытке. Поэтому можно бесконечно брать холодную, а горячу просто выливать за борт, не заморачиваясь с системой охлаждения, как в случае системы с замкнутым циклом.

Очевидно, что такое решение не подходит для сухопутных вариантов.

Другая проблема, с которой может столкнуться сухопутная платформа – это относительно большая энергетика.

Так, к примеру, вариант с размещением на БМП-3 (масса до 20 т) обладает заявленной скорострельностью в 120 выстр/мин. Но стрелять не значит попадать – в случае если носитель недостаточно тяжелый и устойчивый, а высота расположения башни слишком большая, пушка будет, говоря по-простому, раскачивать всю платформу. Что сделает невозможным прицельную стрельбу на большую дистанцию (свыше 3 000 м) в таком темпе. В результате прицельная стрельба станет возможна только в режиме огня с низким темпом 30–40 выстрелов в мину.

Не лишним будет упомянуть, что прежде на эту платформу (БМП-3) устанавливалось 100-мм орудие 2А70. Классический снаряд к которому имеет следующие параметры.

АУ-220М «Байкал» (57 мм): перспективы практического применения в будущих войнах

То есть дульная энергия не превышает 470 кДж, в то время как 57-мм пушка выдает все 1 400 кДж.

АУ-220М «Байкал» (57 мм): перспективы практического применения в будущих войнах
БМП-3 с пушкой 2А70

С другой стороны, применение более тяжелой и устойчивой платформы решает эту проблему.

Поэтому одним из первых претендентов на получение модуля можно рассматривать БМПТ Терминатор.

АУ-220М «Байкал» (57 мм): перспективы практического применения в будущих войнах
Фото: Кирилл Борисенко / Wikimedia

Впрочем, проблема большой дульной энергии, по всей видимости, заботит не всех. Так, например, украинские оружейники приварили пушку от С-60 к корпусу 80-ки (масса машины всего 13 тонн).

АУ-220М «Байкал» (57 мм): перспективы практического применения в будущих войнах

Более органично модуль «Байкал» будет смотреться и на БМП «Армата» Т15. Однако такое решение невозможно рассматривать в качестве варианта для хоть сколь-нибудь значимого насыщения армии этим оружием. По крайней мере, в ближайшие 5–10 лет.

АУ-220М «Байкал» (57 мм): перспективы практического применения в будущих войнах

Еще одним способом решения проблемы большой энергетики является реализации идеи в формате стационарной огневой позиции, вариант которой представлен на фото ниже.

АУ-220М «Байкал» (57 мм): перспективы практического применения в будущих войнах

Возможен и бюджетный вариант примерно в таком исполнении: на лафете от Д-30, с 1 стволом и возможностью ручного наведения.

АУ-220М «Байкал» (57 мм): перспективы практического применения в будущих войнах

Данное решение позволит транспортировать орудие на внешней подвеске МИ-8, в том числе и на господствующие высоты, что драматически усилит огневую мощь высаживаемых на этих позициях мобильных подразделений ВДВ и ССО.

Прицельные приспособления


Здесь так же возможны различные варианты и их комбинации. Однако оптимальным выглядит следующий – на самой машине устанавливается оптико-электронный прицельный комплекс, который осуществляет захват и сопровождение целей, а при отсутствии радарной станции и обнаружение.

Радарная же станция предусмотрена в двух вариантах, устанавливаемая на самом комплексе и выносная.

Работу оптико-электронного комплекса невозможно засечь, в отличие от работы радарной станции, что может быть очень полезно в ряде ситуаций.

В случае если установки используются для охраны какого-то объекта от атак с воздуха, комплексы расставляются по периметру. Отдельно устанавливаются и радарные станции, обеспечивающие обнаружение целей. А когда противник применяет боеприпасы, поражающие радарные станции – сама установка остается целой, а после уничтожения одной станции может включиться другая и т.д.

При этом для калибровки такой системы ПВО на местности очень пригодилось бы нечто подобное:Для чего ВС США используют микросамолеты.

Если же предполагается использовать установку, как мобильное средство ПВО, решение о включении радарной станции будет приниматься командиром исходя из боевой обстановки.

Задачи по поддержке танков в Сирии


Имея огромный опыт городских боев, сирийские танкисты очень положительно отзываются о советских танках. Однако один существенный недостаток все же был выявлен – отсутствие управляемого изнутри пулемета. В условиях, когда снайперы активно работают по танкам, выбивая триплексы, не может быть и речи о том, чтобы высунуться из башни.

АУ-220М «Байкал» (57 мм): перспективы практического применения в будущих войнах
Поврежденные снайперским огнем триплексы

В то же время, как показал опыт, танки крайне уязвимы в период между выстрелами (порядка 8–10 секунд). Этого времени оказывается вполне достаточно для того, чтобы противник выстрелил по танку из РПГ (хоть и не всегда точно).

Поэтому танк очень нуждается в прикрытии со «второй линии» – для этих задач отлично подошла бы техника, способная совершить в указанный промежуток времени 1–3 «профилактических» выстрела по предполагаемым позициям боевиков, либо прицельный в случае если, пытаясь сжечь танк, противник себя обнаружит.

Таким образом, подобная машина должна будет обладать БК, в 2–3 раза превышающим БК танка, что как раз соответствует вариантам на базе «Байкала».

Работа по живой силе


Все, что до этого было сказано в отношении работы по воздушным целям, в полной мере справедливо и для поражения живой силы противника. С той лишь разницей, что вопрос становится более актуальным.

Дело в том, что стрельба по воздушной цели ведется прицельно. В то время как значительная часть выстрелов по человеку осуществляются скорее «в направлении противника».

Обнаружив себя и поняв это, человек предпринимает все действия для того, чтобы избежать поражения и уйти из зоны прямой видимости – он может упасть на землю, доползти до кустов или до какого-то укрытия.

Либо иная ситуация, более характерная для конфликта на Донбассе – наблюдательный пункт обнаружил диверсионную группу противника и вступил в бой, корректируя огонь основных сил. При этом основные силы будут вести огонь, опять же, в направлении противника, работая по тем ориентирам, которые им сообщит передовая группа.

В подобных ситуациях снаряд с управляемым подрывом, имеющий внутри 300 г ВВ (взрывчатого вещества), намного эффективней обычных выстрелов, поскольку обеспечивает большую зону поражения осколками, в том числе и за укрытиями (например, взрываясь за окопом, или поражая человека, находящегося в здании вне прямой видимости, лежащего или сбоку от проема).

Выглядеть это будет примерно так, только мощнее.


Для сравнения: оборонительная граната Ф1 образует порядка 300 осколков средней массой 1,7 г.

ВВ в количестве 60 г достаточно для поражения живой силы этими осколками в радиусе 100 метров.

По количеству ВВ и осколков снаряд близок к мине МОН-50, которая обеспечивает сплошное поражение живой силы противника на расстоянии 50 метров. Безусловно, такого результата можно достичь только в случае направленного взрыва.

В нашем же случае, так как разлет будет происходить во все стороны, уместно говорить о радиусе в 15 метров. При этом убойное действие будет сохраняться до 30 метров. Просто не гарантируется само попадание.

АУ-220М «Байкал» (57 мм): перспективы практического применения в будущих войнах
Снайперская позиция боевиков в Сирии. Проще всего закинуть туда снаряд.

Очевидно, что этого более чем достаточно для того, чтобы уничтожить всю живую силу, находящуюся, к примеру, внутри комнаты. Так же, как и в МОН-50, по движущемуся легковому транспорту можно промахнуться на 15 метров и при этом поразить людей, находящихся внутри. На таком расстоянии под вопросом остается и эффективность легкой противоосколочной защиты, рассчитанной, как правило, на защиту от осколков РГД-5 и ВОГ-25.

Модернизационный потенциал советских машин


В России на 2016 год на хранении числилось порядка 2 500 танков Т-55, вооруженных 100-мм пушкой (против современных калибров в 120–125 мм). Серийный выпуск машин закончился в 1979 году. Вытащить этот танк на уровень, сопоставимый с современными образцами (по вооружению и бронированию), путем адекватных по стоимости затрат уже не представляется возможным (что, впрочем, не мешает сирийцам продолжать воевать на них). Однако его параметры прекрасны для машины, действующей со второй линии. Заменить пушку на 57 мм с управляемым подрывом, навесить немного ДЗ и экранов, поставить сверху «скворечник» с пулеметом 12,7 и получится превосходная колесница поддержки танков.

Танк примечателен и тем, что в нем нет автоматики заряжания, для этих целей предусмотрен заряжающий, что в условиях Сирии окажется несомненным плюсом – заменить члена экипажа проще, чем чинить автоматику. Заряжание же может происходить обоймами по 3–4 снаряда, вес обоймы будет в районе 20–25 кг, что позволяет одному человеку легко справляться с этой операцией.

АУ-220М «Байкал» (57 мм): перспективы практического применения в будущих войнах
Пример обоймы на 4 снаряда для 40-мм пушки

При этом места в танке достаточно для того, чтобы разместить более 100 снарядов 57 мм.

Как видно на видео ниже, места в башне довольно много (особенно для советских танков), а если заменить пушку на 57 калибр, его станет еще больше.


Поводы для осторожного оптимизма


В одной из предыдущих статей, посвященных авиации, я писал о том, что в этой сфере Россия долгое время не уделяла должного внимания вопросам наземного обслуживания своего парка авиатехники: Как работает военная авиация.

Но в случае с «Байкалом» в этом направлении есть явные подвижки – была разработана специальная транспортная машина, облегчающая процесс перезарядки модулей.

Кузов данного самодвижущегося экипажа битком набит боеприпасами и средствами, облегчающими их загрузку в боевые машины. Среди прочего значатся – 592 снаряда 57 мм, 2 000 патронов в ленте 7,62 (10 коробов), и два комплекта автоматов калибра 5,45 с БК (мало ли кому-то понадобится на передовой).

Отдельный пункт, вызывающий вопросы – 24 «аэрозольных боеприпаса» в двух упаковках. Не вполне ясно, что имеется в виду. Возможно, «дымы»? (Если кто-то знает точнее, напишите).

А также присутствует комплект ЗИП-О.

ЗИП-О – расходники, предназначенные для поддержания в постоянной готовности каждой машины при ее эксплуатации. Запасные части одиночного (индивидуального) комплекта ЗИП могут расходоваться водителем (механиком-водителем) в пути для устранения неисправностей.

Цитата с сайта www.compancommand.com

Весь кузов бронирован по 4 классу, то есть 5,45 и 7,62 должен держать, если не в упор.
То есть лишний раз машину лучше не подставлять. Нужно понимать, что данная машина предназначена не для транспортировки личного состава, как, например, MRAPы. Кузов полностью набит боеприпасами и вес, который можно выделить на броню, из-за этого сильно ограничен.

По заверениям разработчика, приготовления для пополнения БК занимают 5 минут, а сам БК пополняется за 20 минут.

Загрузка же самой транспортной машины занимает уже два часа. Видимо, время уходит на открытие транспортных контейнеров, в которых перевозятся снаряды.

АУ-220М «Байкал» (57 мм): перспективы практического применения в будущих войнах
Фото машины 9Т260 на базе Урала с сайта ЦНИИ Буревестник

Выводы


Данный модуль имеет большие перспективы применения в различных вариантах для решения широкого спектра задач:

ПВО флота – установка имеет все шансы заменить собой АК-630.

Объектная стационарная система ПВО (защита любых важных объектов), которая при этом способна работать и по наземным целям. Причем именно во флотском исполнении данная система может раскрыть максимум своего потенциала (в виду вопросов энергетики и охлаждения).

Подобные модули позволят заменить:

- машины поддержки танков;

- универсальную машину для усиления подразделений, способную эффективно сбивать легкие беспилотники, работать по живой силе (расчеты ПТУРов, предполагаемые наблюдательные пункты и снайперские позиции), умеющую эффективно уничтожать легкобронированную технику противника (бронебойными снарядами), за счет значительного преимущества в вооружении. При этом поражение слабо бронированных ТС (зачастую в кустарных условиях) типа пикапов возможно и стандартными осколочными боеприпасами;

- дежурное огневое средство для блокпостов и пограничных застав, в том числе и в транспортируемом вертолетом варианте.
Автор:
Александр Воронцов
Использованы фотографии:
https://zen.yandex.ru/, wikipedia.org, https://zen.yandex.ru/, https://andrei-bt.livejournal.com/, http://www.burevestnik.com/, http://oruzhie.info/
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх