БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

73 316 подписчиков

Свежие комментарии

  • Elena Efimova
    Мягкость и понимание в отношении таких преступников как раз и пришли из тех стран, которых в России некоторыми принят...Дьявол и его помо...
  • Лариса Лазуткина
    Меня все интересует где те все патриоты, которые кричали громко о поправках в конституцию, что государство несет отве...Погрязли в долгах...
  • Валерий Денисов
    Спасибо за хорошую статью.Александр Роджерс...

Вдвое дороже «Мистралей». Два универсальных десантных корабля для ВМФ РФ

Вдвое дороже «Мистралей». Два универсальных десантных корабля для ВМФ РФ

Ударный вертолет Ка-52К

22 мая ТАСС сообщило о заключении контракта между Минобороны России и судостроительным заводом «Залив» (Керчь) на постройку двух УДК для ВМФ России на сумму примерно 100 миллиардов рублей. Для отечественного флота универсальные десантные корабли – новый проект. В СССР, а затем и в России, корабли такого класса не строились. При этом опыт создания крупных вертолетоносцев в Советском Союзе был, но это были противолодочные крейсеры, основной задачей которых была борьба с подводными лодками противника.

Новые российские УДК обойдутся флоту в два раза дороже «Мистралей»


Как сообщило ТАСС, Минобороны России подписало с расположенным в Керчи судостроительным заводом «Залив» контракт на строительство двух первых универсальных десантных кораблей (УДК) для российского флота. Общая стоимость контракта оценивается примерно в 100 миллиардов рублей, об этом журналистам рассказали источники в российском оборонно-промышленном комплексе. По словам собеседников агентства, закладка кораблей должна состояться в течение ближайших недель. Следовательно, с большой долей вероятности можно говорить о том, что это произойдет уже летом 2020 года.

Еще в 2019 году в российской прессе обсуждалась информация о том, что головной УДК должен быть передан флоту в 2025 году, а оба корабля должны быть готовы до 2027 года.
В то же время официальные сроки закладки и сдачи кораблей не известны. При этом в самом сообщении ТАСС говорится о том, что агентство не располагает официальным подтверждением информации о заключенном контракте, а в пресс-службе судостроительного предприятия «Залив» журналистам рассказали, что готовы построить десантные вертолетоносцы для российского флота, отметив однако, что не располагают информацией о сделке.

Вдвое дороже «Мистралей». Два универсальных десантных корабля для ВМФ РФ

Универсальный десантный корабль типа «Мистраль», который должен был войти в состав ВМФ России

Информации о новых УДК, планы постройки которых обсуждаются регулярно со времен заказа во Франции двух кораблей типа «Мистраль», пока не так много. Но уже сейчас можно говорить о том, что два универсальных десантных корабля обойдутся российскому бюджету дороже своих французских аналогов.

Подписанный в июне 2011 года контракт с Францией на постройку универсальных десантных кораблей-вертолетоносцев «Мистраль» оценивался в 1-1,2 миллиарда евро. При этом точно известно, что за разрыв контракта Франция вернула России 949 миллионов 754 тысяч евро, а также установленное на кораблях российское оборудование. В любом случае, на момент заключения контракта в 2011 году покупка «Мистралей» обходилась российскому бюджету примерно в 41-49 миллиардов рублей по тогдашнему курсу (средний курс по итогам 2011 года – 40,9 рубля за евро).

Два новых УДК российской постройки обойдутся налогоплательщикам уже в 100 миллиардов рублей, то есть как минимум в два раза дороже. При этом рубль, безусловно, серьезно обесценился по отношению к евро и доллару после 2014 года, но стоимость кораблей всё равно заметно выросла. По текущему курсу это уже 1,317 миллиарда евро (средний курс за 2020 год – 75,9 рубля за евро). При этом специалисты отмечают, что внешне представленные корабли напоминают «Мистрали», правда, слегка подросшие в размерах. В любом случае сравнивать проекты в лоб на данном этапе нельзя, так как новые российские УДК, по всей видимости, будут больше французских плюс неизвестно, какое на борту кораблей будет установлено оборудование и вооружение. Однако цена пока настораживает. Особенно с учётом того, что корабли планируется строить уже не во Франции, а в России. С привлечением рабочих с российскими, а не французскими зарплатами, и с использованием российских материалов и комплектующих, которые, казалось бы, не надо приобретать за валюту.

Что известно о проекте нового УДК


О проекте нового УДК известно немного. Ранее в прессе широко обсуждался проект российского УДК «Прибой», разработанный специалистами Невского ПКБ, но теперь речь идет о другом проекте. Как считают в специализированном военном блоге bmpd, который выходит под эгидой Центра анализа стратегий и технологий, речь идет о проекте 23900, который разработан работниками Зеленодольского проектно-конструкторского бюро, входящего в состав судостроительной корпорации «Ак-Барс».

Первые материалы и изображения УДК проекта 23900 появились в начале января 2020 года, после того как телеканал «Звезда» выпустил новостной сюжет о посещении Путиным Севастополя. Здесь 9 января российский президент осмотрел экспозицию, посвященную перспективам развития ВМФ России. Экспозиция была развернута в здании Черноморского высшего военно-морского ордена Красной Звезды училища имени Нахимова. В рамках выставки в Севастополе предприятия оборонно-промышленного комплекса России представили свои перспективные разработки, среди которых особое место занимали именно боевые корабли.

Вдвое дороже «Мистралей». Два универсальных десантных корабля для ВМФ РФ

Кадр из репортажа телеканала «Звезда»

Как отмечают специалисты, представленные изображения УДК проекта 23900 позволяют говорить о существенном внешнем сходстве данного проекта с французскими «Мистралями». В блоге bmpd прямо назвали проект в «значительной мере клоном» французских УДК. Корабли действительно очень похожи внешне и, по всей видимости, обладают схожей архитектурой и планировкой внутренних десантных палуб. При этом российский вариант вышел пошире своего французского аналога, что отразилось на водоизмещении и возросшей вместимости корабля.

Определенные вопросы вызывает выбор компании-проектировщика. Разработкой и строительством УДК в России и СССР никогда не занимались. Но реальный опыт создания крупных боевых кораблей, тех же тяжелых авианесущих крейсеров проекта 1143, был у Невского проектно-конструкторского бюро. Однако за разработку УДК отвечали не они или другое петербургское предприятие — Крыловский государственный научный центр, а Зеленодольское проектно-конструкторское бюро. Компания, безусловно, успешная, но завоевавшая себе место под солнцем проектами малых ракетных кораблей: «Буянов» и «Гепардов». Ранее боевые корабли размерами превышающие «Гепарды», водоизмещение которых менее 2000 тонн, компания не проектировала.

Очевидно, что Россия в каком-то объеме стала обладателем технологий и конструкторской документации на «Мистрали», что позволяет проектировать корабли даже с привлечением специалистов корпорации, которая раньше исправно и с отличным качеством поставляла на экспорт и для внутреннего пользования многочисленные патрульные и малые ракетные корабли. К плюсам проектного бюро из Зеленодольска специалисты относят также освоенные здесь передовые технологии. Именно предприятие из Татарстана первым в отрасли смогло внедрить программно-аппаратный комплекс виртуального прототипирования. Благодаря этому комплексу, проектировщики и заказчики еще до начала постройки могут пройтись по внутренним помещениям будущего боевого корабля в 3D-очках, оценив, как проект будет выглядеть уже на этапе строительства и сдачи в эксплуатацию.

Технические характеристики нового УДК


Самое интересное – это технические характеристики нового УДК. Наибольшая длина корабля составляет 204 метра, ширина – 38 метров. Таким образом, российский вариант чуть длиннее «француза», но заметно шире – на 6 метров. Неслучайно корабль отличается большим полным водоизмещением, которое оценивается примерно в 25 тысяч тонн, для Мистраля полное водоизмещение составляло 21 300 тонн. Осадка корабля составит примерно 7,5 метров, что больше чем на метр превышает аналогичный параметр «французов», которые так и не добрались до российских берегов.

Вдвое дороже «Мистралей». Два универсальных десантных корабля для ВМФ РФ

Судостроительный завод «Залив», фото: nowcrimea.ru

Основными задачами новых российских УДК будут:
— перевозка войск, действующих на приморских направлениях;
— прием, перевозка морем и высадка войск и техники десанта;
— огневое поражение объектов противодесантной обороны противника.

Последний пункт, который есть на показанных телеканалом «Звезда» кадрах, может свидетельствовать о том, что на борту УДК будет размещено наступательное вооружение, а не только ударные вертолеты морского базирования. Сообщается, что универсальные десантные корабли нового российского проекта смогут принять на борт до 1000 человек, до 75 единиц различной военной техники и 6 десантно-высадочных средств.

Стоит отметить, что десантные возможности «Мистралей» были скромнее. К примеру, корабль мог взять на борт не более 900 десантников (при переходе на небольшую дальность) и до 4 десантно-высадочных средств, размещенных в специальной док-камере. Увеличение ширины корабля положительным образом сказалось на размерах внутренних и полетной палубы. Так специалисты оценивали возможности «Мистраля» в 60 перевозимых военных транспортных средств, а максимальный размер авиагруппы на борту оценивался в 16 вертолетов. На новых российских УДК количество вертолетов, по всей видимости, доведут до 20 единиц.

Традиционный вопрос, который возникал и при покупке «Мистралей», и при обсуждении проектов российских кораблей аналогичного класса: для чего российскому флоту подобные корабли? Ответов на него как минимум два.

Во-первых, это появление у флота возможности загоризонтной высадки десанта, когда УДК находится на очень большом расстоянии от берега вне досягаемости большинства средств поражения, а войска доставляются на берег вертолетами и десантными средствами. Отпадает необходимость высадки техники и десанта непосредственно на берег, как это делают советские и российские десантные корабли. Второй важный момент – возможность проецирования силы на разных театрах военных действий, а также организация логистической цепочки снабжения в регионе. Военные действия в Сирии наглядно продемонстрировали, насколько важно решать эти задачи.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх