БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

73 460 подписчиков

Свежие комментарии

  • Сергей
    Ну, наконец-то дошло.... Ишь, толеранты-толерантами, а дошло. Интересно, когда до наших власть предержащих дойдёт...Англия узаконила ...
  • Сергей
    Нет, а правда, за что "Слава..."?Злобная старуха У...
  • Семенков Александр
    Все накроется медным тазом. Последние вклады основной массы россиян, как подушка безопасности на чёрный день, преврат...Американский капи...

Британская Цусима

Британская Цусима

28 июля 1914 года началась La Grande guerre, ну или Первая мировая, или Вторая Отечественная, или Германская война. Точнее, для России она началась 1 августа, когда Германия объявила войну России, но не суть, нас интересует не Европа, а вполне себе Азия. Точно так же, как и Россия, и Франция, и все прочие Державы, Германия, владея в Китае портом и ВМБ Циндао, держала там Германскую Восточно-Азиатскую эскадру. Эскадра слово громкое для двух броненосных, трех легких крейсеров, четырех канлодок и прочей мелочи устаревших типов, да и 4000 солдат гарнизона Циндао не та опора, на которую эта эскадра могла оперется.


В итоге эскадра Максимилиана фон Шпее ушла, оставив в базе вовсе уж древний хлам вроде австрийского крейсера «Кайзерин Елизабет». Причём ушла без чёткого плана, не считать же за такой прорыв в осаждённую с моря Германию через два океана с попутными крейсерскими операциями? Впрочем, выбора не было – Циндао против японцев продержался семь дней и сдался ввиду исчерпания боекомплекта, а других германских либо дружественных портов у Шпее не было. Были острова в Тихом океане, но это не базы, не порты, и вообще – сплошные «не».

Британская Цусима

В процессе командир крейсера «Эмден» уговорил Шпее отделить его корабль для крейсерских операций в Индийском океане и знатно там «повеселился».
В числе жертв оказались русские корабли – пароход Добровольного флота «Рязань», превращённый командиром «Эмдена» в вспомогательный крейсер, благо даже подкрепления для орудий присутствовали, и крейсер «Жемчуг» в Пенанге, командир которого лишний раз доказал, что губят корабли не адмиралы, а разгильдяи с офицерскими эполетами. Впрочем, то, как флоты сразу четырех держав ловили «Эмден» и всё-таки поймали, история другая, сам Шпее двинулся в Атлантику, к берегам Чили, которое считалось дружественным Германской империи. Зачем по дороге был бомбардирован город Папеэте на Таити, уж Бог весть, без угля с местных складов можно было вполне обойтись. Но именно это появление ранее тщательно скрывавшейся эскадры заставило британцев направить свои корабли к побережью Южной Америки.

А дальше начинается история, чем-то похожая на историю недоброй памяти Второй Тихоокеанской эскадры. Флит – он, конечно, был Гранд, но на все направления его физически не хватало. В итоге в рейд через океан послали что было, а было ЭБР «Канопус», 1899 года постройки, выведенный с резерва и на скорую руку укомплектованный экипажем из резервистов, два броненосных крейсера «Монмоут» и «Гуд Хоуп», оба с резерва и укомплектованных аналогично, и легкий крейсер «Глазго» типа «Бристоль», корабль новый и с кадровым экипажем. Командовать этим соединением поставили Кристофера Крэдока, заслуженного 52-летнего адмирала с боевым опытом – оккупация Кипра в 1878 году и подавление боксерского восстания в 1900 году.

Формально, если считать по железкам – британцы были гораздо сильнее. Один «Канопус» это четыре орудия 305-мм, 12 орудий 152-мм, 152 мм брони Круппа в виде пояса и 18 узлов полного хода. «Гуд Хоуп» это два орудия 234-мм, 16 орудий 152-мм, 51-152 мм крупповской поясной брони и 23 узла полного хода. «Монмоут» – 14 орудий 152-мм, 51-102 мм пояса и 23 узла полного хода. Всему этому противостояли «Шарнхорст» и «Гнейзнау» – братья близнецы сумрачного тевтонского гения, несущие на двоих 16 орудий калибра 210-мм и 12 – 150-мм, со скоростью 23 узла и поясом 150 мм. Даже без броненосца формально – англичане сильнее. 2 234-мм и 30 152-мм против 28 орудий у немцев, броня сравнима, скорость тоже.

Здесь самое время обвинить Крэдока в глупости, нерешительности, тирании, отсутствии плана боя и неумелом маневрировании, но... Во-первых, «Канопус» не успевал, ибо скорость хода бумажная и скорость хода реальная оказались, как бы мягче сказать, немного разными. Во-вторых, кадровые экипажи немцев, проходящие постоянное обучение и стрельбы, оказались на порядок лучше и в точности огня, и в скорости, и в правильности выполнения приказов, и вообще – просто лучше, от последнего кочегара и до самого Шпее, давно служившего на этих кораблях и с этими людьми. Техническое состояние тоже – корабль с резерва и действующий корабль – это разные корабли.

В итоге мы имеем две эскадры – одна только-только выведена с резерва, укомплектованная экипажами с бору по сосенке и не имеющая боевого опыта. Вторая – кадровая и успевшая уже пострелять, хотя бы по берегу. И двух адмиралов – один вёл спаянные экипажи своих людей, им же и обученных, второй – сборную запасных на неосвоенных ими же кораблях. Дальнейшие события имеют два метода изучения. Можно анализировать, что там 1 ноября 1914 года у Коронеля было в деталях, кто как маневрировал, стрелял, какие приказы отдавал и тому подобное. Можно по схемам маневрирования выстроить сотню версий, а можно изучать снаряды и баллистику орудий. Но есть способ проще – признать, что кадровые артиллеристы немцев метким огнём дезорганизовали огонь британцев, превратив его в стрельбу куда-то в направлении противника из уцелевших орудий, а неумелая работа партий борьбы за живучесть не позволяла своевременно ликвидировать повреждения.

В итоге накопление двух этих факторов привело к чему привело – оба британских броненосных крейсера погибло, не спасся никто. Крэдока пытались (традиция искать козлов отпущения сильна не только в России) превратить в крайнего за всё. Точнее, за два корабля, 1654 британских моряка, и это при том, что немцы потеряли 2 человек раненными и получили в общей сумме семь попаданий. Но строго говоря – Крэдоку приказали убиться об стену, в смысле перехватить противника, он это и выполнил. «Канопус» тащить с собой он не мог, при его скорости догнать кого-либо было нереально, да и в бою скорость в 12 узлов и необученность экипажа привели бы разве к увеличению количества жертв. Сэр Кристофер вежливо намекал руководству на небоеспособность своих сил, в ответ ему так же вежливо намекнули на трусость сэра Кристофера, он и пошёл. По мне так полная аналогия с Зиновием – овладеть морем так овладеть морем, он и пошёл. Вся разница – британцы могли послать к Фоклендам новейшие корабли, и Цусима британская закончилась Цусимой германской, а у нас посылать было уже некого.

А так – британцы реализовали единственно разумный план – повредить рейдеры и прикрыть экспорт селитры с Чили, сорвав крейсерские операции немцев вот таким способом. Не повезло, свежая погода и неосвоенная матчасть не позволили этого сделать. В теории могло повезти – пара серьёзных попаданий и интернирование Шпее было гарантировано. Могло, десятью годами ранее, повезти и нам – выбей кроме «Асамы» ещё и «Микасу» с «Фудзи», на что предпосылки были, балтийцы бы пришли во Владивосток частью сил, и мирный договор стал бы поинтереснее для России. А так вышло что вышло, и у них, и у нас. И по-другому быть не могло, хотя бы потому, как далеко в столицах частенько считают железо, а не реальную картину, а адмиралы на мостиках в те времена ещё понимали слово честь правильно, и поступали согласно этой чести, не умея отказывать начальству с его дурными намёками, и давать в отставке интервью о тупых начальниках спустя годы.

В этом разрезе сэр Кристофер Крэдок человек долга, а его эскадра образец британского духа и принципа «Погибаю, но не сдаюсь». Кстати, как и в эскадре нашей, у британцев «Глазго» и вспомогательный крейсер «Отранто» ушли, бросив товарищей с броненосных крейсеров по-возвышенному, и спасая свои корабли по-нормальному. В отличие от Энквиста, их не осудил никто. Зачем давать противнику лишние победы. Немного позже при Фоклендах, когда уже британцы будут добивать Шпее – на прорыв рванут германские легкие крейсера. Зачем терять всё в проигранном бою.
Автор:
Роман Иванов
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх