Свежие комментарии

  • Александр Еньшин
    Такие скачки цен, это рыночная экономика в действии(спекулятивная)! И нам это готовит наше правительство.Итог амбициозных ...
  • Юрий Кушнарев
    вероотступники во всё времена - самые страшные и мерзкие предателиУния с унией в Ук...
  • Алил Гусейнов
    Прочитал только заголовок и сразу возник вопрос. Это, поэтому цены в России растут как на дрожжах и идет обнищание бо...Наше начальство н...

В состоянии ли Украина модернизировать советские танки

В состоянии ли Украина модернизировать советские танки

На Украине не оставляют несбыточных надежд стать великой танковой державой и, помимо пропаганды мифического супертанка «Нота», которого никогда не существовало, стали красочно описывать, как они модернизируют танк Т-64. Он является основой танковых войск украинской армии, достался Украине от Советского Союза и представлен танками серии Т-64БВ, выпуск которой был прекращен в 80-е годы.

Запевалой, как и следовало ожидать, стал укропропагандист Сергей Згурец со своей информационно-консалтинговой компанией Defense Express, пропагандирующий несуществующую военную мощь Украины. Последний его опус на эту тему рассказывает о «грандиозных работах» по модернизации этого танка, которые успешно продвигаются, и рота модернизированных танков должна даже участвовать на юбилейном параде в Киеве в конце августа.

Какую же заманчивую перспективную авантюру на этот раз описывает Згурец, верный своим принципам пропаганды дышащего на ладан военно-промышленного комплекса Украины?

Оказывается, еще в 2020 году Минобороны Украины заключило договор на модернизацию танка Т-64 с поставкой 12 танков ко дню независимости украинского недоношенного государства. Договор предусматривал не модернизацию всего танка, а только замену устаревшего двигателя 5ТДФ мощностью 700 л.
с. на двигатель 6ТД-1 мощностью 1000 л. с.

Самое интересное заключалось в том, что работы по модернизации поручили не разработчику танка (ХКБМ) и его изготовителю (завод Малышева), а Харьковскому бронетанковому заводу (ХБТЗ). За этим громким названием завода стоит бывший советский 115-й танкоремонтный завод, который никогда не производил танки, а только выполнял их капитальный ремонт, разбирая и собирая танки и меняя отработавшие свое узлы и агрегаты. Работу по модернизации возглавили не конструкторы, а военные – Центральное бронетанковое управление и Конструкторско-технологический центр Минобороны со своим исполнителем ХБТЗ.

Следует отметить, что держателем документации на танк является ХКБМ, и только оно, как головной разработчик, несет ответственность за модернизацию танка и вправе вносить в документацию изменения, а завод Малышева теоретически должен обладать оборудованием, оснасткой и специалистами по изготовлению узлов и агрегатов танка для производства необходимых работ.

Тем не менее Минобороны поручает эту работу своим подотчетным организациям, которые никогда не разрабатывали и не производили танков. Все дело в том, что всем нужны деньги, которых у государства нет, и военные пытаются вырвать их под себя с соответствующим уровнем откатов при реализации проекта.

В обоснование своих действий Минобороны представило эту работу как доработку и модернизацию в ходе капитального ремонта и поручает её своим организациям, хотя те не в состоянии самостоятельно без предприятий промышленности выполнить ее. Поэтому инициативу Минобороны назвали «переходным вариантом модернизированного Т-64» с максимальным использованием узлов и агрегатов МТО советского танка Т-80УД, производство которого велось на заводе Малышева, и танка «Оплот» – неудачной попыткой усовершенствования Т-80УД, так и не дошедшего до армии.

Советская модернизация Т-64


Чисто с технической точки зрения замена двигателя 5ТДФ на двигатель 6ТД-1 в корпусе танка Т-64 не такая простая задача, для этого необходимо отрезать заднюю часть корпуса танка и приваривать новую. С установкой нового двигателя меняется все МТО с системами очистки воздуха, охлаждения двигателя и новой трансмиссией. Такую работу может выполнить только завод Малышева, бронетанковый завод в принципе на это не способен. В связи с этим доработанный корпус танка, системы МТО и сам двигатель были заказаны на заводе Малышева, ХБТЗ должен был только собрать танк.

При этом следует подчеркнуть, что танк Т-64 с двигателем 6ТД-1 был разработан еще в далеком 1976 году по темам «Кедр» и «Береза» (объект 476). Были изготовлены три опытных образца танка, которые успешно прошли испытания, но серийное производство танка не началось, поскольку это МТО перешло на танк Т-80УД. Это последний самый совершенный советский танк, принятый на вооружение в 1984 году. На Украине таких танков нет, около 700 машин находятся в России, по всей видимости, на базах хранения. То есть документация на танк Т-64 с двигателем 6ТД-1 есть, она, естественно, требует корректировки с учетом сегодняшних реалий и возможностей промышленности.

Украинские попытки модернизации Т-64


Такую же модернизацию попытались провести на Украине в конце 90-х, предъявив «новый» танк «Булат» в попытке довести Т-64 до уровня Т-80УД путем установки двигателя 5ТДФМ мощностью 850 л. с. и прицельных комплексов с танка Т-80УД, а также с повышенной защищенностью за счет установки динамической защиты. В начале 2000-х было изготовлено несколько десятков этих танков. В связи с возросшей массой танка до 45 тонн мощность двигателя 5БДФМ была уже недостаточна, к тому же при установке форсированного двигателя не были модернизированы системы очистки воздуха и охлаждения двигателя, что приводило к выходу из строя танков из-за пылевого износа двигателя, и эксплуатация танков была приостановлена.

Встал вопрос установки двигателя 6ТД-1, к тому же производство двигателей 5ТДФ и 5ТДФМ на заводе Малышева давно прекращено, он перешел на производство двигателей семейства 6ТД. В любом случае для поддержки парка танков Т-64, ресурс двигателей 5ТДФ которых истекает, необходимо было модернизировать танки с установкой двигателя 6ТД-1.

Не следует также забывать, что установка более мощного двигателя требует усиления ходовой части, что было решено на танке Т-80УД, там была внедрена более мощная ходовая. На Т-64 такие работы не проводились, и это потребует дополнительных затрат и времени.

ХКБМ была задана ОКР «Краб» по глубокой модернизации танка Т-64 с учетом повышения его проходимости, огневой мощи и защиты. Первый опытный образец модернизированного танка должен быть представлен в конце 2021 года – начале 2022 года и реализовывать эту модернизацию может только завод Малышева.

Следует отметить, что реализация технических решений по повышению огневой мощи, подвижности и защиты модернизированного танка Т-64, а именно: внедрение нового МТО с двигателем 6ТД-1, установка прицельного комплекса наводчика «Иртыш» и командира на базе прицела «Агат–С» с закрытой зенитной установкой, производство которых было передано в 1990 году на Украину для оснащения Т-80УД, и тепловизора на базе импортных комплектующих, а также внедрение динамической защиты «Нож», бортовых экранов на корпусе и решеток в районе МТО, позволяет достичь достаточно высоких характеристик, и по своим возможностям он будет на уровне Т-90А, значительно превосходя Т-72Б3.

Все это возможно только теоретически, для реализации такой модернизации танка на Украине сегодня нет ни технических, ни финансовых, ни организационных возможностей.
Мышиная возня вокруг танка «Булат», ОКР «Краб» и авантюры Минобороны по модернизации Т-64, по всей видимости, направлена на попытку получения финансирования за работу, которая выполнена много лет назад в Советском Союзе.

Безуспешность украинских попыток выпуска и модернизации танков


На сегодняшний день ни ОКР «Краб», ни авантюра Минобороны, естественно, не реализованы. Для этого нет финансирования ни у кого.

В мае этого года завод Малышева должен был поставить ХБТЗ пять доработанных корпусов танка и пять двигателей 6ТД-1. В связи с отсутствием финансирования поставлен только один комплект и как будто бы один танк собран. Дальше все повисло в воздухе, работы не финансируются и практически остановлены, как это было уже не раз с грандиозными планами производства бронетехники.

Все это говорит о том, что Украина не в состоянии даже повторить тот задел, который остался от Советского Союза. Попытка повторить Т-80УД, назвав его Т-84, закончилась провалом. А попытка его усовершенствовать (танк «Оплот») до принятия на вооружение так и не дошел.

Провальными оказались и работы по модернизации Т-64 с повышением его характеристик до уровня Т-80УД. Тем более Украина не в состоянии разрабатывать и производить танки следующего поколения. Украинская оборонная промышленность настолько деградировала, что не способна вести не только серийное производство, а и выпускать единичные образцы техники.

Несмотря на явный провал работ по изготовлению 12 модернизированных танков Т-64, укропропагандист Згурец бредит какими-то мифическими идеями о том, что они пройдут на параде в Киеве вопреки тому, что этот контракт ни при каких обстоятельствах реализовать невозможно.

При всех провалах пропагандистская машина безуспешно пытается внушить всем, что Украина в состоянии к своему юбилею показать новые образцы вооружений и доказать возможность их производства и продажи.
Автор:
Юрий Апухтин
Использованы фотографии:
defence-ua.com
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх