371-й адмиралтейский «аристократ»

 
Неприметные с виду простые работяги ВМФ не участвуют в «атаках века», не пускают на дно крейсеры. Их замечают только во время их отсутствия. Мерно разрезая волны заливов и бухт, они проходят мимо мускулистых стальных бойцов, незамеченные и недооценённые. Но стоит им куда-нибудь исчезнуть, как акватория, несмотря на ряды фрегатов, подлодок и крейсеров, буквально пустеет. И с первого раза даже невозможно понять, в чём дело.

Посему речь пойдёт о самом массовом семействе больших командирских катеров проекта 371.
Сразу после окончания Великой Отечественной войны и в самом начале второй половины 20-го века было принято решение о начале постройки серии крейсеров проектов 65, 82, 68к и 68бис. Тогда же, одновременно с проектированием крейсеров, возникла необходимость создания разъездного командирского и офицерского катера специально для указанных выше кораблей. 
 


Катер проекта 371У

Будущий катер предполагали эксплуатировать на любом флоте Советского Союза. Корпус должен был стать стальным, палуба деревянной, а рулевую рубку собирались установить в средней части катера. Для пассажиров, а их собирались разместить не менее 11 человек, планировали оборудовать салон и открытый кокпит в кормовой части для возможности гостям обозревать акваторию. Подъёмный вес катера не должен был превышать 7 тонн при длине в 12 метров. Скорость должна была составлять около 13 узлов, при этом для удобства пассажиров парусность катера необходимо было минимизировать. При этом мореходность планировали довести до 5 баллов. 

Заказчик также пожелал, чтобы обводы катера были плавными, т.е. круглоскульными. Видимо, уже тогда командование желало иметь в своём распоряжении изящный лимузин, который будет скользить по водной глади военной бухты, подчёркивая уровень пассажиров. 

Информации о процессе проектирования, несмотря на будущую массовость производства катера, крайне недостаточно по многим причинам. Во-первых, проектирование велось параллельно на нескольких предприятиях Советского Союза, которые к тому же проводили взаимные согласования по проекту. По одним данным проектирование началось в ЦКБ-20, которое давным-давно ликвидировано, посему информация отсутствует. Позже, по мере развития и модернизации проекта, проектирование было поручено конструкторскому бюро МСП. Кстати, именно КБ МСП разрабатывало другой массовый проект катеров типа «Ярославец». Правда, это были служебно-вспомогательные, буксирные и водолазные катера. Читатель и сейчас легко узнает в любой акватории этих скромных стареньких трудяг флота.

371-й адмиралтейский «аристократ»


Известно также, что разработки нового катера уже велись и проект 371 имел предшественника по крайней мере на бумаге. Так, одна из модернизаций катера под номером 371бис был потомком уже прошедшего испытания катера проекта 371М. К тому же в семействе 371-ых были и остроскульные птенцы – 371Г и 371Д. Их объединял дизельный двигатель – 3Д6С с мощностью в 150 лошадиных сил и числом оборотов 1500 в минуту.

После испытаний построенных прототипов катер постоянно совершенствовался. Так, после сравнительных испытаний установили, что длина катера не должна превышать 12 метров, а мореходность будет ограничена 5 баллами. При этом, несмотря на то, что остроскульные катера показали лучшую остойчивость и скорость, начальство решило оставить благородные круглоскульные обводы корпуса как признак аристократической породы.

Наконец серийная постройка катеров была поручена Рыбинской судоверфи, туда же была передана вся конструкторская документация. После того как первые крупные серии катеров пошли во флот, оживились и предприятия народного хозяйства. Так как катер хорошо себя зарекомендовал, гражданский кластер также пожелал эксплуатировать его для своих нужд. В нём привлекали надёжность, мореходность и, конечно, презентабельный внешний вид и комфортные условия. 



Таким образом, на свет появилась новая модификация командирского катера семейства 371 – катер 371У. На данный момент наибольшее их количество эксплуатируется на Чёрноморском флоте, хотя крупная часть этой серии работала и в народном хозяйстве. В 1961 году этот проект был запущен в серийное производство. Длина катера была немного увеличена, размещено аварийно-спасательное и пожарное оборудование, в зависимости от модификации, а также снижена шумность в помещениях за счёт шумоизоляции дизельного двигателя. 

Головной катер проекта 371У имел следующие характеристики:

— длина 12,56 м, ширина 3,23 м, осадка 0,63 м;
— водоизмещение катера с полным запасом и пассажирами 9,83 т;
— полная скорость 13,5 узла;
— дальность плавания 75 миль (по другим данным 140 миль на экономичном ходу);
— экипаж 2 человека;
— пассажировместимость – 11 человек (в салоне 6, в кокпите 5). 

371У представлял собой катер с полуутопленной надстройкой, приподнятой рулевой рубкой с максимально возможным остеклением и открытой кормовой частью, т.е. кокпитом. Главный двигатель – всё тот же дизель 3Д6С, а моторное отделение было расположено в средней части катера. Сам движитель был трёхлопастным гребным винтом с диаметром 0,7 метра.



Корпус обладал круглоскульными обводами, был изготовлен из стали, а материал настила палубы и надстройки – дерево. Также корпус был разделён на пять водонепроницаемых отсеков. Несмотря на водоизмещение и круглоскульные обводы катер сохранил хорошую мореходность и остойчивость. 

В 1978 году уже по проекту КБ Рыбинского судостроительного завода, опираясь на предыдущие наработки и их практическое воплощение, судоверфь построила головной катер проекта 03713, рассчитанный на выполнение спасательных и патрульных задач в системе республиканской спасательной службы. Этот проект предусматривал дооборудование катера специальными устройствами и снаряжением для возможности выполнения возложенных на него задач. За всё время катера данного проекта строились на трёх заводах – уже упомянутый Рыбинский, завод «Редан» и ярославский ССЗ №345.

Непосредственно для нужд ВМФ данные катера строились вплоть до середины 70-х годов. Позже вальяжных аристократов, которые уже получили имя проект «Адмиральский» (ещё его именуют «Адмиралтеец»), заменили на катера проекта 1404 «Соколёнок». Правда, гражданские варианты производились вплоть до распада СССР. Однако, несмотря на эти данные в списках Черноморского флота числятся, к примеру, такие катера как РК-1941, спущенный на воду в 1990-м году и до сих пор несущий службу в составе судов обеспечения в Севастополе.



Так как катер активно использовался и в народном хозяйстве, а после распада Союза поступил в свободную продажу, можно полюбопытствовать отзывы об «Адмиралтейце». Хозяева подобных катеров характеризуют их как «долгоживучих и неприхотливых». Отмечают и мореходность катера, который при задраенных люках прекрасно входит в волну, словно своеобразная подводная лодка. Отдельно отмечают изящные элементы декора. К примеру, латунные поручни прекрасно блестят на солнце.

Многие умельцы даже активно модифицируют старого аристократа – сооружают дополнительные каюты, устанавливают холодильники и т.д. А вот такую простоватую характеристику автору удалось найти у одного владельца этого служилого ветерана: «Всяко лучше белоснежного пластикового ширпотреба современности, который можно смело брать на таран, находясь в кабине этого катера». 

Всего было построено от 300 до 500 катеров семейства проекта 371. И стоит отдать должное этому скромному рядовому ВМФ, как Союза, так и России. И сейчас их можно встретить в Севастополе, Феодосии или Темрюке.
Источник ➝

Точки роста в кризис: Россия на фоне мировой нестабильности


Обвал цен на нефть и эпидемия коронавируса спровоцировали новый мировой экономический кризис. Но действительно ли Россию в обозримой перспективе ждет лишь сплошной экономический упадок или возможен какой-либо рост в отдельных направлениях экономики?

Начнем с того, что мировой экономический кризис заставит многие страны пересмотреть свои экономические стратегии. Последствия снижения цен на нефть покажутся цветочками по сравнению с теми ягодками, к которым может привести карантин из-за коронавируса в том случае, если он растянется на недели и даже месяцы.
Уже сейчас в России многие бизнесы теряют до 80% прибыли.


В наиболее тяжелом положении находятся транспортные перевозки, туристический сектор, сферы общественного питания, досуга и развлечений. Закрытие границ, прекращение авиационного и железнодорожного сообщения, запрет на работу кафе, ресторанов, спортзалов и прочих общественных мест в течение первой карантинной недели очень серьезно ударили по целым отраслям экономики.

К прогнозируемым последствиям относятся закрытие части бизнеса, не способного платить арендную плату и зарплату сотрудникам, увеличение безработицы, ухудшение инфраструктуры. Понятно, что удар по экономике будет измеряться триллионами рублей и оправиться от кризиса будет очень и очень непросто.

Но даже в такой бочке дёгтя мировой нестабильности можно найти и свою ложку мёда. Так, часть бизнесов смогла практически без потерь перейти на дистанционную работу, переведя своих сотрудников на удаленную деятельность. Это обстоятельство в перспективе может дать толчок к дальнейшей цифровизации российских бизнесов. Многие компании поймут все преимущества удаленной работы, в первую очередь финансовые, и после карантина могут и оставить большую часть специалистов на дистанционном режиме трудовой деятельности.

Именно карантин становится катализатором развития онлайн-сервисов, причем не только в коммерческой сфере. То самое «электронное правительство», о котором так любили рассуждать в годы премьерства Дмитрия Медведева, также может стать реальностью: карантин в данном случае станет репетицией перевода значительной части функций государственных и муниципальных органов власти «на удаленку».

Между тем востребованность онлайн-сервисов дает стимул для развития информационно-коммуникационных технологий, для появления новых стартапов в таких сферах, как автоматизация, мобильные приложения, дистанционное ведение дел: от бухгалтерии и юриспруденции до организации общественного питания с доставкой продуктов.

Период карантина может стать отправной точкой и к постепенному переходу значительной части российских учебных заведений на дистанционное образование. Это также откроет новые возможности, точки роста и для системы образования, и для национальной экономики в целом.

Одна из самых пострадавших отраслей – туристическая. Потери в ней исчисляются десятками миллиардов рублей. Но закрытие основных каналов зарубежного туризма способно стимулировать рост внутреннего туризма, а ведь в огромной России столько прекрасных мест, и большинство из тех, кто отдыхал в Италии, Испании или Турции, вряд ли бывали даже в малой части из самых интересных туристических достопримечательностей нашей страны.

Снижение количества импортных товаров, рост цен на них способны выступить в качестве дополнительного стимула для развития отечественного производства, что, собственно, мы уже наблюдали в 2014-2015 гг. во время ввода против России экономических санкций и ответных мер Москвы против продукции враждебно настроенных стран.

Наконец, в России могут подешеветь объекты недвижимости, а ведь проблема чрезмерно завышенных цен на квартиры стоит очень остро и является важным препятствием для многих россиян и российских семей в обретении своего жилья. Правда, многие банки уже воспользовались ситуацией и решили поднять ипотечные ставки. Но всё же снижение стоимости жилья в сочетании с мерами государственной поддержки семей с детьми, такими, как материнский капитал за первенца и списание части ипотечного кредита за третьего ребенка, помогут некоторым семьям, несмотря на кризис, решить свои жилищные проблемы.

Наконец, сама по себе пандемия заставит Россию, как и другие страны мира, пересмотреть свое отношение к системе здравоохранения, к медицинским и биологическим наукам. Ведь мир окончательно убедился, что угроза человечеству может исходить не только от ракетных установок, подводных лодок и самолетов с ядерными ракетами, но и от вирусов, и учиться этим вирусам противостоять – задача не менее важная, чем развивать армию и флот.

Картина дня

))}
Loading...
наверх