БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

73 316 подписчиков

Свежие комментарии

  • vilen petrov
    можно,но за какой срок???попробуй за год подтянуть физическую форму и поднять хотя бы 1,5 своих веса,а это молодёжи п...От пенсионеров не...
  • mark kapustin
    Юрий Селиванов: У...
  • Сергей Лепехов
    Не угадали. Я совсем не те страны имел в виду, о которых вы пишете...Дьявол и его помо...

Боевые корабли. На пути к совершенству - 1 часть

Боевые корабли. На пути к совершенству - 1 часть

Сегодня речь пойдет о продолжении серии итальянских легких крейсеров типа «Кондотьери», серии Д, которая состояла из двух кораблей. Первым был «Эугенио ди Савойя» (в тексте – «Савойя») и «Эмануэло Филиберто Дюка Д’Аоста» (в тексте – «Аоста»).

Да простят мне такую вольность с именами, но имена не очень короткие, а упоминать придется часто.

Итак, «Кондотьери» четвертой серии, «Д». Не станем разбирать досконально их начинку, проще сказать, чем они отличались от кораблей предыдущей серии — «С», «Раймондо Монтекукколи». По сути, серия «Д» отличалась некоторыми улучшениями, которые можно таковыми считать.

Боевые корабли. На пути к совершенству - 1 часть

Были изменены формы надстроек, дымовых труб, сдвинули к носу установки универсальных орудий. Увеличили толщину бронепояса и бронепалубы, но незначительно.

Однако изменения затронули водоизмещение. Значит, для сохранения установленной скорости требовалось увеличить мощность силовых установок. Это было сделано довольно эффективно.

Более того, именно удачные двигательные установки породнили крейсера серии «Д» с советским флотом. Первая силовая установка крейсера «Эугенио Савойя» не была установлена на корабль, а отправлена в СССР и стала ГЭУ нового крейсера проекта 26 «Киров». А для «Савойи» изготовили дубликат.
А второй корабль серии, «Аоста», и вовсе вошел после войны в состав Краснознаменного Черноморского флота.

Стандартное водоизмещение «Аосты» равнялось 8 450 т, «Савойи» — 8748 т, водоизмещение в полном грузу 10 840 и 10 540 тонн соответственно. Крейсера имели наибольшую длину 186 м, 180,4 м по конструктивной ватерлинии и 171,75м между перпендикулярами, ширину 17,53 м, осадку при стандартном водоизмещении — 4,98 м.

Бронирование немного изменили. Цитадель формировалась из 70-мм главного броневого пояса, который был одинаковой толщины по всей длине, и 20-мм верхнего пояса. Толщина противоминной переборки была увеличена до 35 мм в средней части и 40 мм в районе погребов.

Цитадель замыкали переборки толщиной 50 мм. Главная палуба имела толщину 35 мм, верхняя палуба — 15 мм. Прикрыли 30-мм броней отделения дизель-генераторов и осушительных насосов.

Была усилена защита верхней части барбетов до 70 мм, лобовых плит башен — до 90 мм, стенок и крыши — до 30 мм.

В целом, несмотря на то, что броня была увеличена, по-прежнему от снарядов 203-мм она не защищала даже теоретически, а от 152-мм орудий-одноклассников — номинально и с оговорками.

Толщина бронирования выросла, но весьма незначительно, поэтому положения с зонами свободного маневрирования осталось на прежнем уровне: под огнем 203-мм орудий она отсутствовала, а под огнем 152-мм орудий была слишком мала.

С энергетической установкой все обстояло так: на «Савойе» установили котлы от «Ярроу», на «Аосте» — от «Торникрофта». Турбины тоже различались: «Савойя» имел турбины от «Белуццо», а «Аоста» от «Парсонса».

Корабли обязаны были развивать по проекту скорость 36,5 узла при мощности механизмов 110000 л.с.

Однако на испытаниях «Аоста» при водоизмещении 7 671 т развил скорость 37,35 узла при мощности механизмов 127 929 л.с. «Савойя» при водоизмещении 8 300 тонн и мощности механизмов 121 380 л.с. развил скорость 37,33 узла.

Боевые корабли. На пути к совершенству - 1 часть

В условиях нормальной эксплуатации крейсера стандартно развивали скорость полного хода 34 узла, дальность плавания 3 400 миль со скоростью 14 узлов.

Артиллерийское вооружение было идентично крейсерам ранних типов, за исключением того, что крейсера типа «Д» сразу получили в качестве ПВО 37-мм автоматы от «Бреда». 8 автоматов в четырех спаренных установках. 13,2-мм пулеметы присутствовали в количестве 12 единиц, в шести спаренных установках.

Боевые корабли. На пути к совершенству - 1 часть

Боевые корабли. На пути к совершенству - 1 часть

Система управления огнем полностью повторяла установленную на крейсерах типа «Монтекукколи».

Боевые корабли. На пути к совершенству - 1 часть

В противолодочное вооружение входили два бомбосбрасывателя и два бомбомета, минное вооружение состояло из двух минных рельсов, а число мин, принимаемых на борт, варьировалось в зависимости от их типа, противоминное вооружение включало 2 паравана.

Авиационное вооружение состояло из катапульты и гидросамолета-разведчика «RO.43». Гидросамолетов по плану должно было бы быть два, но на борт брали один и размещали его сразу на катапульте.

Боевые корабли. На пути к совершенству - 1 часть

Модернизации, которые проводились на крейсерах, были существенны, хотя с момента вхождения в строй в 1935 году и до 1943 года корабли прослужили в начальной комплектации.

В 1943 году на крейсерах демонтировали торпедное вооружение, убрали катапульты, сняли 13,2-мм пулеметы. Вместо всего этого каждый корабль получил по 12 одноствольных 20-мм зенитных автоматов. Это довольно прилично усилило ПВО крейсеров.

А на «Аосте» к тому же установили итальянскую РЛС «Гуфо». РЛС, честно говоря, не блистала, потому после перемирия была заменена на американскую РЛС типа «SG».

«Еугенио ди Савойя», кстати, — тезка немецкого тяжелого крейсера «Принц Ойген». Корабли были названы в честь одного и того же человека, немцы оказались пощедрее.

Боевые корабли. На пути к совершенству - 1 часть

Справедливости ради отметим, что Евгений, принц Савойский (1663-1736), стал одним из величайших австрийских военачальников за всю историю.

По традиции крупные корабли итальянского флота имели собственные девизы. У крейсера он звучал как «Ubi Sabaudia ibi victoria» («Где Савойя, там победа»). Девиз был начертан на возвышенном барбете башни № 3.

С началом поставок немецких мин в марте-апреле 1941 г. на крейсере установили два дополнительных минных рельса параллельно существующим. После этого корабль мог брать на борт 146 мин типа ЕМС или 186 типа UMA (противолодочных). Кроме того, имелась возможность принимать мины типов G.B.1 и G.B.2 — по 380 или 280 штук соответственно. Для компенсации веса были сняты кормовые якоря.

Служба


Боевые корабли. На пути к совершенству - 1 часть

После вступления в строй корабль занимался обычной подготовкой экипажа, принимая участие в парадах, походах и учениях. Боевая работа началась тогда, когда в Испании разразилась Гражданская война.

В январе-феврале 1937 г. «Савойя» участвовал в двух миссиях по доставке генералу Франко личного состава и техники.

13 февраля 1937 г. крейсер вышел из Ла-Маддалены курсом на Барселону. Перед выходом командующий соединением приказал закрасить серой краской название корабля и снять все спасательные круги, на которых оно было написано, чтобы при случайном падении в воду они не выдали национальной принадлежности.

В 9 километрах от Барселоны крейсер лег в дрейф и, уточнив координаты, открыл по городу огонь главным калибром. За неполные 5 минут было выпущено семьдесят два 152-мм снаряда. Целью был авиационный завод, но по заводу итальянцы не попали, зато разрушили в городе несколько жилых домов. Погибло 17 человек. Береговые батареи открыли ответный огонь, но снаряды легли с большим недолетом.

Боевые корабли. На пути к совершенству - 1 часть

Нужно отметить, что названия кораблей, участвовавших в бомбардировке мирных городов, довольно долго сохранялись в секрете. В испанской литературе обстрелы долгое время приписывались итальянскому крейсеру «Армандо Диаз» или даже франкистскому «Канариас».

Однако офицеры британских линкоров «Ройял Оук» и «Рамиллиес», в ту ночь стоявших на якоре близ Валенсии, точно опознали нападавшего.

Вскоре произошел инцидент с подводной лодкой «Ирида» под командованием капитан-лейтенанта Валерио Боргезе. Будущий командир подводного спецназа Италии по ошибке выпустил торпеду в британский эсминец, приняв его за республиканский. После этого итальянцы отказались от активного участия надводного флота в боевых действиях.

Вместо войны «Савойю» и «Аосту» было решено отправить в популистское кругосветное путешествие. Оно должно было показать всему миру достижения Италии в кораблестроении. Кругосветки не получилось, потому как уже началось общее предвоенное напряжение во всем мире, а в Китае уже вовсю шла война.

Боевые корабли. На пути к совершенству - 1 часть

Тем не менее, крейсера посетили Дакар, Тенерифе, Ресифи, Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу, Монтевидео, Буэнос-Айрес, Вальпараисо и Лиму. Но вместо перехода по Тихому океану и вояжей по странам Азии корабли через Панамский канал вернулись обратно в Италию.

Визит в Южную Америку принес определенные результаты. Корабли посетили президенты четырех стран, генерал-губернаторы колоний (пять), министры всех стран оптом и около полумиллиона интересующихся обычных граждан.

Боевые корабли. На пути к совершенству - 1 часть

Днем 10 июня 1940 г. экипаж крейсера был ознакомлен с объявлением войны Великобритании и Франции, а вечером крейсер вместе с тремя другими кораблями 7-й дивизии и тяжелыми крейсерами «Пола», «Больцано» и «Тренто» вышел на прикрытие постановки мин в Тунисском проливе.

Повоевать с французами, извечными соперниками, не удалось. Франция быстро закончилась на суше.

В течение 1940-41 годов крейсер принимал участие в прикрытии ливийских конвоев. Участвовал в сражении про Пунта-Стилло. Безрезультатно, как, впрочем, все итальянские крейсера.

«Савойя» вместе с другими кораблями принимал участие в операциях против Греции в конце 1940 года, обстреливая главным калибром позиции греческих войск.

В апреле-июне 1941 «Савойя» принял участие в крупнейшей постановке мин у побережья Триполи. Итальянские корабли выставили заграждения числом свыше двух тысяч мин разных видов.

Боевые корабли. На пути к совершенству - 1 часть

Данная постановка оказалась самой успешной операцией итальянского флота за всю войну: 19 декабря 1941 г. здесь погибли британские крейсер «Нептун» и эсминец «Кандагар», а крейсер «Аврора» был очень сильно поврежден.

Окрыленные таким успехом, итальянцы решили выставить еще одно заграждение — под кодовым названием "В". Однако действия британской эскадры сорвали постановку мин, и заграждение «В» так и не было выставлено.

Боевые корабли. На пути к совершенству - 1 часть

Постановка мин в Тунисском заливе

Боевые корабли. На пути к совершенству - 1 часть

В течение 1941 года крейсер сперва находился в ремонте, затем сопровождал конвои в Африку.

В мае 1942 года положение британских войск на Мальте стало совсем печальным. Не хватало всего, и британское командование решило отправить одновременно два конвоя: из Гибралтара (операция «Гарпун») и Александрии (операция «Вигорэс»). По замыслу британцев это заставило бы итальянский флот разделить свои силы, соответственно, один из конвоев мог бы проскочить вообще безнаказанно.

То, что произошло, получило название битвы у острова Пантеллерия, или «Битвы середины июня».

Боевые корабли. На пути к совершенству - 1 часть

Главные силы итальянского флота пытались обнаружить конвой «Вигорэс», но не сильно преуспели в этом. А вот со вторым конвоем, «Гарпун», история получилась весьма поучительная.

5 транспортов конвоя непосредственно прикрывали крейсер ПВО «Каир», 5 эсминцев, 4 миноносца, 3 тральщика и 6 сторожевых катеров.

Дальнее прикрытие осуществляла Гибралтарская эскадра из линкора «Малайя», авианосцев «Игл» и «Аргус», 3 крейсеров и 8 эсминцев.

Итальянские торпедоносцы потопили один транспорт и повредили крейсер «Ливерпуль», который пошел в ремонт в сопровождении двух эсминцев.

В районе острова Пантеллерия дальнее прикрытие легло на обратный курс, и до Мальты конвой должен был идти только с силами основного прикрытия.

На перехват вышли 4 крейсера и 4 эсминца: все, что смогли наскрести в Супермарине. И отряд смог обнаружить корабли конвоя. С «Савойи» был запущен разведчик, который, правда, не успел ничего передать, его сбили «Бофайтеры». Но даже так итальянцы смогли найти конвой.

Артиллеристы итальянских крейсеров показали, что умеют. Вторым залпом накрыли «Каир», четвертым – один из транспортов. Британцы не могли ответить, поскольку их 120-мм и 105-мм орудия просто не могли тягаться с итальянскими, прилично работавшими на дистанции в 20 км.

И британские эсминцы пошли в атаку на итальянские крейсера. А что еще им оставалось делать? Вообще, в этом плане британские моряки были те еще отморозки в хорошем смысле этого слова. Точно так же «Арден» и «Акаста» шли в атаку на «Шарнхорст» и «Гнейзенау», уничтожавших «Глориес», хотя было понятно, что эсминцам не светит ничего, кроме героической гибели.

Пять британских эсминцев против четырех крейсеров и четырех эсминцев Италии. «Савойя» и «Монтекукколи» сосредоточили огонь на них.

Боевые корабли. На пути к совершенству - 1 часть

Бой очень быстро перешел в категорию свалки. Стрельба велась фактически в упор по военным меркам, то есть на расстоянии 4-5 км, когда промахнуться можно, но сложно. В ход у обеих сторон пошли даже зенитные автоматы.
(окончание далее)
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх