БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

73 380 подписчиков

Свежие комментарии

  • Павел Поспелов
    Режьте хохлофашистов на сало и удобрение. Чем больше тем лучше.«Грады» для русск...
  • tasyale ley
    Получив каплю власти,человек стремится стать Богом, очень умное правило придуманное природой дабы избежать вечности о...Русских загоняют ...
  • саша дмитренко
    дебилоиды царьграда не знают что это естественное следствие существования интернета,,Русских загоняют ...

Защита для «Ладоги»

Защита для «Ладоги»

Одна из машин "Ладога". Следует обратить внимание на характерную окраску. Фото Alternathistory.com

В начале восьмидесятых годов КБ-3 Ленинградского Кировского завода под руководством В.И. Миронова разработало высокозащищенное транспортное средство (ВТС) «Ладога». Это изделие предназначалось для использования в качестве транспорта, командно-штабной или разведывательной машины, способной действовать в зараженной местности. Устойчивость к радиации, химическим или биологическим угрозам обеспечивалась рядом технических решений.

На базе танка


Основой для будущей «Ладоги» стало шасси основного боевого танка Т-80, к началу восьмидесятых поступившего в серийное производство. С ОБТ убрали башню и все оснащение боевого отделения. На освободившемся месте разместили закрытую герметичную надстройку с полноценным пассажирским салоном. Для доступа внутрь предусмотрели люк на левом борту, оснащенный откидным трапом. В защищенном объеме располагались два члена экипажа и четыре пассажира.

Танковое шасси сохранило штатный газотурбинный двигатель ГТД-1250 мощностью 1250 л.с. По некоторым данным, часть малосерийных ВТС оснащалась менее мощным ГТД-1000. Основной двигатель дополнили вспомогательной силовой установкой в виде ГТД с генератором на 18 кВт.
Шасси не перерабатывалось и сохранило по шесть катков с торсионной подвеской на борт.

Под лобовым листом корпуса организовали два рабочих места, для водителя и командира. Они получили набор перископов для вождения и наблюдения. Также несколько смотровых приборов разного рода разместили на надстройке. Предусматривалась установка подъемного устройства с видеокамерой. Имелись средства внутренней и внешней связи. ВТС оснастили набором датчиков для отслеживания различных параметров среды.

Защита для «Ладоги»

Одно из пассажирских мест в обитаемом отсеке. Фото Twitter.com/skylancer7441

По габаритам ВТС «Ладога» было похоже на базовый танк. За счет отсутствия пушки общая длина уменьшилась, но надстройка привела к сохранению прежней высоты. Снаряженная масса достигала 42 т. Ходовые характеристики остались на уровне Т-80.

Технологии защиты


В соответствии с техническим заданием, «Ладога» должна была работать в условиях радиационного, химического и биологического заражения и защищать экипаж от всех этих угроз. Эти задачи были решены за счет применения уже известных и хорошо освоенных решений, а также с использованием нескольких новых компонентов.

В первую очередь, безопасность обеспечивалась «традиционной» коллективной системой противоатомной защиты. ВТС несло фильтровентиляционную установку для очистки забортного воздуха перед подачей в обитаемый объем. В особо сложных ситуациях «Ладога» могла переходить на автономную работу с применением сжатого воздуха из баллона, установленного на корме надстройки. Средства подачи очищенного воздуха дополнялись системой кондиционирования, улучшавшей условия работы.

Большой вклад в общий уровень защиты вносили «пассивные» средства. Так, была обеспечена максимальная герметизация обитаемого отсека. Для уменьшения возможных утечек применяется минимально необходимый набор люков и проемов. Основным средством обзора стали перископы и камеры на люках и на надстройке, тогда как люки большую часть времени должны были оставаться закрытыми. Кроме того, внутренние поверхности обитаемого отсека выстилались противонейтронным подбоем на основе бора.

Защита для «Ладоги»

ВТС "Ладога" в зоне ЧАЭС. Фото Alternathistory.com

Основная и вспомогательная силовая установка «Ладоги» были выполнены на основе газотурбинных двигателей, что позволило снизить риски при эксплуатации и обслуживании. Двигатель ГТД-1000/1250 оснащался высокоэффективным воздухоочистителем, способным снижать концентрацию пыли на входе в десятки раз. В самом двигателе предусматривались вибрационные средства для удаления пыли с лопаток и других деталей. После такого стряхивания пыль улетала наружу с реактивными газами.

Воздухоочиститель без «барьерных» частей не накапливал в себе опасные вещества. ГТД во время работы фактически дезактивировал сам себя и выбрасывал загрязнители наружу. Соответственно, упрощалась дальнейшая очистка техники, а также сокращались риски для технического персонала.

В контексте обслуживания и дезактивации / дегазации также следует отметить характерный экстерьер бронемашины. Он состоял в основном из плоских поверхностей с минимально необходимым набором мелких деталей. Это серьезно упрощало промывку и очистку от загрязнений. Исключением являлась только ходовая часть – но это общая особенность любой гусеничной техники.

Подтверждено на практике


Ходовые испытания ВТС «Ладога» проводились в разных районах СССР с отличающимися условиями и климатом. Машину проверили на Крайнем Севере и в пустыне Кара-Кум, были успешно пройдены трассы в горах Копет-Даг и Тянь-Шань. Во всех условиях силовая установка работала с требуемыми характеристиками, а средства защиты справлялись со своей работой. Экипаж и пассажиры были защищены от воздействия забортной пыли, низких или высоких температур и т.д.

Защита для «Ладоги»

Музейная "Ладога" в парке "Патриот", 2019 г. Фото Vk.com/sssr_hotel

Однако в полной мере свой потенциал «Ладога» показала только через несколько лет. 3 мая 1986 г. ВТС с номером «317» спецрейсом доставили по воздуху из Ленинграда в Киев. Был сформирован особый отряд, которому предстояло эксплуатировать и обслуживать машину. Кроме экипажа в него включили дозиметристов, медиков, специалистов санобработки и службу питания.

4 мая «Ладога» своим ходом добралась до Чернобыля, где ей предстояло вести разведку, собирать данные, перевозить специалистов и решать другие задачи в условиях реального радиационного заражения. Первый выезд в зону разрушенного энергоблока состоялся уже 5 мая. В этот раз ВТС прошло через участки с уровнем радиации до 1000 рентген в час, однако угроза для людей в защищенном отсеке отсутствовала. После выезда понадобилась дезактивация. В дальнейшем раз в несколько дней «Ладога» выходила на те или иные маршруты.

Выезды продолжались по несколько часов. На ранних этапах операции ВТС «Ладога» вывозила к месту аварии специалистов и руководителей спасательной операции для ознакомления с ситуацией. Позже основная работа заключалась в осмотре местности, проведении видеосъемки и сборе параметров окружающей среды. Последние выезды такого рода состоялись в начале сентября.

Защита для «Ладоги»

Та же машина после реставрации. Фото Vitalykuzmin.net

За четыре месяца работы в зоне ЧАЭС высокозащищенное транспортное средство «Ладога» прошло ок. 4300 км по разным участкам местности. С его помощью изучались как удаленные пострадавшие районы, так и непосредственно разрушенный энергоблок – вплоть до машинного зала. Максимальный уровень радиации в ходе выездов – 2500 Р/ч. Во всех случаях ВТС защищало экипаж, хотя после возвращения требовалась дезактивация.

На практике было подтверждено, что ФВУ справляется с высокими нагрузками, но в ряде ситуацией требуется переход на «закрытый цикл» снабжения воздухом. Средства радиационной защиты в целом соответствовали суровым чернобыльским условиям. Газотурбинный двигатель показал большую безопасность в сравнении с поршневыми.

14 сентября после очередной обработки «Ладогу» №317 отправили в Ленинград. Бронемашина вернулась к эксплуатации и еще долго использовалась в качестве исследовательской платформы.

Задачи и решения


ВТС «Ладога» строилось малой серией. По разным данным, в восьмидесятых собрали не более 5-10 таких машин. Подробности их эксплуатации, за исключением ВТС №317, остаются неизвестными. Считается, что сейчас такая техника рассматривается в качестве специального транспорта для высшего командного состава на случай ядерной войны.

Защита для «Ладоги»

Вид с другого ракурса. Фото Vitalykuzmin.net

Вероятно, защищенная техника уже успела выработать ресурс, и от нее постепенно отказываются. Так, один образец к настоящему времени был списан и передан в музей. Сейчас его можно увидеть в парке «Патриот» в г. Каменск-Шахтинский (Ростовская область).

Перед разработчиками «Ладоги» ставились весьма интересные, но сложные задачи. КБ-3 успешно справилось с поставленным заданием. Оно смогло найти оптимальное сочетание уже известных и новых компонентов и технологий, обеспечившее максимальный уровень защиты экипажа и технического состава от основных угроз.

По понятным причинам, ВТС «Ладога» не стало массовым и не нашло широкого применения в армии или в гражданских структурах. Однако с его помощью удалось отработать и проверить на практике ряд необходимых технологий и облик специальной техники в целом. Возможно, опыт этого проекта найдет применение в дальнейшем – если возникнет потребность в новом образце такого рода.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх