Свежие комментарии

История "почты особой важности"

История "почты особой важности"

17 декабря 1796 года, по высочайшему повелению российского императора Павла I, в Российской империи был учрежден Фельдъегерский корпус.

Немецкое слово «Feldjäger» в переводе означает «Полевой стрелок». В Пруссии фельдъегери появились в 1742 году и выполняли функции военной полиции – полевой жандармерии. Однако в Российской империи фельдъегерская служба с самого начала была ориентирована на выполнение совершенно других задач – доставки правительственной и военной корреспонденции. Эта задача требовала особого подхода к обеспечению не только как можно быстрой доставки, но и безопасности груза или корреспонденции. Поэтому фельдъегери отличались от обычной почтовой службы и организационной структурой, и предъявляемым к ним требованиям.

Поскольку первоначально предполагалось, что фельдъегери будут заниматься доставкой приказов и писем императора высшим военным командирам и гражданским чиновникам, численность Фельдъегерского корпуса была незначительной – всего 13 фельдъегерей и командир. На должность командира был назначен унтер-офицер Преображенского полка Шелганин, произведенный в штабс-капитаны армии (напомним, что в гвардии каждое звание было выше, чем в армии).

О том, что служба в Фельдъегерском корпусе с самого дня его основания была почетной, говорило и то, что личный состав фельдъегерей набирался исключительно из военнослужащих гвардейских полков.

Причем основную часть фельдъегерей на раннем этапе существования корпуса составляли выходцы из Кавалергардского полка. Кроме кавалергардов, в корпус принимали также унтер-офицеров лейб-гвардии Измайловского, Преображенского и Семеновского полков. Численность Фельдъегерского корпуса стала расти практически сразу же после создания. Уже в 1797 году в корпусе служили 2 офицера и 30 фельдъегерей, в 1800 году – 4 обер-офицера и 80 фельдъегерей. Рост численности фельдъегерей объяснялся дальнейшим развитием государственного аппарата, повышением его численности, расширением границ Российской империи.

По мере укрепления государства, требовалось и совершенствование «специальной почты», ответственной за передачу писем, приказов, грузов особой, государственной важности. Фельдъегерский корпус, несмотря на свою очень узкую направленность, в действительности играл важную роль в российской истории. Фельдъегери были участниками огромного количества ключевых политических событий, оказавших эпохальное влияние на российскую историю.

С 1799 по 1814 годы Фельдъегерским корпусом Российской империи руководил Николай Егорович Касторский, заступивший на должность командира корпуса в звании поручика и закончивший службу подполковником. Касторский был ветераном Корпуса, служившим в нем со дня его основания – сначала рядовым фельдъегерем, затем – с ноября 1798 года – подпоручиком. В начале 1799 года поручик Касторский принял командование корпусом от капитана Шелганина.

Фактически именно Николай Касторский занимался созданием и развитием в России полноценного Фельдъегерского корпуса. Одним из главных направлений работы стал подбор кадров для выполнения не очень романтичной, но очень ответственной и нужной миссии. В целях улучшения управления корпусом, в 1808 году он был передан в состав Военного министерства. Это привело не только к повышению внутренней дисциплины, но и к улучшению материального положения фельдъегерей, у которых повысилось жалованье, а у офицеров появились привилегии армейских офицеров, например – были назначены денщики.

История "почты особой важности"

Анализ приказов, которые отдавал майор Касторский по корпусу, свидетельствует о том, что командир стремился максимально повысить уровень дисциплины фельдъегерей. В частности, было строжайше запрещено брать с собой по пути пассажиров, так как фельдъегери везли сверхценную и секретную корреспонденцию, соответственно – не должно было создаваться таких ситуаций, которые могли бы повлечь за собой такие последствия как завладение корреспонденцией или грузами третьими лицами. Тех фельдъегерей, которые нарушали приказ не брать пассажиров, предписывалось разжаловать в солдаты и отправлять в войска. Интересно, что транспортировку самых важных писем и грузов брали на себя офицеры корпуса, в том числе и его командир Касторский. Еще одним важнейшим требованием была быстрая езда. Ехать медленно, совершать беспричинные остановки в пути категорически запрещалось под страхом сурового наказания.

В это время были изменены и требования к кандидатам на должность фельдъегеря. Если в начале существования корпуса фельдъегерей отбирали из унтер-офицеров гвардейских полков, то теперь стали отдавать предпочтение молодым служащим, имеющим опыт доставки корреспонденции. Это могли быть как военные курьеры, так и гражданские почтальоны, подходящие по наличию опыта, своим психологическим качествам, физической подготовке. Фельдъегери и офицеры корпуса дежурили в императорском дворце и могли направляться с самыми разными поручениями по всей стране, а также и за границу. Поскольку офицеры корпуса и фельдъегери могли совершать длительные заграничные поездки, знание иностранных языков рассматривалось как большой плюс для зачисления на службу.

История "почты особой важности"

Особенно возрастала потребность в слаженной работе фельдъегерей во время войн или в случае дестабилизации политической обстановки в стране. Первые полтора десятилетия правления Александра I были отмечены многочисленными войнами, в которых принимала участие Российская империя. Во всех военных конфликтах принимали участие и служащие Фельдъегерского корпуса. Перед ними ставились очень сложные задачи. Так, без фельдъегерей не обошлась Отечественная война 1812 года. Корпус отвечал за доставку корреспонденции в штаб действующей армии и из штаба армии - ко дворцу, обеспечивал перевозку особо ценных грузов. Поэтому с уверенностью можно утверждать, что вклад фельдъегерской службы в победу русского оружия и изгнание наполеоновской армии из России был весьма серьезным.

За верную службу и героизм фельдъегерей во время Отечественной войны 1812 года майор Касторский получил звание подполковника. Это было вполне оправданное повышение – и не только потому, что в майорском звании Касторский прослужил семь лет, но и потому, что командир корпуса лично участвовал в доставке секретной корреспонденции в действующую армию, а также выполнял отдельные особые поручения императора Александра I.

Не исключено, что подполковник Касторский еще долгие годы командовал бы Фельдъегерским корпусом, если бы в 1814 году, в возрасте 39 лет, скоропостижная смерть не прервала жизнь этого достойного сына своей Отчизны.

На всем протяжении XIX века российские фельдъегери продолжали выполнять важные и опасные задачи. Фельдъегерский корпус действовал во время всех войн, которые вела Российская империя в XIX веке. Несмотря на то, что служба фельдъегерей не была связана напрямую с участием в боевых действиях, периодически фельдъегери все же попадали под неприятельские обстрелы, несли потери.

Генерал-майор Александр Дмитриевич Носов, возглавлявший Фельдъегерский корпус с 1909 по 1918 годы, стал последним командиром фельдъегерей Российской империи. Интересно, что после упразднения Фельдъегерского корпуса он остался на службе, перешел в Красную Армию, где служил начальником отделения, курировавшего вновь образованный Фельдъегерский корпус РККА.

История "почты особой важности"

Уникальность российской фельдъегерской службы в том, что она пережила глобальные политические трансформации в жизни страны. Менялась структура управления, на смену министерствам пришли народные комиссариаты, на смену полиции – рабоче-крестьянская милиция, на смену жандармам – внутренние войска и органы государственной безопасности, а фельдъегерская служба осталась. В советское время фельдъегери продолжали обеспечивать связь партийного, государственного и военного руководства, выполнять задачи по транспортировке важнейших писем и грузов.

История "почты особой важности"

Современные российские фельдъегери наследуют славные традиции Фельдъегерского корпуса Российской империи и аналогичных служб Советского Союза. О результатах их службы известно немногим, но они есть и вносят свой вклад в обеспечение национальной безопасности страны.

 

Источник

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх