Последние комментарии

  • Махамбет Толеугазин21 апреля, 19:43
    однако ...  карма ...  запоздалая, но карма ... чуть больше 200 лет прошло ...  за Москву ... закон бумеранга ещё ни ...Пепел Нотр-Дама и жвачка в головах.
  • Павел К21 апреля, 19:40
    Наташку нельзя давать на съедение.  А ей надо коготки давно уж показывать и всех Отарей Аршбанутых одергивать с завед...На Поклонскую начинается новая волна гонений
  • Саша Николаев21 апреля, 19:40
    Какого народа-дебилок же ты,однако же)) У этой засланной -два десятка вот здесь от силы и то старых пердунов в основе...На Поклонскую начинается новая волна гонений

«Убиение младенцев». Иллюстрированная история генезиса западноевропейских средневековых доспехов. Часть 3

 
«Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов».
(Евангелие от Матфея, 2:16.)


Массовые убийства в истории человечества не в диковинку. Было принято вырезать «под корень» население тех городов, которое решалось на сопротивление завоевателям.
Так было в эпоху Древнего мира, повторялось такое и не раз и в Средние века. Но одним из наиболее жутких преступлений такого рода в истории человечества традиционно считается массовое убийство маленьких мальчиков в Вифлееме, совершенное якобы по приказу иудейского царя Ирода. Информация об этой трагедии, однако, хотя ее и чтут и католики, и православные христиане, содержится всего лишь в одном из четырех канонических Евангелиях, а именно в «Евангелии от Матфея», тогда как ни Марк, ни Лука, ни Иоанн ничего о нем не сообщают. Не указал Матфей и количество погибших младенцев, однако впоследствии появились цифры 12, 12, 20, 40 и даже 64 тысячи убиенных. Все они, разумеется, одномоментно попали в святые, а также на иконы, вот только откуда эти цифры взялись никому неизвестно. Непонятно и расхождение – в сирийской традиции убиенных 64 тысяч, в византийской – только 12. Но… «а может быть мальчика-то и не было»? Вернее, мальчиков, потому что ну откуда в сравнительно небольшом городке Вифлееме было взяться эдакой прорве мальчишек в возрасте от нескольких дней и до двух лет, а ведь там же еще были и младенцы женского пола. Их что, всех туда собрали со всей Сирии?
 


Не пишет об этой драме и известный иудейский историк Иосиф Флавий, который со вкусом рассказал в своих писаниях о множестве всевозможных мерзостей, Иродом совершенных. И уж мог бы и об этом его преступлении написать, не так ли? Однако ни словом он о нем не обмолвился… Так что скорее всего этот «ужастик» родился как легенда, призванная воздействовать на слабые умы тогдашних неграмотных обывателей. Да и как римляне (а именно они были подлинными властителями Иудеи в это время) такое бы ему позволили? Мужчины – это производители и те, кто платит налоги. И убивать их просто так, по их мнению, было неразумно. Пленных продавали в рабство, отдавали в гладиаторы, но завоеванные народы жили под их правлением в общем-то совсем неплохо. Кстати, римляне 10 лет спустя после смерти Ирода как раз и лишили трона его сына Архелая, хотя тот никого не убивал. По всем серьезным вопросам следовало спрашиваться императора Августа. Не спросил – лишился трона и власти – таков был уровень возможностей тогдашних «царей Иудейских».

Тем не менее. вера тем и хороша, что «нелепо, потому и верую». А с другой стороны, любое событие требует, чтобы его иллюстрировали, запечатлевали в мраморе, поскольку опять-таки именно так информация о событиях доходит лучше всего. Вот и «убиение младенцев» стало одной из очень популярных тем в европейском средневековом искусстве. Изображениями сцены убиения пестрят страницы манускриптов, их изображали на церковных гобеленах и представляли на барельефах в церквях и соборах. Создавали их в разное время – вот почему точно так же, как и в случае с изображением схватки мальчика Давида с великаном Голиафом, мы можем использовать их в качестве важного исторического источника!

Ну, а поскольку мы находимся на ВО и нашей темой являются доспехи и оружие с 1050 по 1350 год, давайте попробуем рассмотреть, как их изменения были отражены в миниатюрах с изображением «убиения младенцев». В принципе кто-то может даже сравнить, насколько изображения воинов и их вооружения в этих сценах соответствуют миниатюрам, где изображен поединок Давида и Голиафа, однако автор полагает, что данное исследование в данном случае было бы явно избыточным. Пока лучше всего будет просто посмотреть, каких воинов и в каком вооружении рисовали авторы миниатюр по этой «жестокой теме».


Итак, одним из наиболее ранних изображений этой сцены (из тех изображений, что сегодня доступны современному исследователю) является миниатюра из Винчестерской псалтири 1150 г., на которой изображены воины в шлемах с наносниками и загибающейся вперед макушкой, напоминающих фригийский колпак. Кольчуги длиннополые, с широкими рукавами. У воина в центре ножны меча находятся под кольчугой. Но точно так же носят их и некоторые персонажи Байессокой вышивки 1066 года, так что скорее всего это не выдумка. (Британская библиотека, Лондон)

«Убиение младенцев». Иллюстрированная история генезиса западноевропейских средневековых доспехов. Часть 3

Миниатюра 1190-1200 гг. из Псалтири Людовика Святого, принадлежавшей канонизированному французскому королю Людовику IX. Сейчас две такие псалтири находятся в Париже и Лейдене, и считаются прекрасными образцами манускриптов, исполненных в готическом (французском) и романском (английском) стилях. На миниатюре из Лейденской псалтири изображения воинов прорисованы очень тщательно. На них надеты куполообразные шлемы с наносниками, а кольчуги с длинными, но узкими рукавами заканчиваются кольчужными перчатками. Под кольчугами явно надето что-то вроде рубашки. На ногах тоже кольчужная защита, но «старого образца», известная еще по Байесскому полотну 1066 года. То есть полоса кольчужного плетения, которая удерживается на ноге спереди при помощи многочисленных завязок сзади. Мечи – длинные, рубящие, с дисковидным навершием. (Библиотека Лейденского университета, Нидерланды)


Псалтирь с календарем 1200-1225 гг. из Оксфорда (Британская библиотека, Лондон). Здесь мы видим воина с мечом одетого точно так же, как и на предыдущей миниатюре. То есть такое вооружение было достаточно типичным для конца XII – начала XIII века, по крайней мере в Англии.


Заглавная буква из манускрипта из Лиона, 1215-1240 гг. (Муниципальная библиотека г. Лиона) Здесь воин слева одет в шлем топфхельм раннего образца. И оба воина одеты в сюрко. Показательна и форма их мечей. Клинки явно сужаются к острию с целью нанесения не только рубящего, но и колющего удара.


Миниатюра из английской Псалтири 1250-1270 гг. (Библиотека Кембриджского университета) На воине в центре шлем практически такой же, как на его «коллеге» из лионского манускрипта. Жестокость происходящего подчеркивается тем, что несчастных младенцев не просто убивают, а рубят еще и на куски.


А вот эта миниатюра из германского манускрипта 1280 года, хранящегося в Британской библиотеке в Лондоне. На ней мы видим трех воинов в типичном многослойном защитном вооружении. В частности, как и у эффиги Св. Морица, поверх кольчужных хауберков у них голову и шею, а также часть груди и, видимо, спины, защищает кольчужный капюшон – куаф с прямоугольными вставками спереди и сзади. Крайний левый воин довольствуется кольчужными шоссами, но у воина в центре и справа на ногах видны дополнительные средства защиты в виде наколенников и «труб» из «вареной кожи». Обращают на себя внимания их мечи и навершия рукоятей. Клинки начинают вытягиваться, что позднее найдет свое воплощение в колюще-рубящих клинках XIV в.


Миниатюра из часослова «Литания святых», ок.1300 г. Обычно литания содержит записи молитв, в которых перечисляются святые. Читатель произносит имя каждого святого вслух, за которым следует фраза: ora pro nobis (молитесь за нас). Но эта книга необычна тем, что содержит иллюстрации с изображением каждого святого рядом с его или ее именем. (Музей Пола Гетти, Лос-Анджелес) Точной приметой времени являются эллеты на плечах
.

Миниатюра из «Псалтири из Петерборо», Англия, 1300-1325 гг. (Королевская библиотека Бельгии, Брюссель) Доспехи и сюорко не изменились, но появились два маленьких «пустячка» — эллеты на плечах и выпуклые наколенники.


Бревиарий (конспект или молитвенник на латинском языке) 1323-1326 гг. (Национальная библиотека Франция, Париж) Прошло всего 25 лет и, как мы видим на данной миниатюре, к кольчужным доспехам добавились накладные пластины на предплечья, налокотники и поножи. Шлемы глобулярной формы с наносником или забралом.


Миниатюра ок. 1340 г. Австрия (Городская библиотека г. Шаффхаузен)


Миниатюра ок. 1360 г. Регенсбург, Германия. (Музей и библиотека Пирпонта Моргана, Нью-Йорк). Воины слева в доспехах типичных для середины XIV в. Короткие джупоны, мечевые ремни на бедрах, сами мечи имеют клинки, сужающиеся к острию. На руках – латные перчатки вместо прежних кольчужных перчаток или «варежек» с разрезом посреди ладони. У левого воина на голове «шапель-де-фер», у правого – типичный шлем бацинет.


Ларец со сценой «Убиения младенцев». Деревня Монфланкин (Лот и Гаронна), Лимож, Франция. Последняя четверть XII в. Эмаль и золоченая медь. (Лувр, Париж)

Таким образом, очевидно, что изображения доспехов и оружия на миниатюрах в манускриптах Средневековья точно соответствуют датированным этими же годами эффигиям и подтверждаются иными материальными артефактами, дошедшими до нашего времени, включая и бесчисленные письменные источники, проверяемые к тому же перекрестными ссылками. Изменения объектов материальной культуры носят столь же явный и последовательный характер. И достаточно сложить все временные отрезки, в ходе которых те или иные артефакты имеют место быть, как окажется, что длительность данной эпохи точно совпадает по времени с традиционной хронологией. Втиснуть «нетрадиционную» историю с хронологией просто некуда, равно как и изготовить тысячи эффигий, написать тысячи манускриптов с миниатюрами, покрыть стены замков и соборов фресками, вытесать статуи, сделать реликварии и акваманилы, выковать шлемы, мечи и все такое прочее, причем только лишь затем, чтобы… изменить в глазах потомков продолжительность Средневековья как эпохи! Какая бездна труда и какая от этого выгода? Большую глупость трудно себе представить…
Источник ➝

Популярное

))}
Loading...
наверх