Свежие комментарии

  • Александр Самбур
    Монголы отказалис...
  • Yvan
    Бесполезно возмущаться. В каждой области деятельности человечества имеется своя терминология, и она, как правило, заи...Visa поступает, к...
  • Alex Немо
    А русские слова использовать слабо? Ну блин задолбали уже пакостители русского языка! Вы дебилы совсем не пон...Visa поступает, к...

Время первых. Атомные подводные лодки СССР

Время первых. Атомные подводные лодки СССР
Фото: Роман Абрамов, wikimapia.org

20 июля 1960 года в 12:39 с борта РПКСН США «Джордж Вашингтон» поступила радиограмма «POLARIS – FROM OUT OF THE DEEP TO TARGET. PERFECT». Был совершён первый пуск БР «Поларис» с борта штатного носителя. Мир вступил в новую эру, эру, в которой политику и мощь определяли не дредноуты или авианосцы, а подводные убийцы городов. Американский ракетоносец нёс 16 «Поларисов», способных преодолеть 2200 км и доставить 600 килотонн с точностью до 1800 метров. К моменту начала Карибского кризиса ВМФ США насчитывал девять подобных ракетоносцев.

Угроза была серьёзной, тем более по ракетам подводных лодок мы отставали, и наша Р-13 с надводным стартом могла донести мегатонный заряд всего на 600 км, но не столь и фатально – в строю к тому же Карибскому кризису находилось 22 дизельных «Гольфа» проекта 629А, в общей сумме – 66 Р-13, что, конечно, меньше, чем у США, но для опустошения побережья США вполне достаточно. Тем более к ним следует прибавить 6 ПЛ проекта 644, несущих стратегические крылатые ракеты «П-5», и шесть модернизируемых ПЛ проекта 665 всё с теми же ракетами. В сумме – 36 стратегических крылатых ракет морского базирования. И это опять же не всё – уже были заложены первые шесть лодок проекта 651.


Был прорыв и по ракетам – дорабатывалась ракета Р-21 с подводным стартом, дальностью 1400 км и мегатонным зарядом. Понятно, дизельные ракетоносцы не панацея, но учитывать их США приходилось, а вероятность превращения своего побережья на обоих океанах в радиоактивную мёртвую зону была вполне реальной. Одним словом, нужды в спешке не было, тем более шли проработки по ещё более мощным ракетам и их носителям, ничем не уступающим «Джоржам Вашингтонам» и «Поларисам». А пока несколько лет можно было заниматься экспериментами и опытной эксплуатацией.

Можно, но... Руководство СССР грезило АПЛ, ведь здесь мы и отставали. Первая АПЛ США – USS Nautilus вошла в строй в 1954 году, вслед за ней последовали USS Seawolf с жидкометаллическим реактором в 1957 году и целая серия «Скейт» в четыре единицы в 1957-1959 годах. У нас же первая АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» вступила в строй лишь в декабре 1958 года. И сразу же, не дожидаясь результатов и без опытной эксплуатации, пошла в серию. А параллельно, опять же без проработки, в серию пошли ракетоносцы проекта 658 и ПЛАРК проекта 659 – первое поколение советских АПЛ.

Время первых. Атомные подводные лодки СССР

Наш первенец проекта 658 вступил в строй 12 ноября 1960 года, всего на пару месяцев позже американского оппонента, но это были совершенно разные корабли. Три ракеты Р-13 были несравнимы с 16 Поларисами, а надводный старт нивелировал преимущества атомной ГЭУ – демаскировка что так, что эдак. А главное – капризная и ненадёжная ГЭУ дала неформальное название К-19 – Хиросима. Речь о событиях 3-4 июля 1961 года, когда в результате радиационной аварии погибло 8 членов экипажа. Ремонт лодки занял два года, пришлось полностью менять реакторный отсек. Остальные 659 тоже не радовали: К-33 – две аварии с ТВЭЛ, К-16 – газовая неплотность в контуре... А главное – с таким трудом и такой ценой построенные корабли вышли на боевые службы только в 1964 году, да и то – в этот же период начинается модернизация с перевооружением их на ракеты Р-21. В итоге восемь построенных ракетоносцев практической пользы принесли минимум, а после 1967 года, когда в строй начали вступать РПКСН 667А, мигом стали безнадёжно устаревшими. Хотя они были такими и ранее, по сравнению с американскими оппонентами.

Для чего их строили с точки зрения логики понять сложно – точно те же функции с тем же набором вооружения выполняли и дизельные лодки 629А. А для обучения и обкатки технологий вполне годились торпедные АПЛ проекта 627. Скажем, в период Карибского кризиса к боевым действиям была изготовлена лишь одна АПЛ проекта 659, что на фоне 22 дизельных – околонулевой фактор.

Время первых. Атомные подводные лодки СССР

Ещё непонятнее история носителей «П-5» – ПЛАРК проекта 659. Их строили для Тихоокеанского флота в количестве пяти штук и в итоге получили носитель 6 ракет с теми же проблемами – надводным стартом, капризной ГЭУ, высокой шумностью и низкой надёжностью. Итог был, в общем-то, схож: К-45 – течь первого контура уже на испытаниях, К-122 – авария газогенератора, К-151 – течь третьего контура и переоблучение экипажа. И главное – с 1964 лодки ставят на ремонт, демонтируют ракетный комплекс, превращая в торпедные, некие ухудшенные аналоги проекта 627. Одним словом, деньги потрачены, уникальные специалисты заняты, а толку ноль. Изучать работу реактора и так было на чём, а стрелять П-5 могли и другие корабли, дизельные. Но идея ПЛ первого поколения с тяжелыми крылатыми ракетами надводного старта в душу руководству флота сильно запала, иначе сложно объяснить слегка переделанные под ПКР П-6 лодки проекта 675, выстроенные в количестве 29 единиц. Если на момент проектирования шансы на всплытие, 20-минутный залп и сопровождение ракет в надводном положении ещё были, то уже в 70-е годы – без шансов. Дать первый четырехракетный залп и сопровождать ракеты до захвата целей ГСН подводники, может быть, и успели бы, но ценой жизней и корабля. С аварийностью тоже был полный «порядок», хотя и полегче, чем у более ранних проектов – всё-таки ГЭУ к тому времени более-менее довели.

Ну и Новемберы, как их назвали американцы, торпедные АПЛ проекта 627А. К-5 – замена реакторного отсека, К-8 – течь парогенератора с переоблучением моряков, К-14 – замена реакторного отсека, К-52 – разрыв первого контура, переоблучение экипажа... В итоге, пока лодки довели до ума, затратив огромное количество сил и средств, в строй начало входить уже второе поколение, сделав первенцев кораблями второго сорта. Понятно, они были нужны, понятно, это этап развития и испытания, но зачем для испытаний 14 кораблей? Можно было бы начать с экспериментальных – одного обычного, пароводяного, и одного с ЖМТ, потом, затем по итогам испытаний построить малую серию для отработки базирования и обслуживания с обучением экипажей, и лишь потом перейти к массовой постройке второго поколения. Вместо этого выстроили 56 кораблей первого поколения, после чего поняли, что гонку мы всё равно проигрываем, а основа ядерного сдерживания всё равно дизельные ракетоносцы, и, наконец, начали строить корабли поколения второго, которые к концу 60-х и обеспечили ядерный паритет на море и угрозу АУГ США – всё-таки малозаметные ПЛАРК проекта 670, начавшие поступать на флот с 1967 года, были гораздо опаснее для противника, чем проект 675, хотя бы более низкой шумностью, подводным стартом ракет и более совершенными ГЭУ. И именно они, прозванные американцами Чарли, в отличие от ЭХО 2, могли выполнить нормально атаку АУГ.

В любом случае – памятники той эпохи до сих пор существуют: в виде затопленных в Арктике реакторных отсеков лодок первого поколения, с которыми сейчас мрачно думают, что делать – поднимать или оставить как есть. Первое дорого и очень опасно, второе – просто опасно, вечно безопасно стоять на дне они не смогут. Не стоит забывать и о разрушенных судьбах людей, служивших в то время и схвативших огромные дозы облучения. И не проявись хрущёвский волюнтаризм, можно было бы сэкономить и судьбы, и деньги, и престиж страны, на который регулярные аварии и катастрофы влияли не лучшим образом. Тем более, повторюсь – экстренной нужды в постройке 56 этих кораблей не было, да и неэкстренной тоже, вполне можно было обойтись гораздо меньшим числом.
Автор:
Роман Иванов
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх