Свежие комментарии

  • Владимир Герасимов
    Чехам,хохлам нужно отвечать адекватно от этих паразитов ждать хорошего отношения к нам нельзя.А мужика спасать нужно ...Суд Праги увеличи...
  • Семенков Александр
    Влпдимировым нужно заняться. Да и Москва, вероятно, в доле. Без крыши такие дела не делались.До золотых унитаз...
  • Павел К
    Палки в колесах на 90% растут из-за распийздяйства наших рукамиводителей. В производство лезут руководить тупые детк...«Хочу увидеть теб...

Время первых. Атомные подводные лодки СССР

Время первых. Атомные подводные лодки СССР
Фото: Роман Абрамов, wikimapia.org

20 июля 1960 года в 12:39 с борта РПКСН США «Джордж Вашингтон» поступила радиограмма «POLARIS – FROM OUT OF THE DEEP TO TARGET. PERFECT». Был совершён первый пуск БР «Поларис» с борта штатного носителя. Мир вступил в новую эру, эру, в которой политику и мощь определяли не дредноуты или авианосцы, а подводные убийцы городов. Американский ракетоносец нёс 16 «Поларисов», способных преодолеть 2200 км и доставить 600 килотонн с точностью до 1800 метров. К моменту начала Карибского кризиса ВМФ США насчитывал девять подобных ракетоносцев.

Угроза была серьёзной, тем более по ракетам подводных лодок мы отставали, и наша Р-13 с надводным стартом могла донести мегатонный заряд всего на 600 км, но не столь и фатально – в строю к тому же Карибскому кризису находилось 22 дизельных «Гольфа» проекта 629А, в общей сумме – 66 Р-13, что, конечно, меньше, чем у США, но для опустошения побережья США вполне достаточно. Тем более к ним следует прибавить 6 ПЛ проекта 644, несущих стратегические крылатые ракеты «П-5», и шесть модернизируемых ПЛ проекта 665 всё с теми же ракетами. В сумме – 36 стратегических крылатых ракет морского базирования. И это опять же не всё – уже были заложены первые шесть лодок проекта 651.


Был прорыв и по ракетам – дорабатывалась ракета Р-21 с подводным стартом, дальностью 1400 км и мегатонным зарядом. Понятно, дизельные ракетоносцы не панацея, но учитывать их США приходилось, а вероятность превращения своего побережья на обоих океанах в радиоактивную мёртвую зону была вполне реальной. Одним словом, нужды в спешке не было, тем более шли проработки по ещё более мощным ракетам и их носителям, ничем не уступающим «Джоржам Вашингтонам» и «Поларисам». А пока несколько лет можно было заниматься экспериментами и опытной эксплуатацией.

Можно, но... Руководство СССР грезило АПЛ, ведь здесь мы и отставали. Первая АПЛ США – USS Nautilus вошла в строй в 1954 году, вслед за ней последовали USS Seawolf с жидкометаллическим реактором в 1957 году и целая серия «Скейт» в четыре единицы в 1957-1959 годах. У нас же первая АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» вступила в строй лишь в декабре 1958 года. И сразу же, не дожидаясь результатов и без опытной эксплуатации, пошла в серию. А параллельно, опять же без проработки, в серию пошли ракетоносцы проекта 658 и ПЛАРК проекта 659 – первое поколение советских АПЛ.

Время первых. Атомные подводные лодки СССР

Наш первенец проекта 658 вступил в строй 12 ноября 1960 года, всего на пару месяцев позже американского оппонента, но это были совершенно разные корабли. Три ракеты Р-13 были несравнимы с 16 Поларисами, а надводный старт нивелировал преимущества атомной ГЭУ – демаскировка что так, что эдак. А главное – капризная и ненадёжная ГЭУ дала неформальное название К-19 – Хиросима. Речь о событиях 3-4 июля 1961 года, когда в результате радиационной аварии погибло 8 членов экипажа. Ремонт лодки занял два года, пришлось полностью менять реакторный отсек. Остальные 659 тоже не радовали: К-33 – две аварии с ТВЭЛ, К-16 – газовая неплотность в контуре... А главное – с таким трудом и такой ценой построенные корабли вышли на боевые службы только в 1964 году, да и то – в этот же период начинается модернизация с перевооружением их на ракеты Р-21. В итоге восемь построенных ракетоносцев практической пользы принесли минимум, а после 1967 года, когда в строй начали вступать РПКСН 667А, мигом стали безнадёжно устаревшими. Хотя они были такими и ранее, по сравнению с американскими оппонентами.

Для чего их строили с точки зрения логики понять сложно – точно те же функции с тем же набором вооружения выполняли и дизельные лодки 629А. А для обучения и обкатки технологий вполне годились торпедные АПЛ проекта 627. Скажем, в период Карибского кризиса к боевым действиям была изготовлена лишь одна АПЛ проекта 659, что на фоне 22 дизельных – околонулевой фактор.

Время первых. Атомные подводные лодки СССР

Ещё непонятнее история носителей «П-5» – ПЛАРК проекта 659. Их строили для Тихоокеанского флота в количестве пяти штук и в итоге получили носитель 6 ракет с теми же проблемами – надводным стартом, капризной ГЭУ, высокой шумностью и низкой надёжностью. Итог был, в общем-то, схож: К-45 – течь первого контура уже на испытаниях, К-122 – авария газогенератора, К-151 – течь третьего контура и переоблучение экипажа. И главное – с 1964 лодки ставят на ремонт, демонтируют ракетный комплекс, превращая в торпедные, некие ухудшенные аналоги проекта 627. Одним словом, деньги потрачены, уникальные специалисты заняты, а толку ноль. Изучать работу реактора и так было на чём, а стрелять П-5 могли и другие корабли, дизельные. Но идея ПЛ первого поколения с тяжелыми крылатыми ракетами надводного старта в душу руководству флота сильно запала, иначе сложно объяснить слегка переделанные под ПКР П-6 лодки проекта 675, выстроенные в количестве 29 единиц. Если на момент проектирования шансы на всплытие, 20-минутный залп и сопровождение ракет в надводном положении ещё были, то уже в 70-е годы – без шансов. Дать первый четырехракетный залп и сопровождать ракеты до захвата целей ГСН подводники, может быть, и успели бы, но ценой жизней и корабля. С аварийностью тоже был полный «порядок», хотя и полегче, чем у более ранних проектов – всё-таки ГЭУ к тому времени более-менее довели.

Ну и Новемберы, как их назвали американцы, торпедные АПЛ проекта 627А. К-5 – замена реакторного отсека, К-8 – течь парогенератора с переоблучением моряков, К-14 – замена реакторного отсека, К-52 – разрыв первого контура, переоблучение экипажа... В итоге, пока лодки довели до ума, затратив огромное количество сил и средств, в строй начало входить уже второе поколение, сделав первенцев кораблями второго сорта. Понятно, они были нужны, понятно, это этап развития и испытания, но зачем для испытаний 14 кораблей? Можно было бы начать с экспериментальных – одного обычного, пароводяного, и одного с ЖМТ, потом, затем по итогам испытаний построить малую серию для отработки базирования и обслуживания с обучением экипажей, и лишь потом перейти к массовой постройке второго поколения. Вместо этого выстроили 56 кораблей первого поколения, после чего поняли, что гонку мы всё равно проигрываем, а основа ядерного сдерживания всё равно дизельные ракетоносцы, и, наконец, начали строить корабли поколения второго, которые к концу 60-х и обеспечили ядерный паритет на море и угрозу АУГ США – всё-таки малозаметные ПЛАРК проекта 670, начавшие поступать на флот с 1967 года, были гораздо опаснее для противника, чем проект 675, хотя бы более низкой шумностью, подводным стартом ракет и более совершенными ГЭУ. И именно они, прозванные американцами Чарли, в отличие от ЭХО 2, могли выполнить нормально атаку АУГ.

В любом случае – памятники той эпохи до сих пор существуют: в виде затопленных в Арктике реакторных отсеков лодок первого поколения, с которыми сейчас мрачно думают, что делать – поднимать или оставить как есть. Первое дорого и очень опасно, второе – просто опасно, вечно безопасно стоять на дне они не смогут. Не стоит забывать и о разрушенных судьбах людей, служивших в то время и схвативших огромные дозы облучения. И не проявись хрущёвский волюнтаризм, можно было бы сэкономить и судьбы, и деньги, и престиж страны, на который регулярные аварии и катастрофы влияли не лучшим образом. Тем более, повторюсь – экстренной нужды в постройке 56 этих кораблей не было, да и неэкстренной тоже, вполне можно было обойтись гораздо меньшим числом.
Автор:
Роман Иванов
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх