БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

73 328 подписчиков

Свежие комментарии

  • kon
    Нас доят по планам МВФ с ведома всех верхов власти.Всё хорошо, прекр...
  • Валерий Каулин
    Если Набиуллина с Грефом публично конфликтуют, то это не значит, что они не дружат. Скорее даже наоборот. А что до Га...В прямом эфире по...
  • Евгений Измайлов
    ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ МОЖНО И НУЖНО РАЗРЕШАТЬ ПУТЕМ ПЕРЕГОВОРОВ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН. САМЫМ ГЛАВНЫМ ВОПРОСОМ Н...Неожиданная ожида...

Авианесущие подлодки «Сэнтоку». Причины неудач

Авианесущие подлодки «Сэнтоку». Причины неудач

Подлодка I-400 вскоре после сдачи. Фото Ww2db.com

Пиком развития японского подводного кораблестроения в годы Второй мировой войны стал проект авианесущей подлодки «Сэнтоку». Такие корабли должны были действовать на большом удалении от баз и обеспечивать нанесение авиаударов по объектам противника. Однако все усилия по строительству этих подлодок не оправдались – они ни разу не смогли выполнить боевую задачу.

Особые задачи


На рубеже 1941-42 гг. командование японского флота начало прорабатывать вопрос нанесения ударов по континентальной части США. Применение авианосцев или надводных кораблей было чрезмерно опасным, и потому появилась идея тяжелой подлодки, несущей гидросамолеты-бомбардировщики. Разработка предварительного и технического проекта продолжалась до весны 1942 г., после чего началось строительство. Проект получил обозначение «Токугата Сэнсуикан» (сокращенно «Сэнтоку») – «Специальная подлодка».

Авианесущие подлодки «Сэнтоку». Причины неудач

Общий вид лодок типа "Сэнтоку". Графика Wiki.wargaming.net

Первоначальные планы предусматривали строительство 18 кораблей. Однако в 1943 г. план строительства сократили вдвое. Затем отменили еще несколько заказов. В итоге флот надеялся получить только пять субмарин. Из них удалось достроить и сдать только три – две другие по разным причинам не дошли до службы и были разобраны.


Головную лодку I-400 заложили 18 января 1943 г. на верфи в Курэ. Следующую I-401 начали строить в апреле, а осенью провели закладку еще трех корпусов. Ровно через год после закладки I-400 спустили на воду, и в течение 1944-го за ней последовали еще три лодки. Головной корабль сдали накануне нового 1945 г., а I-401 и I-402 начали службу в январе и июле. Любопытно, что на финальном этапе строительства I-402 переделали из авианосца в танкер. Таким образом, в итоге флот получил всего две тяжелые авианесущие лодки.

Авианесущие подлодки «Сэнтоку». Причины неудач

Схема подлодки. Внизу указаны сечения прочного корпуса. Графика Wikimedia Commons

Особенности и преимущества


«Сэнтоку» представляла собой дизель-электрическую лодку длиной 122 м и полным водоизмещением 6,7 тыс.т. Корабли этой серии оставались самыми крупными в мире до появления атомных субмарин. Использовался прочный корпус с сечением в виде пересекающихся окружностей, разделенный поперечными и продольной переборкой. За счет этого удалось получить большую ширину лодки, необходимую для размещения ангара-надстройки и катапульты.

Авианесущие подлодки «Сэнтоку». Причины неудач

Американский офицер изучает открытый ангар. Фото US Navy

Экипаж включал полторы сотни человек, в т.ч. два десятка офицеров. Автономность – 90 суток, но условия службы оставляли желать много лучшего.

Крупная подлодка получила развитый комплекс торпедного и артиллерийского вооружения. На двух палубах носового отсека помещалось по четыре торпедных аппарата калибра 533 мм. Боезапас – 20 торпед. На палубе, позади надстройки, находилась 140-мм нарезная пушка. Зенитное вооружение включало 10 автоматов калибра 25 мм на одной одиночной и трех строенных установках.

Авианесущие подлодки «Сэнтоку». Причины неудач

Интерьер ангара на I-400. Фото Ww2db.com

Основным ударным средством I-400 и ее систершипов являлись поплавковые бомбардировщики «Аити» M6A «Сэйран». Они развивали скорость до 480 км/ч и могли доставить 800-кг бомбу или сопоставимую нагрузку на дальность 1,2 тыс. км.

Надстройка подлодки «Сэнтоку» была выполнена в виде цилиндрического герметичного ангара, способного вместить 3 самолета, а также емкости с топливом и боекомплект. Выход из ангара осуществлялся через носовой люк; перед ним имелась рельсовая направляющая катапульты. Садиться предлагалось на воду, после чего самолет поднимался на палубу при помощи крана. Также рассматривалась возможность полета без возвращения на лодку.

Авианесущие подлодки «Сэнтоку». Причины неудач

Победители рассматривают 140-мм орудие подлодки I-400, осень 1945 г. Фото US Navy

Боевая служба


К моменту завершения строительства «Сэнтоку» стало ясно, что успешная атака континентальной части США попросту невозможна. Если подлодке-авианосцу и удалось бы подойти на рубеж запуска самолетов, то ПВО не пропустила бы их к важным целям. В связи с этим появился альтернативный план – атаковать сооружения Панамского канала со стороны Атлантики.

Планирование и подготовка серьезно затянулись, и операцию удалось начать только в июне 1945 г. Подлодки I-400, I-401, а также I-13 и I-14 другого проекта должны были скрытно обогнуть Южную Америку и приблизиться к входу в Панамский канал. Далее десять самолетов с пилотами-смертниками должны были атаковать ворота первого шлюза.

Авианесущие подлодки «Сэнтоку». Причины неудач

Бомбардировщик M6A "Сэйран" с поплавковым шасси. Фото Wikimedia Commonc

Однако в конце июня последовал новый приказ. Авианесущие «Сэнтоку» решили перебросить к атоллу Улити для атаки американских надводных кораблей. Подготовка вновь заняла немало времени, и подлодки отправились в поход только в начале августа. Не добравшись до своей цели, подводники получили сообщение о капитуляции. Через несколько дней все участники операции встретили корабли ВМС США и сдались.

В это время осуществлялась подготовка еще одной операции. В конце сентября «Сэйраны» с борта «Сэнтоку» должны были сбросить на территории США бомбы с зараженными насекомыми. Однако поражение Японии отменило эту бомбардировку.

Авианесущие подлодки «Сэнтоку». Причины неудач

Подлодка I-401 в море. Фото Wikimedia Commons

Победители изучили трофейные подлодки, но не стали сохранять их. С апреля по июнь 1946 г. корабли I-400, I-401 и I-402 использовали в качестве мишеней при стрельбах. В результате этих учений три уникальных корабля пошли на дно. Две недостроенные лодки разобрали.

Причины неудачи


Подлодки типа «Сэнтоку» разрабатывались и строились дольше чем служили. Кроме того, за несколько месяцев службы они ни разу не совершали полноценных походов – и не участвовали в боях. Таким образом, сложный и амбициозный проект не дал никаких результатов, кроме демонстрации принципиальных возможностей кораблестроения.

Авианесущие подлодки «Сэнтоку». Причины неудач

Подлодка I-400 у борта американской плавбазы USS Proteus (AS-19), 29 августа 1945 г. Фото Ww2db.com

Главной проблемой проекта, с которой были прямо связаны другие недостатки и затруднения, можно считать ошибочную концепцию. Размещение ударных самолетов на подлодке может дать некоторые преимущества, но приводит к множеству ограничений и сложностей. Именно из-за этого «Сэнтоку» получились слишком большими и тяжелыми, а также сложными в производстве и эксплуатации. Кроме того, гипотетический потенциал сокращался в связи с малой численностью самолетов и боеприпасов на борту, а также из-за специфики их применения.

Старт строительства подлодок-авианосцев совпал с тем периодом, когда Япония впервые столкнулась с серьезным недостатков ресурсов и возможностей промышленности. По этой причине серию из 18 лодок несколько раз сокращали, а в итоге удалось построить и ввести в строй только две авианесущие субмарины и один подводный танкер. Боевая ценность столь «мощной» группировки была сомнительной.

Авианесущие подлодки «Сэнтоку». Причины неудач

Плавбаза "Протеус" (видна лишь часть надстройки слева), подлодка I-400 (слева) и I-14 (справа). Фото Ww2db.com

Наконец, в последние месяцы войны японское командование оказалось в крайне сложном положении. Не располагая желаемой группировкой кораблей, оно пыталось проводить решительные и даже авантюрные операции. Однако метания между разными планами привели к тому, что ряд операций не успели вовремя подготовить и провести – а капитуляция поставила крест на всех планах.

Место в истории


Таким образом, подлодки «Сэнтоку» строились на основе сомнительной концепции, были слишком сложными и немногочисленными, а также не применялись грамотно. Все это не позволило им стать полноценными боевыми единицами и нанести противнику хоть какой-то ущерб. Наоборот, I-400 и I-401 помогли американским морякам отработать вопросы взятия и изучения трофеев, а также обеспечили тренировки по стрельбе.

Впрочем, «Сэнтоку» нашли свое место в истории – не в последнюю очередь из-за своих неудач. Они оказались самыми крупными, самыми тяжелыми и самыми бесполезными подлодками Второй мировой.
Автор:
Рябов Кирилл
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх