«Французская тридцатьчетвёрка». Средний пехотный танк G1

«Французская тридцатьчетвёрка». Средний пехотный танк G1

Макет танка Renault G1R

Во Франции, как и в других европейских странах, перед началом Второй мировой войны активизировались работы в области танкостроения. Французские конструкторы, как и их коллеги из СССР и Германии, работали над созданием танка, который удовлетворял бы запросам будущей войны. В отличие от немцев, которые никак не могли расстаться с коробчатой формой корпуса, у которой были как свои очевидные плюсы, так и свои не менее очевидные минусы, французы проектировали танки с рациональным расположением бронелистов.
Средний пехотный танк G1 с противоснарядным бронированием и адекватным вооружением мог стать для французской армии неким аналогом советской тридцатьчетверки.

Начало проектирования танка G1


В середине 1930-х годов Франция переживала этап формирования механизированных соединений. В стране создавалось пять механизированных пехотных дивизий, на вооружение которых нужно было поставить 250 новых танков. При этом находившихся в распоряжении военных образцов было недостаточно и не все из них удовлетворяли меняющимися требованиям. Первое задание на проектирование нового среднего пехотного танка было выдано в декабре 1935 года. Первоначально речь шла о 20-тонной боевой машине. При этом уже в мае 1936 года требования к новому танку были пересмотрены. Согласно новой спецификации планировалось создать боевую машину с противоснарядным бронированием и основным вооружением, которое позволяло бы бороться с танками противника. Но боевую массу танка планировалось удержать на том же уровне.

Новый танк в перспективе должен был заменить в войсках все средние танки Char D1 и Char D2. Первый из них был создан в начале 1930-х годов, а второй представляло собой модернизированный вариант 1934 года. Разработкой нового проекта, который получил обозначение Char G1, длительное время занимались сразу пять французских компаний, то есть к проекту были подключены практически все основные машиностроительные компании тех лет, в том числе Lorraine-Dietrich и Renault. А еще два крупных производителя FCM и SOMUA снялись с участия в проекте ещё на ранней стадии.

Вполне очевидно, что впечатление на французских военных произвела начавшаяся в Испании гражданская война. Уже в октябре 1936 года проект нового танка был скорректирован в пользу наращивания бронирования. Лоб, борта и корма корпуса танка должны были получить бронелисты толщиной до 60 мм. Также важным условием французских военных было то, чтобы новая боевая машина вписывалась в габариты железнодорожных платформ. При этом вооружение должно было обеспечивать возможность борьбы с танками аналогичного типа, дополнительно на танке планировалось установить два пулемета.


Брошенный танк Char D2, сменить который должны были танки G1

Конкретно к реализации нового проект пять фирм участников: Baudet-Donon-Roussel, SEAM, Fouga, Lorraine de Dietrich, Renault приступили зимой 1936-1937 годов. Как мы уже писали выше, еще две компании достаточно быстро устранились из процесса разработки новой боевой машины. Рассмотрение проектных заявок компаний прошло в феврале 1937 года, тогда же обозначились основные лидеры, которыми стали компании SEAM и Renault, уже имевшие к тому моменту готовые проекты танков массой 20 тонн. При этом компания SEAM даже успела собрать прототип новой боевой машины.

Возможности проекта и танк Renault G1R


Многое в проекте нового танка было направлено на улучшение обзора как механика-водителя, так и командира боевой машины. В частности, планировалось установить новые боковые приборы наблюдения слева и справа от водителя, чтобы он мог видеть габариты танка. При этом предполагалось, что командир машины всё равно будет иметь лучший обзор, поэтому между мехводом и командиром обязательно нужно было организовать голосовую связь. Командир изначально получал в свое распоряжение командирскую башенку, которой, к слову, не имели советские танкисты на Т-34.

В командирской башенке, которая обеспечивала хороший круговой обзор, планировалось, помимо пулемета, из которого мог вести огонь сам командир танка, установить дальномер. Оптический дальномер позволил бы обеспечить точные целеуказания для ведения огня по движущимся объектам, находящимся на удалении до двух километров. Данное инновационное решение французских конструкторов было направлено на то, чтобы в полной мере использовать возможности 75-мм пушки с длиной ствола 32 калибра. Кроме оптического дальномера танки G1 должны были получить новый телескопический прицел с 4-кратным увеличением, что в совокупности позволяло бы эффективно использовать орудие на всей практической дальности стрельбы.


Макет танка Renault G1R

При этом одним дальномером аппетиты Управления пехоты, которое и было заказчиком нового танка, не ограничивались. От разработчиков нового среднего танка требовали обеспечить боевой машине возможность стрельбы с хода на скорости до 10 км/ч при движении по пересеченной местности. Эту идею французы позаимствовали от англичан, а последние, в свою очередь, находились под серьезным впечатлением от показательных Киевских маневров 1935 года. Применительно к проекту G1 новые требования военных предполагали серьезную работу и изменение ходовой части танка, либо работы в самом перспективном на тот момент направлении – разработке и установке на танк стабилизатора вооружения.

Французские военные больше всего рассчитывали на успехи компании Renault. Не без оснований, если учесть, что данная компания была одним из лидеров французского танкостроения. Именно эта фирма подарила миру Renault FT-17 – первый в истории танк классической компоновки. Модель, которую разрабатывали инженеры Renault, получила обозначение G1R. Танк этого проекта внешне выглядел наиболее эстетично, выделяясь плавными обводами корпуса и башни. Бронелисты были расположены под рациональными углами наклона и обеспечивали очень хорошую защиту экипажа, узлов и агрегатов боевой машины. Башня полусферической формы располагалась в средней части корпуса. Первоначально внутри планировалось поставить 47-мм пушку SA35. Также рассматривался вариант с установкой еще одного такого же орудия в корпусе, но со временем от этой идеи отказались.

Ходовая часть среднего пехотного танка G1R включала в себя 6 сдвоенных опорных катков применительно к каждому борту, направляющими были передние колеса, задние – ведущими. Для улучшения проходимости танка на местности конструкторы решили применить двойную гусеничную ленту. Этот «хитрый» ход разработчиков имел и вполне прозаическое объяснение – позволял избежать проектирования новой широкой гусеницы. Подвеска катков на танке G1R изначально разрабатывалась торсионной. При этом все открытые элементы подвески танка, а также опорные катки имели дополнительную защиту в виде фальшбортов.


Макет танка Renault G1R

Важной особенностью машины G1R был изначально широкий корпус, который позволял легко вписываться в постоянно меняющиеся спецификации. Так в 1938 году было сделано предложение установить новую башню с более мощным вооружением. Широкий корпус позволял разместить любую башню из уже предложенных разными фирмами вариантов. Поэтому к лету 1938 года компания Renault стала явным фаворитом. Считалось, что серийное производство танка G1R можно будет развернуть через 1,5-2 года.

Вместе с установкой новой башни с 75-мм орудием росла и масса боевой машины. С учетом того, что танк имел экипаж из четырех человек и минимальный возимый боекомплект, его боевая масса все равно не могла быть меньше 28 тонн. Со временем французские военные довели спецификацию до 30 тонн. А в самой компании Renault считали, что боевая масса танка составит до 32 тонн. По этому показателю танк серьезно обходил и Т-34 и немецкие PzKpfw IV ранних серий. При этом проблемой становился двигатель, так как еще в 1938 году французские военные рассчитывали получить машину с максимальной скоростью хода по шоссе до 40 км/ч. И это при предъявляемых требованиях к круговому бронированию в 60 мм. В конечном итоге работа по созданию танка серьезно замедлилась и со временем почти совсем остановилась. Перед самой войной финансовая поддержка со стороны военных почти полностью прекратилась и проект так и остался навсегда бумажным.

Судьба проекта среднего танка G1


К 1939 году из проектной гонки выбыли сразу четыре компании. Так компания SEAM к тому моменту уже имела готовый собранный прототип без башни и соответственно вооружения. Проект считался одним из наиболее близких к завершению, но был остановлен в 1939 году из-за недостатка финансирования. Три компании BDR (Baudet-Donon-Roussel), Lorraine de Dietrich и Fouga также вышли из проекта в 1939 году. При этом компании BDR и Lorraine de Dietrich имели к тому моменту только деревянный и металлический макеты соответственно. Все три компании остановили разработку в пользу программ других проектировщиков.


Модель танка Renault G1R из игры World of Tanks

К концу 1939 года единственной компанией, которая продолжала работу над средним пехотным танком, осталась фирма Renault. Разработка боевой машины шла при непосредственном участии Луи Рено и продолжалась вплоть до 1940 года до полного военного поражения Франции после нападения гитлеровской Германии. При этом к тому моменту готовым был лишь деревянный макет.

Стоит отметить, что, несмотря на то, что проект среднего танка G1 так и остался нереализованным, он и сейчас представляет исторический интерес. На момент проведения работ танк G1, безусловно, был наиболее совершенной и передовой разработкой французской танковой промышленности. По уровню вооружения и своей мобильности новый средний танк был сопоставим с лучшими средними танками союзников – советским Т-34 и американским M4 «Шерман». Как и советская тридцатьчетверка, танк отличался хорошим противоснарядным бронированием с размещением бронелистов под рациональными углами наклона. По некоторым параметрам нереализованный французский проект даже превосходил лучшие танки союзников. Новаторскими решениями считались установка оптического дальномера, системы стабилизации орудия и реализация полуавтоматического механизма заряжания танковой пушки.

К сожалению, французские военные новый танк так и не получили. Этому было несколько объяснений. Во-первых, в том, что проект так и не удалось реализовать, можно обвинять представителей Управления пехоты, которые практически каждый год меняли спецификацию и ТТХ на новую машину. Во многом это было связано с объяснимым желанием получить лучший в мире танк, но всему есть предел. При этом желание французских военных получить средний танк оптимальным образом сочетающий защиту, вооружение и массу, загнало всех проектировщиков практически в тупиковую ситуацию. Отдельной проблемой стало техническое оснащение нового танка. И если с трансмиссией и конструкцией шасси французские компании могли справиться, то спроектировать достаточно мощный дизельный двигатель французская промышленность смогла лишь после войны. Еще одной проблемой проекта могло стать слишком большое количество участвующих фирм. Это была уже какая-то избыточная конкуренция, возможно, если бы над проектом работали две-три компании, проектирование пошло бы быстрее.


Модель танка BDR G1B из игры World of Tanks

Так получилось, что ни один из проектов среднего танка G1 не был построен в готовом виде и не добрался до серийного производства. Танк, который должен был составить серьезную конкуренцию гитлеровским машинам и танкам союзников, остался нереализованным проектом, единственная жизнь которого оказалась возможной лишь в компьютерных играх. Такого развития событий в 1940 году французские инженеры и конструкторы точно не могли себе представить. До популярной на территории бывшего СССР и в мире игры World of Tanks добралось два танка, создававшихся в рамках данной программы: средний танк Renault G1 и тяжелый танк BDR G1B.
Автор:
Юферев Сергей
Использованы фотографии:
wiki.wargaming.net
Источник ➝

Чей Крым? Звёздные ответы – стыдные, политические и открытые. Такие, что сердце сжимается

Чей Крым? Звёздные ответы – стыдные, политические и открытые. Такие, что сердце сжимается

Фото: © Nikolay Gyngazov/Globallookpress

С момента проведения референдума и воссоединения Крыма с Россией прошло уже более шести лет, однако Киев по-прежнему отказывается принимать волю крымчан, а украинские журналисты не устают задавать вопрос "Чей Крым?".

Чаще всего животрепещущий вопрос адресуется русским знаменитостям: артистам, певцам, политикам, вынужденным буквально разрываться между двумя странами.

Одним из последних заметных случаев провокации стал инцидент, произошедший с кавээнщиком Сергеем Писаренко, который согласился побеседовать с украинским журналистом и блогером Сергеем Ивановым, но был втянут в полемику на политические темы.

Интервью опубликовал канал ISLND TV на YouTube.

"Мы продолжим друг другу жать руки"

В последнее время Писаренко живёт в Киеве и участвует в юмористической программе "Дизель-шоу". При этом семья артиста осталась дома, в России. Иванов поинтересовался у юмориста, в чём же разница между русскими и украинцами, и получил, вероятно, не тот ответ, на который рассчитывал. Писаренко ответил, что для него это один славянский народ.

"Всё очень похожее. Я страны эти не разделю", – указал он.

Тем не менее Иванов завёл беседу об "ужасах" в Донбассе, к которым, по мнению Киева, причастна Россия, а затем задал и "сакральный" вопрос: чей же Крым?

Писаренко, видимо, и так утомлённый далёкими от юмора беседами, ответил весьма резко. "Давайте уже политические беседы заканчивать. Я приехал сюда говорить о творчестве, а вы начинаете меня уже чёрт-те куда тащить", - заявил комик.

"Крым ваш или Крым – наш?"

Одним из самых больших любителей задать вопрос о принадлежности полуострова остаётся украинский журналист Дмитрий Гордон. Он не упускает случая поинтересоваться этим практически у всех, кто даёт ему интервью. Среди последних гостей программы отметился народный артист России, художественный руководитель Московского академического театра сатиры Александр Ширвиндт.

В ходе интервью худрук посетовал, что ему запретили въезд на Украину – родину его родителей. Причиной стало посещение Севастополя – Ширвиндт побывал на творческом вечере книголюбов.

"Замечательные ребята из общества книголюбов пригласили меня на творческий вечер, поговорить. А оказалось, что я сволочь", – сказал он.

Гордон, в свою очередь, спросил, нет ли у артиста ощущения несправедливости из-за "вбитого клина между Украиной и Россией".

Ширвиндт отреагировал эмоционально.

"Я в нюансы не влезаю, потому что я не профессионал... Крым ваш или Крым – наш? Крым мой! Понимаешь? Он мой. Я в нём вырос… Начинать сейчас разбираться "кто есть ху" мне совершенно неинтересно", – подчеркнул он, и сразу стало ясно, что для этого человека полуостров не просто точка на карте, а родная земля – такая, что от дрязг сердце сжимается.

"Крым – трагическая ошибка России?"

Ещё одним собеседником Гордона в мае стал российский публицист, телеведущий Владимир Познер, у которого украинец поинтересовался, не является ли "аннексия" Крыма трагической ошибкой России. Познер ответил отрицательно и попытался объяснить неизбежность и логичность воссоединения России и Крыма.

"Вот представьте себе, что в Мексике происходит революция и что к власти приходит правительство антиамериканское. Это легко представить. И это новое правительство, опасаясь Большого брата с севера, обращается к России и говорит: "Слушайте, ребята, вы не могли бы нам одолжить 10 дивизий, чтобы они стояли на границе с США?" – привёл он пример, указав, что Вашингтон бы этого не допустил.

Такая же логика, по мнению Познера, действует в случае с Крымом и Россией.

Он напомнил, что с приходом к власти на Украине антироссийски настроенных политиков возросла вероятность вступления страны в НАТО и появления американских войск в Чёрном море и на границе России. Всё это представляло экзистенциальную угрозу для русских.

"Примерно так же рассуждали здесь. "Будут тут дивизии на нашей границе, ну и что? Мы этого не допустим". Вот весь круг рассуждений для меня вокруг этого вопроса", – сказал журналист.

Познер подчеркнул, что крымчане и раньше выступали за нахождение в составе России, а не Украины.

"Украина Крым отдала"

Схожее мнение и у российской певицы Лолиты Милявской.

В апреле этого года в интервью тому же Гордону она сказала, что если бы крымчанам хорошо жилось в составе Украины, они бы не пошли голосовать за присоединение к России.

По словам певицы, Киев не вкладывался и не занимался развитием полуострова, а с приходом российских властей "хотя бы дороги, аэропорт построили". Кроме того, она напомнила Гордону и его слова, согласно которым Украина отдала Крым сама и не сражалась за него. Милявская отметила, что не хочет вступать в исторические и политические споры и позиция о принадлежности Крыма у неё одна.

"Когда у меня спрашивают, чей Крым, я говорю: "Мой!" – подчеркнула родившаяся на Украине артистка.

Певица добавила, что не считает возвращение полуострова в состав России незаконным.

Теперь материковую часть и полуостров объединяет ещё и Крымский мост. Впрочем, и до этого вопросов о принадлежности полуострова не было. Фото:  © Anton_Astrey/ twitter.com/Globallookpress.

"В Крым я не поеду"

Говорила о своём отношении к Крыму и телеведущая, экс-кандидат в президенты России Ксения Собчак. На своём YouТube-канале она опубликовала видео, в котором рассказала о планах на летний отдых, и подчеркнула, что в Крым ни ногой. Из-за пандемии коронавируса Собчак с долей сожаления (!) отметила, что отпуск ей придётся провести в родной стране, которую она, к слову, намеревалась возглавить.

"Не то чтобы я так собралась – просто не вижу другого выхода, честно говоря. Поэтому будем исследовать матушку-Русь. В Крым я не поеду, естественно. Пока думаю об Алтае", – уточнила она.

Ранее слова Собчак уже вызывали широкий общественный резонанс – после того как в эфире украинского "Нового радио" она заявила о необходимости "вернуть" полуостров Украине. Из-за этого в ноябре прошлого года по запросу граждан прокуратура Москвы инициировала проверку её интервью на экстремизм.

Цифры в пользу России

Крым вернулся в состав России в марте 2014 года по итогам референдума, на котором 96,6% жителей полуострова проголосовали именно за это решение. Спустя шесть лет, в марте этого года, Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провёл новый опрос среди крымчан с просьбой оценить результаты воссоединения. Оказалось, что 93% жителей региона положительно оценивают жизнь в составе России. При этом отмечается, что если бы в ближайшее время снова состоялся референдум, то абсолютное большинство проголосовало бы так же, как и шесть лет назад.

В настоящее время легитимность Крыма в составе России признают около десятка стран, среди которых Афганистан, КНДР, Венесуэла и Куба. Более 20 государств считают регион российским де-факто, а именно не поддерживают резолюцию ООН о признании украинского суверенитета над Крымом.

Москва неоднократно отмечала, что референдум проводился с соблюдением норм международного права, является легитимным и вопрос  "Чей Крым?" закрыт навсегда.

Когда американские F-35 сойдутся в реальном бою с российскими истребителями


Американские истребители пятого поколения F-35 и российские Су-57, а также другие наши боевые самолеты вполне могут «попробовать на зуб» друг друга. Правда, для этого США не нужно объявлять войну России. В перспективе выяснить, кто лучше справляется с поставленными боевыми задачами, можно будет на Ближнем Востоке.

За штурвалами F-35, скорее всего, окажутся израильские пилоты, а круг возможных покупателей российских истребителей из числа соседей Израиля все время растет.

Тель-Авив располагает большим авиапарком модифицированных F-16 и F-15, общим количеством свыше трех сотен.
Израильские ВВС традиционно делают ставку на внезапные упреждающие удары, что неоднократно было продемонстрировано в последние годы в Сирии и Ираке, где они нещадно бомбят военную инфраструктуру Ирана. Свой вклад в перебалансировку сил в регионе внесло появление в САР зенитно-ракетных комплексов С-300 и С-400 российского производства. Почему они на самом деле бездействуют, мы подробно разбирали ранее. Это вопрос более политический, чем военный, однако ЦАХАЛ вынужден учитывать и этот новый фактор.

Для возможности поражения целей, прикрытых системой ПВО, Тель-Авив закупил партию американских F-35A Lightning II и F-15 Eagle. В 2018 году ВВС Израиля заявили о первом боевом применении истребителя пятого поколения F-35A. Несмотря на это, в СМИ непрерывно просачивается информация о множественных конструктивных недостатках самолета, которые не позволяют считать его полноценным «вундерваффе».

Следует упомянуть, что в перспективе израильтяне могут лишиться своего доминирующего положения в воздухе на Ближнем Востоке. В октябре 2020 года истекает срок запрета со стороны Совбеза ООН в отношении Тегерана на покупку им современных боевых самолетов. Авиация Ирана многочисленна, но очень устаревшая, времен афганской и вьетнамской войн, плюс имеются китайские копии советских самолетов. Сегодня именно Россия и Китай могут серьезно помочь Исламской Республике в построении современных ВВС.

После распада СССР Тегеран пытался купить у Москвы МиГ-29, бомбардировщики Ту-22М, МиГ-27, истребители МиГ-31 и Су-30СМ, а у Пекина – J-10, но помешали санкции. Тогда ни Россия, ни Китай не были готовы ссориться с США. Теперь многое изменилось. На что же могут рассчитывать иранцы?

ВВС Ирана могли бы пополниться российскими экспортными истребителей поколения «4++» Су-30СМ, самолетами того же поколения МиГ-35 и многофункциональными Су-35С поколения. «Вишенкой на торте» могут стать истребители пятого поколения Су-57 в экспортной модификации. Они дорогие, и много их не купишь, но Су-57 в умелых руках способны уравновесить положение дел в воздухе с израильтянами. Китайские товарищи при желании смогут помочь иранцам с истребителями J-10C поколения «4+».

Добавить проблем ЦАХАЛ способны продажи МиГ-29М и МиГ-35 в соседние Сирию и Египет. Также Каир подписал контракт на закупку более 20 российских истребителей Су-35. Интерес к Су-35 и Су-57 также проявляла Турция, имеющая непростые отношения с Израилем. Понятно, что чем больше российских боевых самолетов появится в небе над Ближним Востоком, тем больше шансов, что они столкнутся с американскими F-35. Вот тогда и станет понятно, чего они стоят в реальном деле.

Картина дня

))}
Loading...
наверх