Свежие комментарии

  • Yvan
    По примеру Китая, где раскулачили 4 тыс. приватизаторов 90-х и вернули $25 трлн.Либеральная мечта...
  • vasul asd
    Не нажрались? Все надо национализировать, включая все то что прихватизировалиЛиберальная мечта...
  • Семенков Александр
    Правильно отреагировали питерцы! Весь этот первобытный сброд надо гнать сраной метлой в себе, на их Родину. Пусть там...ПО ЗАКОНАМ ГОР. З...

БМ-13 «Катюша» после Победы: до сих пор в строю

БМ-13 «Катюша» после Победы: до сих пор в строю

БМ-13 на шасси ЗИС-6 в экспозиции ВИМАИВиВС. Фото Wikimedia Commons

Гвардейские реактивные минометы БМ-13 или по-простому «Катюши» хорошо показали себя в годы Великой Отечественной войны и заслуженно носят почетное звание Оружия Победы. После окончания войны такая техника продолжила службу и оставалась на вооружении в течение многих десятилетий. В отдельных странах «Катюши» остаются в строю до сих пор.

За время войны


Серийное производство реактивных установок М-13-16 под 132-мм снаряд М-13 было запущено в июне 1941 г., буквально за пару дней до нападения Германии. До конца года силами нескольких предприятий успели выпустить почти 600 таких установок для монтажа на автомобильные шасси. Уже в 1942 г. производство нарастили в несколько раз и удовлетворили текущие потребности армии.

Производство установок М-13-16 и реактивных систем на их базе продолжалось до 1945 г. и было свернуто в связи с окончанием войны. За все время было изготовлено ок. 6,8 тыс. установок. Подавляющее их большинство было использовано при строительстве самоходных реактивных минометов БМ-13-16 на автомобильных шасси. Также носителями направляющих для ракет были трактора, бронеплощадки для бронепоездов, катера и т.
д.

БМ-13 «Катюша» после Победы: до сих пор в строю

БМ-13Н на шасси US6 готовятся к стрельбе, 1944 г. Фото Wikimedia Commons

Первые серийные БМ-13-16 выполнялись на отечественном шасси ЗИС-6. В дальнейшем применялись и другие базовые машины отечественного и иностранного производства. Так, в начале 1942 г. начался монтаж реактивных установок на грузовики, получаемые по Ленд-лизу. В этом процессе в разное время использовалось более 15-17 типов техники, но основным носителем М-13-16 достаточно быстро стал автомобиль Studebaker US6.

На момент завершения войны основу парка реактивных минометов составляли машины на базе «Студебекера», чему поспособствовал их массовый выпуск. БМ-13-16 в других конфигурациях, в т.ч. на отечественных шасси, имелись в меньших количествах. Реактивные установки сохранялись и на других носителях. Кроме того, в войсках имелись пусковые установки под снаряды нескольких других типов.

Новые проекты


Таким образом, после войны РККА располагала достаточно многочисленным парком гвардейских минометов, но он имел ряд проблем. Главной была разунификация по шасси. Кроме того, большая часть техники была построена на иностранных грузовиках, что дополнительно затрудняло эксплуатацию и снабжение запчастями. В разумные сроки следовало заменить американские шасси US6 отечественной машиной с такими же характеристиками.

БМ-13 «Катюша» после Победы: до сих пор в строю

"Катюша" на шасси "Студебекер" в китайском музее. Фото Wikimedia Commons

Реактивные минометы БМ-13 и других моделей на тот момент рассматривались в качестве современного эффективного оружия, способного наносить значительный урон противнику. В то же время, считалась необходимой разработка новых систем этого класса с увеличенными характеристиками. «Катюши» и иные образцы должны были оставаться в строю до появления подобной замены – и это стало вторым поводом для проведения модернизации.

Первая попытка такой модернизации была предпринята уже в 1947 г. Боевую машину типа БМ-13Н обр. 1943 г. перестроили с применением новейшего грузовика ЗИС-150. По известным данным, было построено не более 12-15 таких машин, после чего работы остановились. Такая техника неоднократно демонстрировалась на парадах, но, по очевидным причинам, не могла повлиять на эксплуатационные особенности реактивной артиллерии в целом.

С учетом накопленного опыта в 1949 г. разработали и приняли на вооружение боевую машину БМ-13НН или 52-У-941Б. На этот раз использовали трехосное полноприводное шасси ЗИС-151. Вместе с пусковой установкой и иными целевыми агрегатами автомобиль получал откидные щитки для кабины и защиту бензобака. По результатам такой модернизации удалось добиться заметного роста основных характеристик, включая эксплуатационные.

По имеющимся данным, производство новых БМ-13НН осуществлялось с применением агрегатов старых боевых машин. Пусковую установку и другие детали снимали с БМ-13 на устаревшей базе, ремонтировали и закрепляли на современном шасси. Параллельно подобную перестройку проходили реактивные минометы других моделей, остававшиеся в строю после войны.

БМ-13 «Катюша» после Победы: до сих пор в строю

БМ-13НМ на шасси ЗИС-151 ведет огонь. Фото Wikimedia Commons

Следующий вариант модернизации появился в 1958 г. и получил обозначение БМ-13НМ (индекс ГРАУ – 2Б7). Этот проект предусматривал незначительную переделку пусковой установки и сопутствующих агрегатов. Все они ставились на автомобиль ЗИЛ-157. Вновь для обновления «Катюши» использовали самое новое грузовое шасси, и опять обошлись простой перестановкой агрегатов.

В 1966 г. на вооружение поступила последняя версия системы – БМ-13НММ (2Б7Р). В этом случае в качестве основы использовался автомобиль ЗИЛ-131. Комплект целевого оборудования впервые претерпел небольшое изменение. Сзади слева на шасси появилась откидная подножка для наводчика. Тактико-технические характеристики практически не изменились, но вновь выросла экономичность и упростилась эксплуатация.

Все новые модификации БМ-13, получая пусковую установку времен Великой Отечественной, сохраняли совместимость со всей номенклатурой снарядов М-13. Кроме того, в послевоенный период выполнили несколько модернизаций такого оружия, направленных на оптимизацию производства и некоторый рост характеристик.

В Советской армии


В первые послевоенные годы БМ-13 и другие машины существующих типов рассматривались в качестве основы реактивной артиллерии – но только до появления более новых образцов. Впрочем, новые системы залпового огня не смогли быстро вытеснить имеющиеся «Катюши», и на полную их замену несколько десятилетий. В частности, именно это привело к тому, что новые модификации БМ-13 разрабатывались до середины шестидесятых годов.

БМ-13 «Катюша» после Победы: до сих пор в строю

Восстановленная боевая машина на шасси ЗИЛ-157, май 2020 г. Фото Минобороны РФ

Кардинальный перелом в Советской армии наступил в середине шестидесятых – с появлением РСЗО БМ-21 «Град». По мере поставок такой техники, осуществлялось выведение из боевого состава БМ-13 и других старых образцов. Впрочем, полностью от них не отказались. «Катюши» использовались учебными полками в качестве пристрелочных установок до начала девяностых годов.

В дальнейшем и эти машины были выведены в резерв или списаны. Согласно справочникам The Military Balance последних годов, в резерве до сих пор имеется 100 БМ-13 неустановленной модификаций. Насколько такая информация соответствует действительности – неизвестно.

Техника за рубежом


Уже в первые послевоенные годы СССР начал передавать различную военную технику дружественным зарубежным странам. Так, первые БМ-13 отправились за границу к началу пятидесятых годов, и в дальнейшем подобные поставки регулярно продолжались. Такую технику осваивали армии Азии, Африки, Европы и Южной Америки. Зарубежным армиям отгружались «Катюши» всех серийных модификаций, вплоть до последней БМ-13НММ.

Одними из первых в этом списке стали китайские военные; они же первыми использовали полученную технику в бою. БМ-13 неоднократно использовались во время войны в Корее и зачастую оказывали решающее влияние на ход боев. В ходе операций использовалось до 20-22 боевых машин одновременно, а также десятки артиллерийских орудий.

БМ-13 «Катюша» после Победы: до сих пор в строю

Боевая машина БМ-13НММ на шасси ЗИЛ-131. Фото Wikimedia Commons

Через несколько лет после этого БМ-13 использовали силы Демократической Республики Вьетнам. В частности, в решающей битве при Дьенбьенфу вьетнамские войска задействовали 16 реактивных минометов – пятую часть всей артиллерийской группировки. Насколько известно, поздние версии «Катюш» до недавнего времени оставались на вооружении вьетнамской армии. Так, в 2017 г. широко разошлись фотографии с базы, на которой присутствовало сразу несколько поздних БМ-13НММ.

В начале шестидесятых годов БМ-13Н/НМ поставлялись армии Королевства Афганистан. Некоторое количество такой техники оставалось в строю на момент начала полномасштабной войны в 1979 г. Афганская армия использовала их в боях с противником. В дальнейшем устаревшие машины заменили более новыми «Градами».

По известным данным, до недавнего прошлого БМ-13 поздних модификаций оставались на вооружении Перу. Последние упоминания о перуанской армии относятся к рубежу двухтысячных и десятых годов.

Согласно справочникам The Military Balance за последние годы, на данный момент БМ-13 остаются на вооружении только в Камбодже. Ее армия также остается единственным эксплуатантом устаревших БМ-14. Количество такой техники, ее состояние и статус неизвестны. При этом камбоджийские «Катюши» служат вместе с «Градами» и старыми образцами производства третьих стран.

БМ-13 «Катюша» после Победы: до сих пор в строю

БМ-13НММ во Вьетнаме, 2017 г. Фото Datviet.trithuccuocsong.vn

80 лет на службе


Если Камбоджа действительно продолжает эксплуатацию своих реактивных минометов, то БМ-13 в ближайшие месяцы может отметить 80-летие своей службы – в разных странах и на разных континентах. Далеко не каждая артиллерийская система может похвастать таким долголетием на службе.

Первой предпосылкой к столь длительной эксплуатации «Катюш» следует считать удачную конструкцию комплекса в целом, давшую достаточно высокие характеристики. Кроме того, важным фактором стала массовость выпуска такой техники в 1941-45 гг., вынуждавшая оставлять ее на вооружении даже при наличии более новых образцов. В связи с этим было выполнено несколько модернизаций, продливших общие сроки эксплуатации.

Затем СССР смог перевооружить свою армию, а высвободившиеся боевые машины отправились за рубеж. Наконец, последним фактором оказалась бедность новых хозяев. К примеру, Камбоджа до сих пор сохраняет БМ-13 не по тактико-техническим соображениям, а из-за невозможности заменить их современной техникой.

Таким образом, став Оружием Победы, советские гвардейские реактивные минометы БМ-13 продолжили службу – и вновь помогали громить врага и освобождать народы. А через несколько десятилетий немногочисленные боевые машины, остающиеся в строю, позволяют рассчитывать на рекорд продолжительности службы. История «Катюш» близится к своему завершению – но еще не закончена.
Автор:
Рябов Кирилл
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх