Свежие комментарии

  • Леонид Ващук
    Целый "научный" труд накрапал автор, но более походит на кухонный разговор за бутылочкой двух таксистов, которые все ...Собянин встал пер...
  • Александр Силяков
    ЛЮБЫЕ МЕТОДЫ дающие результат. А что, уговаривать?Подземные города:...
  • Sergiy Che
    Откуда тогда можно пускать - с Бандеристана?? )) И что делать со своими - гражданами РФ с Кавказа скажем - там на по...Подземные города:...

Боевые самолеты. Мелкий и вредный, но очень полезный

Боевые самолеты. Мелкий и вредный, но очень полезный

Нельзя сказать, что это был шедевр как самолет. Нельзя сказать, что это было гидросредство. Но вот получилась такая золотая середина, особенно по сравнению с другими, и реально золотая. Пусть и середина.

И наш сегодняшний герой являл собой довольно интересное явление в мире гидросамолетов. Но об этом мы поговорим чуть ниже, а пока стоит сказать несколько слов о том, для чего вообще он был нужен.

В 30-е годы прошлого века во всех флотах с той или иной долей успеха шли попытки создания такой вещи, как РЛС, локатор, радар. Называть можно как угодно, по факту сознать РЛС получилось, что, собственно, и приговорило разведывательные гидросамолеты как класс.

Но пока работы шли, каждый крупный корабль (от легкого крейсера и выше) оборудовался чем? Правильно, катапультой и гидросамолетами.

Боевые самолеты. Мелкий и вредный, но очень полезный

В то время это была единственная полезная концепция разведки. Самолет, поднявшийся даже на километр, значительно облегчал работу наблюдателей по поиску противника. Вообще, самолет на флоте (авианосцы не берем) именно так и рассматривался — как универсальное средство разведки.

Соответственно, это должен был быть небольшой самолет, но с приличным временем полета. Экипаж должен был обнаружить противника, связаться со своими кораблями, навести их на врагов, а затем корректировать артиллерийской огонь по противнику.


Естественно, самолет должен был хоть как-то защитить себя в случае противодействия авиации противника, вполне естественно, что у противника на кораблях имелись абсолютно аналогичные самолеты. С теми же задачами.

Так появился отдельный класс гидросамолетов – катапультные универсалы. Они могли быть разведчиками, корректировщиками, некоторые даже истребить могли другой самолет или замучить подводную лодку бомбами.

Взлетать они должны были с катапульты, а после выполнения задания приводняться рядом с кораблем-носителем и ждать, пока самолет поднимут на борт корабля.

Наш герой мог все. В отличие от многих своих одноклассников. И это делало его, пожалуй, лучшим самолетом в классе.

Но немцы вообще легких путей не искали, а шли своими. В итоге приходили иногда туда, куда никто больше не смог дойти. А порой у них получалось что-то не совсем понятное. Но наш случай как раз из первой папки.

Вообще, путь немецкие катапультные самолеты прошли своеобразный.

Первым катапультником с претензией на долгую службу стал рожденный Хейнкелем Не.60.

Боевые самолеты. Мелкий и вредный, но очень полезный

Это был биплан, который можно считать попыткой совместить дружбу и с водой, и с воздухом. На самом деле нет, летал Не.60 очень ниже среднего что по скорости, что по дальности, был весьма сложен в управлении и – главное – неустойчив в воздухе.

С водой дружбы тоже не вышло. Приставка «гидро» упорно отклеивалась и тонула, увлекая самолет за собой. В общем, достоинств у самолета не оказалось, кроме, пожалуй, того, что противник вряд ли мог захватить его в плен. «Хейнкель» тонул очень быстро при малейшем волнении.

В общем, в Кригсмарине почему-то захотели многоразовый гидросамолет.

Хейнкель самолет построил, но Не.114 тоже «не зашел».

Боевые самолеты. Мелкий и вредный, но очень полезный

Летал он всего на 30 км/ч быстрее предшественника, а управлялся примерно так же. Вооружение так же состояло из оборонительного пулемета MG.15 и двух бомб по 50 кг.

И тогда Министерство авиации (не удивляемся, к тому времени Геринг подгреб под себя все летающее) объявило конкурс. На замещение вакантной должности катапультного самолета на всех кораблях Кригсмарине.

Свои проекты представили фирмы «Арадо», «Дорнье», «Фокке-Вульф» и «Гота». Обиженные «Хейнкели» участия не принимали.

И в итоге победил самолет фирмы «Арадо». Флотские возрадовались и заказали на пробу четыре самолета. Правда, успех был слегка подпорчен мнением старых консерваторов в морском министерстве, которые считали, что катапультный самолет просто обязан быть бипланом.

Потому взяли и построили еще пару бипланов от «Фокке-Вульфа», FW-62. Просто больше бипланов никто не предложил.

Боевые самолеты. Мелкий и вредный, но очень полезный

Испытания двух машин показали огромное преимущество самолета «Арадо», и он пошел в серию. Он был быстрее, маневреннее, дольше «висел», а главное – был просто находкой в плане вооружения.

Обсуждать и сравнивать гидропланы той войны в массе мы станем в самое ближайшее время, сейчас же стоит сказать, что у Ar.196 в своем классе конкурентов в плане вооружения особо не наблюдалось. Небольшие самолеты, где вес шел на укрепление конструкции, ради длительности и дальности полета жертвовали в первую очередь именно вооружением.

А у «Арадо» получился довольно жуткий монстр, вооружение которого состояло из двух 20-мм пушек MG-FF и курсового пулемета MG.17, который устанавливался справа от двигателя в носу. Плюс пулемет MG.15, который оборонял самолет в заднем секторе. Плюс две бомбы SC 50 по 50 кг.

В общем, этот «маленький катапультный разведчик» мог по силе залпа запросто навалять любому истребителю того времени. В 1937 году он выглядел весьма… импозантно в плане ТТХ. Да, скорость не была его сильным местом, так что от этого самолета можно было просто удрать, но если он догнал, вот тут действительно начинались проблемы.

Боевые самолеты. Мелкий и вредный, но очень полезный

Боекомплект был весьма серьезным. 120 снарядов на каждую пушку, 500 патронов для курсового пулемета, 525 для оборонительного.

Первые серийные Ar.196А-0 (10 шт.) выпускались без узлов для запуска с катапульты, потому они пошли в разведывательные части Люфтваффе в Вильгельмсхафене и Киле. А уже вторая серия, Ar.196А-1, которая состояла из 20 машин, уже пошла непосредственно на корабли. Самолеты были оборудованы необходимыми устройствами для взлета с катапульт.

Первым кораблем, на котором Ar.196 заступил на службу, стал рейдер «Адмирал граф Шпее».

Боевые самолеты. Мелкий и вредный, но очень полезный

Следом новые гидросамолеты получил тяжелый крейсер «Дойчланд». Затем настала очередь линкоров «Шарнхорста» и «Гнейзенау», тяжелых крейсеров «Адмирал Шеер», «Адмирал Хиппер» и «Принц Ойген».

Боевые самолеты. Мелкий и вредный, но очень полезный

На палубе "Гнейзенау"

Боевые самолеты. Мелкий и вредный, но очень полезный

Так решили разместить катапульту на "Шарнхорсте"

Последними самолеты получили линкоры «Тирпитц» и «Бисмарк».

Боевые самолеты. Мелкий и вредный, но очень полезный

Катапульта линкора "Бисмарк"

«Бисмарк» и «Тирпитц» получили по 6 самолетов.

«Шарнхорст» и «Гнейзенау» — по 4 единицы.

Тяжелые крейсера типа «Дойчланд» и «Хиппер» — по 2 самолета.

К тому времени самолеты первой серии уже были облетаны и получили высокую оценку летчиков. И береговая патрульная служба заказала себе еще самолетов в максимальной оружейной комплектации. И не прогадала.

Ar.196А-2, попавшие в части береговой обороны, исправно патрулировали воды Северного моря. А 5 мая 1940 года произошел эпохальный случай, когда два Ar.196А-2 захватили подводную лодку Ее Величества «Тюлень». Подлодка ставила мины в проливе Каттегат, но наскочила на свою же мину (бог шельму метит иногда) и была вынуждена всплыть. Тут ее и обнаружили два патрульных «Арадо», которые тут же начали обрабатывать лодку бомбами и снарядами.

Британцы предпочли сдаться.

Катапультные самолеты тоже вполне нормально выполняли свои задачи. Все 11 судов, которые потопил в своем единственном походе «Адмирал граф Шпее», были обнаружены именно с помощью разведчиков «Арадо».

Боевые самолеты. Мелкий и вредный, но очень полезный

И как не вспомнить эпический слив операции «Страна чудес», когда из-за того, что вышли из строя оба самолета на «Адмирале Шеере», немцы упустили практически безоружный, но очень важный (для нас) конвой.

Летчики гидросамолетов с «Бисмарка» пытались перехватить разведчика «Каталина», который обнаружил линкор и крейсер «Принц Ойген». Однако «Каталине» удалось уйти, так как скорость фактически была равна скорости «Арадо». А через два дня «Бисмарк» потопили.

Весь 1941 год гидросамолеты береговой охраны, базировавшиеся в районе Бискайского залива, вели постоянные бои с британцами. Получился своеобразный круговорот: британские «Уитли» и (с 1942 года) «Веллингтоны» охотились за немецкими подводными лодками. «Арадо» перехватывали британские патрульные самолеты и осложняли им жизнь. По мере появления у британцев «Бофайтеров» и «Москито» проблемы начали появляться уже у экипажей «Арадо». Пришлось выделять на сопровождение разведчиков 190-е «Фокке-Вульфы».

Круг разомкнулся только после поражения немцев, но в прибрежных водах упокоился не один десяток самолетов.

Боевые самолеты. Мелкий и вредный, но очень полезный

Отметились «Арадо» Аr.196А-4 с тяжелых крейсеров «Лютцов» и «Принц Ойген» на Восточном фронте, корректируя стрельбу с крейсеров по наступающим советским войскам в Прибалтике.

Кроме «нормальных» боевых кораблей, Ar.196А, в первую очередь благодаря своей компактности, прописались на палубах вспомогательных крейсеров «Орион», «Комет», «Атлантис», «Тор», «Михель». И, соответственно, выполняли функции разведывательных самолетов для рейдеров Третьего рейха.

Вообще, Ar-196А оказался на редкость сбалансированным самолетом, потому его применяли на всех кораблях, от линкора до вспомогательного крейсера, переоборудованного из гражданского корабля.

Боевые самолеты. Мелкий и вредный, но очень полезный

Ar.196А стал последним и наиболее массовым поплавковым самолетом люфтваффе. Было выпущено всего 526 самолетов, но, учитывая его узкую специализацию, цифра вполне себе приличная. Для сравнения, КОР-1/Бе-2, аналогичный самолет в ВМФ СССР, был выпущен серией в 13 машин.

А вот «Арадо» можно было встретить где угодно, на всем театре военных действий Второй мировой войны. Атлантика, Северное море, Балтика, Средиземное и Черное моря. Даже на Востоке, в малайзийском Пенанге, существовал «Восточно-азиатский отдел», который должен был оказывать помощь и поддержку рейдерам и подводным лодкам Германии. В распоряжении отдела было два самолета Ar.196А.

В общем, прозвище «Глаза Кригсмарине» Ar.196А получил совершенно не зря. Появление этого самолета над конвоем союзников в любом месте Мирового океана могло означать только одно: неприятности начинаются по полной программе. И надо ждать атаки в самое ближайшее время.

То, что фактически без изменений самолет прослужил всю войну, свидетельствует о многом. В первую очередь – об удачной конструкции машины.

Понятно, что во второй половине войны, начиная с 1944 года, Ar.196А устарел. Слишком далеко шагнули истребители всех стран, а повальное освоение странами РЛС и постройка авианосцев просто низвели Ar.196А на дно.

Появление РЛС и авианосцев поставило крест на самой концепции боевого применения гидропланов. Любой, самый захудалый самолет, стартовавший с авианосца, по своим характеристикам наголову превосходил небольшие гидропланы катапультного старта.

Боевые самолеты. Мелкий и вредный, но очень полезный

Гидросамолет вообще перестал быть актуален. И Ar.196А не стал исключением. Но это был весьма выдающийся и полезный самолет, в первую очередь как разведывательный самолет.

Кстати, на базе Ar.196 в начале работ был создан спортивный гидросамолет для гонок на Кубок Шнейдера. Но, увидев, какие ЛТХ имеет новый разведчик, в Люфтваффе приняли решение не выпускать спортивный самолет на гонки, дабы не рассекретить данные нового морского разведчика.

ЛТХ Ar.196А-3:

Размах крыла, м: 12,44.
Длина, м: 10,96.
Высота, м: 4,45.
Площадь крыла, м2: 28,30.

Масса, кг:
— пустого самолета: 2 335;
— нормальная взлетная: 3 303.

Двигатель: 1 х ВМW-132К х 960 л.с.
Максимальная скорость, км/ч: 320.
Крейсерская скорость, км/ч: 268.
Практическая дальность, км: 800.
Максимальная скороподъемность, м/мин: 415.
Практический потолок, м: 7 000.

Экипаж, чел.: 2.

Вооружение:
— две крыльевые 20-мм пушки МG-FF (120 снарядов на ствол);
— один синхронный 7,9-мм пулемет МG-17 (500 патронов);
— один 7,9-мм пулемет МG-15 на подвижной установке (525 патронов);
— две 50-кг бомбы на крыльевых подвесках ЕТС-50.
Автор:
Роман Скоморохов
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх