БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

73 320 подписчиков

Свежие комментарии

  • stas petrov
    Помойка,другого сравнения от этого,так называемого "координационального совета",на ум ни приходит.Анклав творческих...
  • саша дмитренко
    вечные споры о правильном)) образовании,,,,ну уж точно не совковое!Рассвет или закат...
  • саша дмитренко
    прости укроп,,виноваты,,,Рассвет или закат...

Как в средневековой Европе пытались изменить образ рыцаря

Как в средневековой Европе пытались изменить образ рыцаря

В наши дни образ рыцаря романтизирован и построен на мифах. Во многом это связано с влиянием современной культуры на человека. Несмотря на то, что расцвет рыцарства в Европе пришелся ещё на XII—XIII века, интерес к той эпохе и воинам в доспехах существует и сегодня. Живым свидетельством являются многочисленные сериалы, художественные фильмы, книги и компьютерные игры, которые выходят каждый год. Именно поэтому в представлении многих людей рыцари отпечатались в образах странствующих воинов, которые отправлялись на поиски сокровищ, новых земель, спасали из замков прекрасных дев и сражались если не с драконами, то с разбойниками и злодеями.

Почему мы романтизируем рыцарство


Реальность, как известно, гораздо прозаичнее, чем каноны, которые были заданы в литературе еще в начале XIX века, когда в Европе проснулся интерес к эпохе Средневековья. Одним из ярких примеров неоготики стал приключенческий роман «Айвенго» шотландского писателя Вальтера Скотта. Ещё один шотландский писатель, Роберт Льюис Стивенсон, уже в конце XIX века романтизировал войну Алой и Белой розы в своем произведении «Черная стрела». Все эти произведения стали классикой приключенческой литературы и яркими примерами исторической прозы, которые остаются популярными и в XXI веке. Представления многих людей о рыцарстве выросли именно из книг этих известных и популярных во всем мире авторов.

При этом многие считают, что сегодня рыцарство мертво. На самом деле, скорее, наоборот. Те зачатки гуманизма, морали и кодекса чести, которые пытались вложить в рыцарство ещё в Средние века, дали свои всходы гораздо позднее. Многие исследователи считают, что рыцарство действительно сыграло свою роль в формировании современных благородных ценностей и наших представлений о них. И в этом аспекте рыцари оказались полезными для общества, хотя крестьяне средневековой Европы могли бы с этим обоснованно поспорить.

Как в средневековой Европе пытались изменить образ рыцаря

Само слово «рыцарство» сегодня часто рассматривается как кодекс чести и определенных норм морали для военного сословия, которое считало войну своей главной профессией. Во многих конфликтах, которые произошли уже после того, как с полей сражений исчезли доспехи и шлемы, мечи и алебарды, военные разных стран демонстрировали примеры рыцарского поведения в нашем лучшем понимании этого слова. Однако не стоит забывать, что в Средневековье всё было иначе, а сами рыцари были в первую очередь воинами, а не обычными людьми.
Очень часто они легко переходили границы норм и чести, когда этого требовала военная обстановка. Часто на это накладывали отпечаток междоусобицы и феодальные войны. Это была другая, кровавая сторона рыцарского кодекса, попытки как-то повлиять на которую предпринимались уже в Раннем Средневековье.

Главными жертвами рыцарей часто становились крестьяне


Рыцарство начало формироваться ещё в VII веке на территории средневековой Франции и Испании. Со временем оно разделилось на две большие ветви: религиозную и светскую. К религиозной ветви относили рыцарей, которые принимали религиозный обет. Яркими примерами являются знаменитые тамплиеры и госпитальеры, два рыцарских ордена, которые активно воевали протии сарацинов (арабов) и остальных представителей нехристианской цивилизации. Светская ветвь рыцарства произошла от профессиональных воинов, которые находились на королевской службе или служили высокопоставленной знати. Если представители рыцарских орденов в первую очередь были опасны для всех, кто исповедовал отличную от них веру, то светские братства представляли опасность для всех, кто не был в подчинении их лорда.

Да, действительно, рыцари могли храбро сражаться за свои города, замки, лордов, проявлять благородство и защищать честь женщин. Тратить свое свободное время на улучшение военных навыков, тренировки с оружием и верховую езду, участвовать в рыцарских турнирах. Но в Средневековье многие справедливо считали самих рыцарей угрозой для общества. Будучи мелкими дворянами, они были облечены большей властью и богатством, чем крестьяне. Учитывая хорошую военную подготовку, наличие доспехов и оружия, они часто использовали крестьян и беднейших фермеров в своих интересах, нападали на них, грабили, угоняли и убивали скот.

Сражаясь за своих королей и лордов, рыцари часто сталкивались не друг с другом, а с обычными крестьянами, которые становились их главной жертвой. Это объясняется периодом феодальной раздробленности, когда все феодалы могли воевать друг с другом. Региональные конфликты возникали регулярно и могли быть очень жестокими, при этом люди одной веры, одного языка, одной национальности убивали друг друга с небывалым остервенением. В те годы большинство столкновений было связано не со сражениями одних рыцарей против других, а с набегами, грабежом и уничтожением крестьянских хозяйств, земель и угодий, на которых они работали.

Как в средневековой Европе пытались изменить образ рыцаря

Крестьяне были бесправными пешками в конфликтах между большими и малыми феодалами. При этом рыцари сжигали поля, постройки и поместья, которые принадлежали их соперникам, убивали крестьян. Иногда они грабили даже собственных подданных, что было особенно распространено во Франции во время Столетней войны. Жестокость в те годы была обычным делом. Граф Валеран, наткнувшись на крестьян, которые рубили дрова без разрешения, пленил их и отрезал им ноги, сделав их бесполезными для работы на их господина. Здесь важно понимать, что в те годы благосостояние знати напрямую зависело от количества и богатства крестьян. Именно поэтому нападение на крестьянские хозяйства было обычным способом, которым рыцари наказывали своих противников, подрывая их экономический потенциал.

Как церковь пыталась повлиять на рыцарство


Чтобы хоть как-то ограничить жесткость рыцарей, духовенство средневековой Европы пыталось создать «кодекс рыцарей». В разное время таких кодексов было создано несколько. Церковь была заинтересована в том, чтобы не только сделать жизнь более гуманной, но и защитить собственные экономические интересы. Представляя в те годы реальную власть и силу, священнослужители хотели обеспечить защиту двум из трех основных сословий: тех, кто молится, и тех, кто работает. Третьим сословием средневековой Европы были те, кто сражается, то есть и сами рыцари.

По иронии судьбы наши возвышенные представления о рыцарях и рыцарстве во многом основаны именно на рыцарских кодексах, которые создают им хорошую репутацию, хотя на самом деле создавались для того, чтобы остановить их беспредел и жестокость. Попыткой обуздать насилие в средневековой Европе стало движение «Мир и перемирие Божье», которое возглавлялось средневековой церковью, а позднее и гражданскими властями. Движение существовало с X по XII век, основным его назначением была защита священников, церковного имущества, паломников, торговцев, женщин, а также простых мирных жителей от насилия. Для нарушителей запретов предусматривались в первую очередь духовные санкции.

Как в средневековой Европе пытались изменить образ рыцаря

К примеру, в 1023 году епископом Варином из Бове для короля Роберта Благочестивого (Роберта II, короля Франции) и его рыцарей была предложена клятва из семи основных пунктов. Своеобразный кодекс рыцарской чести, который дает нам представление о тех правилах, которые требовалось принять в ответ на частое агрессивное поведение со стороны представителей рыцарства.

1. Не избивать случайных представителей духовенства. Епископ призывал рыцарей не нападать на невооруженных монахов, паломников и их товарищей, если они не совершают преступлений или это не является компенсацией за совершенные ими преступления. При этом епископ допускал возмездие за преступление, если священнослужители не загладят свою вину в течение 15 дней после вынесенного им предупреждения.

2. Не красть и не убивать сельскохозяйственных животных без причины. Запрет затрагивал всех домашних животных: коров, овец, свиней, коз, лошадей, мулов и ослов и строго действовал с первого марта до Дня всех душ (2 ноября). При этом епископ допускал, что рыцарь может убить домашних животных, если ему необходимо прокормить себя или своих людей.

3. Не нападать, не грабить и не похищать случайных людей. Епископ из Бове настаивал на том, чтобы рыцари давали клятву против жесткого обращения над мужчинами и женщинами из деревень, паломниками и торговцами. Запрещались грабеж, избиение, иное физическое насилие, вымогательство, а также похищение простых людей с целью получения за них выкупа. Рыцарей также предостерегали от грабежей и воровства у бедных людей, даже по вероломному наущению местного лорда.

4. Не сжигать и не разрушать дома без веской причины. Из этого правила епископ сделал исключение. Сжигать и разрушать дома можно было в том случае, если рыцарь обнаружил в них вражеского рыцаря или вора.

5. Не помогать преступникам. Епископ хотел, чтобы рыцари клялись не помогать и не укрывать преступников. Это было особенно важно, так как часто сами рыцари организовывали банды и становились настоящими мародерами.

6. Не нападать на женщин, если они не дают для этого повода. Запрет переставал действовать, если рыцарь узнавал о том, что женщины совершают против него какое-либо злодеяние. В первую очередь запрет распространялся на путешествующих без мужей знатных женщин, вдов и монахинь.

7. Не устраивать засады на безоружных рыцарей с момента Великого поста до конца Пасхи. Это был один из распространенных в средневековой Европе запретов, формально ограничивающий боевые действия в определенные периоды года.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх