Дерзкая Турция и её воздушное пространство


Первый турецкий F-35A был представлен на заводе компании Lockheed Martin в Форт-Уорте в июне 2018 года, после чего поставка была приостановлена американским Конгрессом

Соединенные Штаты и Турция входят в один блок НАТО с 1952 года и имеют некоторые общие и жизненно важные интересы, но стратегические взаимоотношения, по всей видимости, между двумя странами закончились. Хотя Турция формально остается союзником НАТО, на данный момент она не является партнером США. Турция поклялась продолжить борьбу с поддерживаемыми Америкой курдскими формированиями, которые она считает террористической организацией, после того, как президент Дональд Трамп предупредил об экономическом хаосе, который настигнет Анкару, если она осмелится атаковать курдское ополчение после гипотетического вывода американских военных.


Очередные трения между Вашингтоном и Анкарой снова обострились в марте 2019 года, когда верховный главнокомандующий войсками НАТО генерал Кертис Скапаротти предостерег, что если Турция купит российские зенитные комплексы С-400, то Соединенные Штаты не поставят истребители F-35 и будут вынуждены рассмотреть запрет на покупку других военных технологий. Помимо озабоченностей, высказанных по поводу совместной работы комплекса С-400 в одной связке с американскими самолетами, Скапаротти также не обошел вниманием несовместимость российского противовоздушного комплекса с системами НАТО. В ответ на заявление генерала президент Турции Эрдоган сказал, что сделка по российский комплексу С-400 не имеет ничего общего с Пентагоном и не должна никоим образом повлиять на закупку истребителей F-35.

С момента начала реализации в 1999 году программы по истребителю F-35 Joint Strike Fighter (JSF) Турция была партнером компании Lockheed Martin третьего уровня, следствием чего стала церемония поставки первого самолета, проведенная в Техасе в июне 2018 года.

Дерзкая Турция и её воздушное пространство

Компания Turkish Aerospace разрабатывает боевой самолет пятого поколения с целью замены истребителей F-16 турецких ВВС

Турция планирует закупить для своей армии 100 самолетов F-35A (традиционный вариант с обычным взлетом и посадкой) с возможностью участия турецких компаний в их производстве, в частности, Turkish Aerospace Industries (TAI) ожидает получить заказы на 12 миллиардов долларов. Компоненты фюзеляжа, кожухи воздухозаборников и внешняя подвеска вооружения «воздух-земля» изготавливаются компанией TAI, задний кожух для двигателей Pratt & Whitney F135, никелевые и титановые диски, шасси, тормозная система и конструктивные элементы изготавливаются компанией Alp Aviation, панорамный дисплей в кабине и компоненты системы дистанционного управления ракет компанией Ayesa, фюзеляж и детали крыльев компанией Kale Aerospace и различные детали для двигателей F135 компанией Kale Pratt & Whitney.

Впрочем, продажа F-35 Турции была отложена Конгрессом США в августе 2018 года в рамках Закона о полномочиях в области национальной обороны в ожидании доклада Пентагона об оценке необходимых мер и полной стоимости сокращения поставок F-35 в Турцию; тупиковая ситуация продолжается по сей день.

Любая задержка в принятии F-35A на вооружение будет серьезной озабоченностью для турецких ВВС, которые до сих пор оправляются от последствий неудавшегося военного переворота в июле 2016 года, который был поддержан некоторыми офицерами ВВС, тогда как другие встали на защиту правительства. Более чем 200 офицеров, включая бывшего начальника штаба, и большое число пилотов было арестовано и уволено со службы.

Впрочем, TAI, недавно переименованная в Turkish Aerospace, реализует ряд амбициозных военных программ. В начале этого списка находится программа TF-X, официально известная как National Combat Aircraft, целью которой является замена истребителей F-16. Истребитель TF-X пятого поколения будет иметь максимальную взлетную массу 27215 кг, длину 19 метров и размах крыльев 12 метров.


Первый из 15 базовых учебных турбовинтовых самолетов Hurkus-B для турецких ВВС взлетел в январе 2018 года

На нем будут установлены два турбовинтовых двигателя с форсажной камерой мощностью по 90 кН. Ожидается, что он будет иметь оперативную дальность действия свыше 1100 км, практический потолок более 16700 метров и максимальную скорость 2 числа Маха. В TAI заявили, что TF-X планируется задействовать с истребителями F-35A, которые должны были быть закуплены Турцией у США, добавив, что производство TF-X планируется вести до 2070 года. Согласно политике Анкары о локальном оборонном имуществе, TAI и ее промышленные партнеры нацелены на производство на территории Турции планеров с небольшой эффективной площадью отражения, двигателей TF-X, боеприпасов, компонентов ситуационной осведомленности с функцией слияния сигналов с разных сенсоров.

В ноябре 2018 года министр обороны Турции сказал, что TAI с Минобороны в соответствии со своими обязательствами должны провести первые летные испытания прототипа TF-X с двигателем General Electric F110 в 2023 году, отметив при этом, что это является «главной целью» турецкого правительства.

В январе 2015 года компания TAI и министерство обороны выдали контракт BAE Systems стоимостью более 100 миллионов фунтов стерлингов в качестве помощи в проектировании TF-X. По четырехлетнему контракту компания ВАЕ должна предоставить фирме TAI 400 человеко-лет инжиниринговых консультаций и технической поддержки. По завершении, ВАЕ, как ожидается, получит еще один контракт для поддержки разработки TF-X в Турции.

Что касается программы по турбовинтовому двигателю TF-X, то в турецком министерстве обороны подчеркнули, что до сих пор рассматривают его варианты. При этом британское правительство выдало экспортную лицензию Турции, позволяющую компании Rolls-Royce сотрудничать с частной турецкой фирмой Kale Group, в результате чего в мае 2017 года было создано совместное предприятие ТАЕС Ucak Motor Sanayi AS. Компания Rolls-Royce планировала обучить 350 турецких инженеров и использовать технические возможности Турции в рамках процесса разработки.


12 легких разведывательных/штурмовых самолетов Hurkus-C, оборудованных оптико-электронной системой видовой разведки и прицельной системой, заказаны турецкими ВВС

Впрочем, турецкое министерство обороны дало ясно понять, что Турция не будет зависеть от одной страны в программе TF-X, заявив, что «когда вы работаете с одной компанией или когда зависите от одной страны, вы можете столкнуться с различными проблемами на разных этапах проекта». Турция также начала свою собственную программу по разработке двигателя TF-X с организации консорциума TRMotor, в который могут войти иностранные компании.

В декабре 2018 года сообщалось, что Rolls-Royce со своим партнером Kale Group предложила турецкому правительству улучшенные условия по программе разработки истребителя TF-X, хотя в тоже время британская компания подтвердила, что ограничивает свое участие в проекте. Разногласия между двумя сторонами возникли из-за проблем, связанных с передачей интеллектуальной собственности, и хотя это не было подтверждено компанией Rolls-Royce, там заявили, что она все же участвует в проекте и продолжает изучать возможности со своим турецким партнером.



На международном авиашоу Фарнборо 2018 компания TAI показала макет своего учебного однодвигательного истребителя Hurjet. По словам представителя TAI, по графику Hurjet должен совершить свой первый полет в 2022 году, а первый самолет должен быть принят на вооружение турецких ВВС в 2025 году. В июле компания TAI, Управление оборонных закупок и турецкие ВВС подписали соглашение по проекту Hurjet о строительстве пяти прототипов в двух разных конфигурациях — учебный истребитель AJT (Advanced Jet Trainer) и легкий боевой самолет LCA (Light Combat Aircraft). Компания TAI намерена создать истребитель, развивающий скорость 1,2 Маха, что позволит пилотам плавно переходить с турбовинтового истребителя к истребителю 5 поколения. Новые Hurjet заменят парк самолетов Т-38, который TAF обновила в 2011-2016 годах.


Ударный вертолет Т129 АТАК поставляется турецким ВВС, а также выбран пакистанской армией

Базовый турбовинтовой учебно-тренировочный самолет Hurkus-B компании TAI оборудован легким проекционным бортовым индикатором LiteHUD от ВАЕ Systems в передней кабине, многофункциональными дисплеями компьютером и катапультными креслами Martin-Baker Mk T16N. ВВС заказали 15 таких машин. Компания Turkish Aerospace также разрабатывает легкий штурмовой/разведывательный вариант Hurkus-C, который оснащен семью точками крепления (три под каждым крылом и одна на фюзеляже), способные нести внешнюю нагрузку массой до 1500 кг. Самолет может нести топливный бак объемом 318 литров на внешнем подвесе. Комплекс вооружения включает противотанковые ракеты Roketsan UMTAS/LUMTAS, 70-мм ракеты класса «воздух-поверхность» с лазерным наведением Roketsan Cirit, бомбы с лазерным наведением GBU-12, неуправляемые бомбы МК.81 и МК.82, учебные авиабомбы BDU-33 и МК-106 и комплекты наведения HGK-3 INS/GPS и KGK-82 для универсальных бомб. Самолет также может быть вооружен 12,7-мм пулеметом и 20-мм пулеметом.

Компания Turkish Aerospace активно участвует в проектировании и производстве винтокрылых машин, включая двухместный двухдвигательный ударный вертолет Т129 АТАК на базе AgustaWestland AW129 Mangusta. Всего было поставлено в общей сложности 59 машин Т129, а в июне 2018 года Пакистан подписал контракт на 1,5 миллиарда долларов с компанией TAI на поставку 30 ударных вертолетов Т129 АТАК. Впрочем, после ухудшения отношений США и Турции американское министерство обороны отказало в экспортной лицензии, необходимой для турбовальных двигателей Т800-4А для Т129, изготавливаемых компанией LHTEC, совместным предприятием Honeywell и Rolls-Royce.

В поисках будущих экспортных возможностей Turkish Aerospace запустила свое роуд-шоу «Т129 АТАК Brazil Roadshow» на крупнейшей оборонной выставке в Латинской Америке LAAD 2019.


Многоцелевой шеститонный ТВ25 с турбовальными двигателями предназначен для выполнения как для гражданских, так и военных задач

В феврале 2019 года турецкое Управление оборонных закупок подписало контракт с Turkish Aerospace на проект Heavy Class Attack Helicopter. Вертолет Heavy Class Attack, получивший обозначение Т130 ATAK-2, будет иметь два двигателя, вращающие пятилопастной основной винт и бронированную кабину тандемной конфигурации для пилота и стрелка. В ней будет установлен модульный комплект авионики, в который входят четырехкоординатный автопилот и нашлемные дисплеи для экипажа. Компания Turkish Aerospace спроектирует и построит продвинутый ударный вертолет, способный нести большую целевую нагрузку, устойчивый к внешним факторам и оснащенный современными системами сопровождения и визуализации, радиоэлектронного противодействия, навигации, связи и вооружения. Вертолет Heavy Class Attack Helicopter, который по плану должен взлететь в 2024 году, станет еще одним проектом, предназначенным играть важную роль в снижении внешней зависимости турецкой оборонной промышленности.

Tusa Engine Industries (TEI), дочерняя компания Turkish Aerospace, возглавляет разработку турбовального двигателя мощностью 1400 л.с. для вертолета АТАК-2 Heavy Class Attack Helicopter и многоцелевого вертолета Т-625, совершившего первый полет в сентябре 2013 года. Вертолет Т625 нового поколения массой 6 тонн с двумя двигателями, вмещающий двух членов экипажа и 12 пассажиров, предназначен для военных, военизированных и гражданских задач. Его современная авионика, новая трансмиссия и винтовая система позволяют вертолету превосходно чувствовать себя в жарком климате и высокогорных условиях.


10-тонный многоцелевой вертолет предназначен для поисково-спасательных операций и береговых операций

Будет также разработан многоцелевой вертолет массой 10 тонн в военной конфигурации с продвинутой авионикой и функциональными системами, подходящий для поисково-спасательных операций и операций в прибрежной зоне. Вертолет предназначен для удовлетворения широких оперативных требований, он будет иметь большую и высокую кабину, кормовую аппарель и убирающееся шасси. Вертолет с максимальной скоростью 170 узлов и дальностью полета 1000 км сможет перевозить более 20 человек.

Компания Turkish Aerospace также активно ведет разработку беспилотных авиационных систем. Средневысотный БЛА ANKA с большой продолжительностью полета совершил свои первый полет в декабре 2004 года. БЛА длиной 8 метров имеет размах крыльев 17,3 метра и оснащен двигателем мощностью 155 л.с. Начальный заказ на 10 беспилотников ANKA Block-B и 12 станций наземного управления поставлен турецким ВВС. В октябре 2013 года компания Turkish Aerospace начала новый проект по созданию следующей модели, получившей обозначение ANKA-S.


Средневысотный беспилотник с большой продолжительностью полета ANKA-B поставляется турецким ВВС, в то время как вариант ANKA-S пока разрабатывается

На беспилотник ANKA-S устанавливаются разработанные в стране подсистемы, например, оптоэлектронная камера Aselsan CATS в дополнение к системам ASELFUR 300T и SARPER. Если БЛА ANKA Block-B за счет системы Link Relay может иметь дальность полета более 200 км, то на новом варианте ANKA-S установлено спутниковое оборудование, которое позволяет летать автономно вне прямой видимости. Наземная станция управления ANKA-S может управлять до шести БЛА одновременно посредством спутниковых каналов связи Ku-диапазона с пропускной способностью 10 Мбит/с. Разработанные в Турции система определения местоположения, национальная система «свои-чужой», радиосвязь стандарта MILSEC-3 с шифрованием данных и радиорелейная связь были интегрированы в беспилотник ANKA-S. Техническая и летная подготовка на поставленном турецким ВВС системе началась в октябре 2017 года и была успешно завершена.

Несмотря на раздирающие страну политические пертурбации, Турция готовится значительно увеличить оборонный бюджет на 2020 год и одним из основных выгодоприобретателей будет компания Turkish Aerospace, которая стремится развивать свои успех в турецкой оборонной промышленности за счет грамотного использования мирового и национального опыта.
Источник ➝

Русским предложили новый налог на зарплаты: "Граждане точно не выдержат​"

Русским предложили новый налог на зарплаты: Граждане точно не выдержат​

Фото: Царьград

Ведущий программы "Сухой остаток" Юрий Пронько заявил, что в решениях чиновников уже давно не заметно какой-то адекватности, за редким исключением. Однако инициатива ввести новый налог на зарплаты под предлогом страховки от потенциальной безработицы, по мнению Пронько, верх цинизма. Он уверен, что граждане точно не выдержат.

Чиновники Министерства труда и соцзащиты готовы рассмотреть предложение Российского союза промышленников и предпринимателей и Федерации независимых профсоюзов о страховании от безработицы.

Если инициативу одобрят, то, по сведениям "Известий", с зарплат российских граждан начнут взимать новый налог, который будет направляться в специальный фонд. В случае потери работы именно из него будут выплачиваться пособия по безработице. В Минтруде подчеркнули, что система страхования заработает лишь в том случае, если профсоюзы и представители бизнеса придут к общему мнению.

И это несмотря на тот факт, что работник в нашей стране платит налог на доходы физических лиц 13% (он удерживается работодателем при выплате зарплаты), напоминает ведущий "Сухого остатка" Юрий Пронько. Ещё 30% с зарплаты работодатель перечисляет в страховые фонды: 22% - в Пенсионный фонд, 2,9% - в Фонд социального страхования и 5,1% - в Фонд обязательного медицинского страхования.

"Я ещё не считаю ежегодно повышающиеся акцизы на топливо, рост налога на недвижимость по кадастровой стоимости, увеличение тарифов на ЖКХ и электроэнергию. Нас в буквальном смысле обложили налогами, сборами и иными поборами со всех сторон! В ситуации кризиса вводить ещё один налог, пусть и под благовидным предлогом страхования от безработицы, на мой взгляд, самое настоящее безумие", - предупреждает Пронько.

Очевидно, добавляет он, что этот налог увеличит нагрузку на фонд оплаты труда и приведёт к росту денежных выплат в "конвертах". Пронько считает, что чиновникам следовало бы заняться стимулированием промышленного производства, созданием новых рабочих мест, открытием предприятий, а не увеличивать фискальную нагрузку на тех, кто продолжает работать.

"Государство сотни миллиардов долларов резервов вывело за пределы страны, а на пособия по безработице хочет слупить ещё денег из наших кошельков. Мягко говоря, довольно странная ситуация. Особенно когда анализируешь убийственные данные по постоянно падающим доходам российских граждан", - подчёркивает ведущий.

"Три четверти населения страны имеет доходы ниже 45 тысяч рублей в месяц. И это данные официальной статистики. Более 20% соотечественников существуют на доходы ниже 14 тысяч рублей. И только 4% населения страны имеет доходы выше 100 тысяч. Более 75% выживают физиологически, но не живут. Неудивительно, что у большинства практически все деньги уходят на покупку еды и оплаты коммунальных услуг. И в этой ситуации обсуждается возможность введения нового налога на зарплаты. Если проанализировать уровень жизни граждан за последние годы, то есть ещё до обвала цен на нефть и пандемии коронавируса, картина далеко не радостная", - говорит ведущий.

Данные Росстата за последние 13 лет показывают, что Россия по доходам населения возвращается в 2011 год. Получается, почти целое десятилетие отсутствовал рост доходов у домохозяйств на фоне небольшого роста реального ВВП, около 10% за последние 10 лет. Более того, согласно прогнозу Минэкономразвития на 2020-й, Россию ждёт ещё один обвал реально располагаемых доходов населения, как минимум на 3,8%.

"Господа чиновники, давайте в этой ситуации не будем заниматься глупостями и вводить ещё один налог на зарплаты граждан! В условиях кризиса необходимо снижать, а не увеличивать фискальную нагрузку. Новый побор российский бизнес и граждане точно не выдержат", - уверен Пронько.

Алжирская война Французского Иностранного легиона - 2 часть

На пути к войне


Первые искры начали вспыхивать уже в 1945 году, когда лидеры арабских националистов решили воспользоваться слабостью Франции и потребовать как минимум широкой автономии, если не суверенитета.

8 мая 1945 года на демонстрации в городе Сетифе был убит некий Бузид Сааль, шедший с алжирским флагом. Результатом стали массовые беспорядки, в ходе которых были убиты 102 «черноногих». Ответ французских властей был предельно жёстким: против погромщиков использовались артиллерия, танки, а кое-где и авиация. Именно тогда был впервые арестован Ларби Бен Мхайди (Мхиди) – активист Алжирской народной партии, который позже стал одним из 6 основателей ФНО.


Огонь начинавшегося мятежа был залит кровью, но «угли» продолжали тлеть.

В 1947 году в Алжире была создана «секретная организация» — ОС, ставшая вооружённым крылом «Движения за торжество демократических свобод», затем появились «вооружённые группы» «Демократического союза Алжирского манифеста». Мы помним, что основателем этой партии был цитировавшийся выше Фархат Аббас. В 1953 году эти отряды объединились, территория Алжира была разделена ими на шесть военных округов (вилайя), в каждом из которых был свой командующий. И, наконец, в октябре 1954 года был создан Фронт национального освобождения Алжира. Его основателями считаются 6 человек: Мустафа Бен Булиад (Mustafa Ben Boulaid), Ларби Бен Мхайди (Larbi Ben Mhidi), Дидуш Мурад (Didouche Mourad), Рабах Битат (Rabah Bitat), Крим Белькасем (Krim Belkacem) и Мохаммед Будиаф (Mohamed Boudiaf), которые сформировали Революционный комитет объединения и действия. Лидером военного крыла стал Ахмед Бен Белла (между прочим, ветеран II мировой войны), сумевший организовать нелегальные поставки в Алжир большого количества оружия из Египта, Туниса и некоторых других стран. Действия полевых командиров координировались из-за рубежа. Позже мусульмане Алжира и Франции были обложены неофициальным «революционным» налогом, а на территории Марокко и Туниса появились лагеря подготовки повстанцев.


Фотография, сделанная в одном из лагерей подготовки боевиков Фронта национального освобождения алжира

В первом «партизанском» отряде ФНО было 800 бойцов, в 1956 году в Алжире действовали отряды численностью около 10 тысяч человек, в 1958-м – до ста тысяч, на вооружении которых уже были артиллерийские орудия, минометы и даже зенитные установки.


Боевики ФНО рядом с убитыми французскими солдатами


Артиллерия ФНО


Оружие и взрывчатка, найденные в одном из тайников ФНО

Французы, в свою очередь, увеличили свою армейскую группировку в Алжире от 40 тысяч человек в 1954 г. до 150 тысяч человек в начале 1959-го.


2-e REP legionnaires in northeastern Algeria in 1958


5-e REI legionnaires in Algeria, 1959


Officer and legionnaires from 5e REI during an operation in northeastern Algeria, around 1960


«Артиллерийский скутер Vespa150-ТАР». Вот такие изделия дизельпанка (в количестве 800 штук) использовались французской армией во время Алжирской войны

Считается, что через Алжирскую войну прошли около миллиона французских мужчин, во время боевых действий погибли 17,8 тыс. из них. Более 9 тысяч скончались в результате болезней и травм, 450 до сих пор числятся пропавшими без вести. Ранения на этой войне получили почти 65 тысяч французских солдат и офицеров.


Французский священник рядом с раненым, алжирская война


Оказание помощи раненому французскому солдату

Помимо легионеров, в алжирской войне принимали участие и военнослужащие других соединений французской армии, но, оставаясь в рамках цикла, мы расскажем сейчас о событиях тех лет через призму истории Иностранного легиона.


Легионеры на марше

Начало алжирской войны


Ночь на 1 ноября 1954 г. во Франции называют «красным днём всех святых»: отряды националистов атаковали правительственные учреждения, армейские казармы и дома «черноногих» – всего 30 объектов. В том числе был расстрелян школьный автобус с детьми в Боне и убита семья французских учителей, работавших в школе для алжирских детей. Противостояние стало особенно ожесточённым после того, как в августе 1955 года в небольшом городе Филиппвилле (Скикда) были убиты 123 человека, в том числе 77 «черноногих» («Филиппвильская резня»). А 20 августа того же года в шахтёрском посёлке Эль-Халия (пригород Константины) отрядом ворвавшихся в него боевиков были убиты 92 человека 10 из которых были детьми.

Марсель Бижар в Алжире


В 1956 году в Алжире оказался уже получивший свою первую славу во время боёв в Индокитае Марсель Бижар. Он занял должность командира 10-го парашютного батальона и за 4 месяца этого года, получил 2 ранения в грудь – в ходе одного из боёв в июне и во время покушения в сентябре. В 1957 году Бижар возглавил 3-ий полк колониальных парашютистов, сделав его образцовым подразделением французской армии. Девизом этого полка стали слова: «Быть и продолжать существовать».


Третий парашютный полк Бижара, город Алжир

Подчинённые Бижара захватили в плен 24 тысячи боевиков ФНЛ, 4 тысячи из которых были расстреляны. В феврале 1957 года в плен был захвачен и один из шести учредителей и высших руководителей ФНО Ларби Бен Мхайди – командир Пятой вилайи (военного округа), который во время «Битвы за Алжир» (или «Битвы за столицу») был ответственным за подготовку групп «жертвующих собой» (фидаев»).


Ларби бен Мхайди в камере

После уничтожения крупного соединения боевиков в горных районах Атласа (операция продолжалась с 23 по 26 мая 1957 года) Бижар получил от генерала Массю полусерьезный «титул» Seigneur de l'Atlas.

В отличие от подчинённых, многие генералы и старшие офицеры французской армии не любили Бижара, считая его выскочкой, но Times в 1958 году констатировала: Бижар – «требовательный командир, но кумир солдат, который заставляет своих подчинённых бриться каждый день, а вместо вина выдаёт репчатый лук, потому что вино снижает выносливость».

В 1958 году Бижар был отправлен в Париж, чтобы организовать центр по обучению французских офицеров методам антитеррористической борьбы и войны с повстанческими войсками. В Алжир он вернулся в январе 1959 года, став командующим группы войск в Оранском Секторе Саида: помимо легионеров, в его подчинении оказались 8-й пехотный полк, 14-й полк алжирских тиральеров, 23-й полк марокканских spahi, артиллерийский полк и некоторые другие соединения.


Марсель Бижар и де Голль, 1959 год

После завершения алжирской войны в одном из интервью газете Le Monde Бижар подтвердил, что его подчинённые иногда использовали пытки при допросе пленных, но заявил, что это было «необходимым злом»: с помощью таких «экстремальных» методов удалось предотвратить не один террористический акт и ряд нападений боевиков на мирные города и деревни:

«Трудно было ничего не делать, видя женщин и детей с оторванными конечностями».

Чтобы вам лучше были понятны эти слова, приведу небольшую цитату из воспоминаний служившего в то время в Алжире Мишеля Петрона:

«Это были демобилизованные солдаты. Они уезжали на 2 месяца раньше нас, потому что были женаты. Когда их нашли, они лежали головой к Мекке. Отрезанные части (половые органы) во рту, а живот набит камнями. 22 наших парня».

Но это – солдаты, пусть и демобилизованные. А вот три рассказа о том, как поступали боевики с мирными людьми.

Жерар Куто вспоминал:

«Однажды, когда мой взвод был в боевой готовности, нас позвали освободить ферму, принадлежащую крестьянам-арабам. Эту ферму атаковали, и она горела, когда мы прибыли на место. Вся семья была убита. Одна картина навеки останется в моей памяти, думаю, потому, что она меня потрясла. Там был ребенок 3 лет, его убили, ударив головой о стену, его мозг растекся по этой стене».

Франсуа Мейер – о расправе боевиков ФНО над теми, кто принимал сторону Франции:

«В апреле 1960 все вожди племен и их советники были похищены. Им перерезали горло, некоторых даже посадили на кол. Людей, которые… были на нашей стороне».

А вот свидетельство Мориса Фэвра:

«Семья Мело. Этот был бедный алжирский колон, вовсе не богатый предприниматель. Атаковавшие начали с того, что топором отрубили руки и ноги отцу семейства. Потом они отняли у его жены ребенка и порубили его на куски на кухонном столе. Они вспороли женщине живот и запихнули туда куски ребенка. Я не знаю, как это объяснить».

Объяснение всё же есть. Вот к чему призывали лидеры националистов в своих выступлениях по радио:

«Братья мои, не только убивайте, но калечьте врагов. Вырывайте глаза, отрезайте руки, вешайте их».

Отвечая на «неудобный вопрос», капитан Первого парашютного полка Иностранного легиона Жозеф Эсту в одном из интервью съязвил:

«Военные говорят: "добывать разведданные", в мире говорят: "допрашивать с пристрастием", и только французы говорят: "пытать"».

Что можно сказать по этому поводу?

Многие, вероятно, смотрели советский фильм «В зоне особого внимания», в котором рассказывается о «работе» трёх диверсионных групп советских десантников, которым во время армейских учений было поручено найти и захватить командный пункт условного противника. Меня в нём ещё в школе больше всего поразили слова, обращённые к допрашиваемому «пленному» одной из этих групп:

«Ну как вам не совестно, товарищ старший лейтенант?! На войне я нашел бы средства вас разговорить».

Намёк, как мне кажется, более чем прозрачный.


Советский майор Морошкин из фильма «В зоне особого внимания» знает, как «добывать разведданные»

Следует признать, что на любой войне и в любой армии командирам периодически приходится выбирать: идти утром в наступление на неразведанные позиции противника (и, быть может, «положить» во время этой атаки половину своих солдат) или как следует потолковать с «языком», между делом сломав ему пару рёбер. И, зная, что каждого из подчинённых дома ждёт мать, а некоторых ещё жена и дети, очень трудно играть роль лишь вчера спустившегося с горних высот ангела.

«Ящик Пандоры»


С осени 1956 года почти непрерывными стали террористические акты в столице – городе Алжире. Первыми атаковать мирных жителей стали боевики ФНО, лидеры которого приказали:

«Убивайте любых европейцев от 18 до 54 лет, не трогайте женщин и стариков».

За 10 дней были убиты 43 совершенно случайных молодых мужчин европейской внешности. И тогда радикалы «черноногих» устроили взрыв в старой касбе Алжира – жертвами стали 16 человек, 57 получили ранения. И этот террористический акт буквально растворил врата ада: все «тормоза» были сорваны, моральные преграды уничтожены, ящик Пандоры был открыт нараспашку: руководители ФНО приказали убивать женщин и детей.

12 ноября 1956 г. командовать французскими войсками в Алжире был назначен уже известный нам по статье «Иностранный легион против Вьетминя и катастрофа при Дьенбьенфу» Рауль Салан. Ситуация к тому времени уже настолько обострилась, что власть в столице была передана генералу Жаку Массю (командующий военной зоной Алжира), который в январе 1957 года ввёл в город 10-ю парашютную дивизию в дополнение к уже «работавшим» там зуавам.


Парашютисты на улице Алжира


Зуавы в Алжире, 1960 год

В связи с нарастающей слабостью гражданской администрации многие функции были вынуждены взять на себя военнослужащие французской армии и легиона. Уже цитировавшийся нами Жозеф Эсту, арестованный за участие в попытке государственного переворота в апреле 1961 года, так сказал на суде о своей деятельности в Алжире:

«Меня никогда не учили в Сен-Сире (элитная военная школа) организовывать снабжение фруктами и овощами такого города, как Алжир. 25 июня 1957 года я получил приказ.
Меня никогда не учили в Сен-Сире полицейской работе. В феврале 1957, в сентябре и октябре 1958 я получил приказ.
Меня никогда не учили в Сен-Сире, как выполнять функции префекта полиции при 30 000 граждан. В январе, феврале и марте 1957 я получил приказ.
Меня никогда не учили в Сен-Сире организовывать избирательные участки. В сентябре 1958 я получил приказ.
Меня никогда не учили в Сен-Сире организовывать зачатки муниципалитета, открывать школы, открывать рынки. Осенью 1959 я получил приказ.
Меня никогда не учили в Сен-Сире лишать политических прав инсургентов. В феврале 1960 я получил приказ.
И тем более меня не учили в Сен-Сире предавать товарищей и командиров».


Жозеф Эсту среди офицеров первого парашютного полка Иностранного легиона (второй слева), 1961 год

В следующей статье мы поговорим о «битве за Алжир» (массовых нападениях на мирных граждан в ноябре 1956 – сентябре 1957 гг.), «кабильских улыбках», о красивых жизнелюбивых террористках с пляжными сумочками в руках и о методах генерала Жака Массю.
Автор:
Рыжов В.А.
Статьи из этой серии:
Рыжов В. А. «Псы войны» Французского Иностранного легиона
Рыжов В. А. Российские волонтеры Французского Иностранного легиона
Рыжов В. А. Самые известные российские «выпускники» Французского Иностранного легиона. Зиновий Пешков
Рыжов В. А. Самый успешный российский «легионер». Родион Малиновский
Рыжов В. А. Французский Иностранный легион в I и II мировых войнах
Рыжов В. А. Иностранный легион против Вьетминя и катастрофа при Дьенбьенфу
Рыжов В. А. «Пожар в империи». Иностранный легион после II мировой войны

Картина дня

))}
Loading...
наверх