Свежие комментарии

  • МММ
    ЛИЦЕМЕРЫ И ВОРЫ, НАЧИНАЯ С САМИХ ЗАКОННИКОВ в т.ч. и ЭТА МАТВИЕНКА. ПОКАЗУШНИКИ."Цинизм и безразл...
  • Игорь Сипкин
    " Он отметил, что это не обычная пневмония." Конечно необычная - это короновирус. Просто видимо есть какое-то огран...В Самарской облас...
  • Валерий Бородько
    Историк В.Г. Ханд...

"Путешествие из Петербурга в Москву" от Силуанова нерентабельно

Путешествие из Петербурга в Москву от Силуанова нерентабельно

Фото: Vasily Danilin / Global Look Press

В декабре 2026 года Россия увидит первую в стране Высокоскоростную железнодорожную магистраль (ВСМ). По крайней мере, так обещают в Министерстве транспорта РФ. Практически с одновременными заявлениями выступили сначала замминистра Владимир Токарев, а сутками позже и сам министр Евгений Дитрих. Оптимизм Минтранса является вполне оправданным.

Речь идёт о ВСМ Москва – Санкт-Петербург, строительство которой должно начаться в 2022 году. В настоящий момент на маршруте проходят проектные работы.

Тема появления высокоскоростных магистралей в России является актуальной на протяжении последних 15 лет. Однако до реального строительства, к сожалению, дело до сих пор не доходило. Постоянные согласования, разработка документации, определение финансовой модели и т. д. – всё это тормозило реализацию проекта. Изначально предполагалось ввести в эксплуатацию ВСМ Москва – Казань. К 2018 году, казалось, было принято окончательное и безотзывное решение о начале строительства данной магистрали. Железная дорога не просто попала в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, но и получила соответствующее финансирование в размере 621 млрд рублей.

На эту сумму к 2024 году предполагалось ввести в эксплуатацию первый участок ВСМ от Москвы до г. Гороховец (на границе с Нижегородской областью). Учитывая то, что проектная документация по всему маршруту ВСМ Москва – Казань уже была готова, к строительству планировалось приступить незамедлительно.

Однако к началу 2019 года работы по проекту были приостановлены. Против реализации выступил тогдашний первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов. По его словам, ВСМ Москва – Казань являлась экономически неэффективным проектом. При этом министерство финансов не предоставило никаких цифр, подкрепляющих данный тезис. Поэтому мы можем оперировать расчётами иных ведомств.

Сначала развитие, потом прибыль

РЖД, главный интересант появления в России ВСМ, утверждали, что железнодорожная магистраль Москва – Казань окупится в срок от 20 до 30 лет эксплуатации. Действительно, даже представленные РЖД цифры являются "долгими" и, скорее всего, оптимистичными, поскольку в России заинтересованным ведомствам свойственно выдавать желаемое за действительное. Однако ценность ВСМ состоит не в её прибыльности как отдельно взятого проекта, а в том, что магистраль создаёт мультипликативный и агломерационный эффекты. Территории, по которым проходит ВСМ, получают значимый драйвер развития. В итоге государство остаётся в плюсе. РЖД утверждают, что за 10 лет функционирования ВСМ Москва – Казань бюджеты всех уровней получат дополнительные 2,166 трлн (в ценах 2015 года) рублей. Данная сумма превышает затраты по проекту в два раза.

"Путешествие из Петербурга в Москву" от Силуанова нерентабельноК счастью, проекты развития высокоскоростного сообщения не были отложены в долгий ящик. Фото: Nikolay Titov / Global Look Press

Для объективности рассмотрим независимое исследование Центра стратегических разработок (ЦСР), который равноудалён как от Минфина, так и от РЖД. По расчётам ЦСР, бюджеты всех уровней получат 1,395 трлн рублей (в ценах 2017 года). Эти цифры менее оптимистичные, чем у РЖД, однако всё равно превышают стоимость строительства.

Если сложить прибыль самой магистрали с доходами бюджета, полученными в результате реализации проекта, то выходит, что ВСМ Москва – Казань окупается за 6-8 лет. Помимо этого, Россия получает мощный импульс развития высокотехнологичных отраслей промышленности.

История с ВСМ Москва – Казань ярко продемонстрировала проблему несогласованной работы различных государственных структур, в результате чего проект рассматривался как отдельно взятая единица в отрыве от сопутствующих отраслей экономики.

К счастью, проекты развития высокоскоростного сообщения не были отложены в долгий ящик. Вместо ВСМ Москва – Казань решено строить ВСМ Москва – Санкт-Петербург. Данный вариант имеет лучшую экономику и гарантированную заполняемость (прогнозируемый пассажиропоток – 22,5 млн вместо 15,7 млн у ВСМ Москва – Казань). При этом агломерационный эффект у ВСМ Москва – Санкт-Петербург не очевиден, поскольку между двумя крупнейшими городами уже существует развитое транспортное сообщение. Тем не менее в качестве первого проекта ВСМ действительно было бы правильнее запустить маршрут с гарантированной заполняемостью. Вопрос заключается в том, почему на протяжении нескольких лет не прорабатывались две магистрали (как на Петербург, так и на Казань). В результате первая в России ВСМ будет запущена в лучшем случае через шесть лет.

Однако, несмотря на всё это, в настоящий момент присутствует полная убеждённость в том, что на этот раз проект будет гарантированно реализован. Да, развитие высокоскоростного железнодорожного сообщения в России несколько запоздало, но в нашей стране если что-то начинает делаться, то остановить процесс практически невозможно. Поэтому нет сомнений в том, что после ввода в эксплуатацию ВСМ Москва – Санкт-Петербург практически сразу же начнётся реализация проектов ВСМ Москва – Казань и ВСМ Центр – Юг.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх