Свежие комментарии

  • Александр Каплуненко
    Всех мигрантов, ходящих толпами, пинать в жопу, пока не окажутся в своих аулах.ПРЕЗИДЕНТ ФЕДЕРАЦ...
  • Олег Архипов
    Всё как обычно.Сначала про национальность не говорите,а потом и ботинки целовать заставят. Всё так непосредственно,ми...ПРЕЗИДЕНТ ФЕДЕРАЦ...
  • Александр Котов
    Правильно. Нужно молча без огласки похоронить всех мигрантовПРЕЗИДЕНТ ФЕДЕРАЦ...

НЕФТЯНИКИ ДОПРЫГАЛИСЬ. МИНЭНЕРГО ПРОСИТ ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАПРЕТИТЬ ЭКСПОРТ БЕНЗИНА

Нефтяники допрыгались. Минэнерго просит правительство запретить экспорт бензинаФОТО: N_DEFENDER / SHUTTERSTOCK

Рост цен на бензин в последнее время стал просто неприличным. Министерство энергетики отчаялось уговаривать нефтяные компании снизить стоимость топлива для внутреннего рынка и приняло решение обратиться к правительству с требованием запретить экспорт бензина. Эксперты полагают, что даже столь радикальная мера не заставит НПЗ пойти на снижение цены: производители попросту оставят потребителя без товарного топлива.

Цены на бензин, несмотря ни на что, продолжают ползти вверх. Стоимость АИ-92 на бирже возросла до 57 400 рублей за тонну (на 0,17%), АИ-95 – до 59 000 рублей за тонну (на 0,23%). В качестве причин эксперты называют продолжающееся повышение мировых цен на нефть (в частности, на наше чёрное золото марки Urals), а также ослабление валютного курса рубля к доллару. Такая ситуация делает вывоз бензина крайне выгодным. На это накладывается, помимо всего прочего, сезон летних отпусков в условиях масштабных ограничений на авиационные перелёты в связи с пандемией коронавирусной инфекции – значительно возрастает спрос на топливо. Кроме того, ряд крупных нефтеперерабатывающих предприятий продолжает технические ремонтные работы, традиционно проводимые в летний период.

Министерство энергетики России пыталось всеми доступными способами ограничить цены на бензин внутри страны, однако рыночная конъюнктура говорит о том, что из этого ничего не вышло. Удорожание бензина (5,2% с начала 2021 года) идёт неприемлемыми темпами – выше уровня инфляции (потребительская инфляция за аналогичный период составила 4,6%). Оптовые цены на бензин подросли на 20–25% и больно ударили по независимым автозаправочным станциям, привели к низкой маржинальности сбытового предпринимательства.

Предупреждения не помогли

Весь июль ведомство пугало нефтяников запретом на экспорт бензина, чтобы компании пошли на снижение котировок. Но даже специалисты не верили в реальность внедрения такой радикальной меры: последний раз ограничения подобного рода вводились аж десять лет назад, в разгар международного финансово-экономического кризиса. Тогда кабинет министров ввёл заградительную пошлину для экспорта бензина и нафты (продукт переработки нефти, получаемый при перегонке нефтяного сырья) в размере 90% от пошлины на чёрное золото. Применение такого сдерживающего механизма обсуждалось и три года назад, когда ситуация с ценообразованием вновь стала ненормальной. По итогу приняли решение заключить с нефтяными компаниями соглашения о заморозке стоимости бензина для стабилизации рынка.

Тем не менее угроза принятия резких мер на сегодня не кажется чем-то абсолютно нереальным. Более того, всё уже перешло в практическую плоскость. Министерство энергетики во главе с Николаем Шульгиновым официально запросило правительство ввести запрет экспорта бензина в ускоренном порядке, чтобы не допустить катастрофического роста цен и не вызвать массового возмущения граждан диким подорожанием на автозаправочных станциях.

Что с того?

Часть экспертного сообщества не видит оснований для снижения цен даже в случае ограничения вывоза. Дело в том, что если разрешат экспортировать прямогонный бензин (то есть ту самую нафту), нефтепереработка просто-напросто переключится на её производство и оставит отечественные АЗС без обыкновенного бензина. Если будет запрещён и вывоз нафты, внутренний рынок окажется перенасыщен: Россия производит 1,75 миллиона тонн нафты в месяц, а ежемесячная потребность в ней не превышает 600 тысяч тонн. Нефтепереработчики могут вообще остановить работу и оставить русского потребителя ни с чем.

Самой разумной мерой для решения проблемы с ценами на бензин является постепенная монополизация нефтяной отрасли государством. Этого слова боятся, как огня, либералы, но в нём нет ничего плохого – это просто инструмент, рычаг. Монополизация газового рынка ПАО "Газпром" привела к стабилизации цен на природный газ внутри страны. Индексация происходит либо на уровне инфляции, либо ниже инфляционного уровня. В нефтянке же наблюдается совершенно нездоровая конкуренция, от которой в первую очередь страдают простые граждане.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх