БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

73 436 подписчиков

Свежие комментарии

  • aron Temin
    Автор головой ударился! Как эти два придурка могут обесценить Победу или её значение?СОЗДАВАЯ ХАЙП ДЛЯ...
  • Астон Мартин
    Послушайте что (даже человеком назвать сложно данный субъект) "это" сказало про собственную мать и вы поймете что "эт...СОЗДАВАЯ ХАЙП ДЛЯ...
  • Александр Цыбулькин
    Когда души людей насытили страхом, их уши перестали слышать, а глаза видеть что-нибудь кроме этого страха. А когда ст...ДИРЕКТОР ИНСТИТУТ...

АЭРОПЛАНЫ В ВЫШИВАНКАХ

Зеленский и ВВС Украины

Александр СЕВИДОВ

После того как ополченцы сократили в 2014 году численный состав ВВС Украины, военная авиация стала самой больной мозолью некогда мощной авиастроительной республики Союза, от которого ей достались в наследство десятки конструкторских бюро, несколько авиаремонтных заводов, мощная аэродромная сеть и около 1200 самолетов. Смешно, но в 1992 году военная авиация Украины по количеству уступала лишь ВВС США, России и Китая, да и авиапарк был вполне современным, а лётный состав подготовленным и даже с боевым опытом Афгана.

Но всё это как корова языком слизала, и к началу АТО в строю находились 211 боевых и 49 транспортных самолетов. Реально подняться в воздух могли не более 55 единиц. Еще 13 машин ликвидировали ополченцы.

Совершенно катастрофично выглядела лётная подготовка шароварных асов, показатель налёта в год которых равнялся 10 часам.

В середине 2015 года Киев начал лихорадочные мероприятия по сохранению оставшегося. Частично восстановили аэродромы, благодаря снижению требований к самолётам, с баз хранения вернули в строй еще полтора десятка машин.

О новых самолётах речь не шла, так как оборонка не могла даже модернизировать собственные и заказные. В 2016 году грянул скандал, когда украинский ВПК запорол контракт на ремонт пяти хорватских Миг-21, три из которых после модернизации не смогли взлететь.

Потом, в октябре 2018 года, вместе с американским пилотом шлёпнулся оземь отремонтированный истребитель Су-27УБ. Британские аналитики тогда указали: «ВВС Украины показали себя плохо обученными и неспособными адаптироваться, улучшаться в ходе внутреннего асимметричного конфликта».

2016 год был объявлен годом украинских ВВС, но это не добавило ни одной машины в дряхлеющий парк военной авиации. Иллюстрацией её сегодняшнего состояния является чугуевская трагедия  25 сентября 2020 года  Ан-26 разбился с курсантами на борту.  

В итоге аналитики, генералы и зарубежные партнёры выдали декларацию «Видение Воздушных сил 2035». Заметим, что это не план конкретных действий, которого нет до сих пор, а лишь ряд дискуссионных предложений. Причина проста  отсутствие средств. Причем даже предложенная программа восстановления ВВС оценена в 320 млрд гривен, что выходит за рамки текущего финансирования ВСУ.

Необходимость переоснащения авиапарка признали все. В духе современного шароварного евроаталантизма, по причине невозможности строить свои самолёты, и нежелания покупать их у России, переоснащать ВСУ решили самолётами западными.

Сначала в Киеве заговорили о приобретении в Бразилии турбовинтовых штурмовиков EMB-314 Super Tucano. Затем, когда было  объявлено, что Украине необходим многоцелевой истребитель поколения 4++, остановились на шведском JAS-39 Gripen NG и стали считать. Вышло дороговато. Поставка самолётов, авиационного вооружения, тренажёров, а также обучение пилотов и техперсонала выливались в очень круглую сумму: средняя стоимость одной эскадрильи «грипенов» составляла около $1,7 млрд, что сопоставимо со стоимостью годовых закупок  ВСУ в целом.

Saab JAS-39E/F Gripen

Saab JAS-39E/F Gripen

Параллельно Зеленский разбрасывался обещаниями и приказами «поднять в воздух» к 2021 году как минимум 4 звена боевых вертолётов Ми-24, «создать и в течение трех месяцев запустить специальную программу подготовки инженеров-конструкторов имО.КАнтонова», для ВСУ были заказаны три Ан-178, возник проект закупки палубных вертолётов.

Чем всё оборачивается на деле? Деньги на АНы ещё не выделены, смысл покупки палубных вертолётов в связи с отсутствием палуб отсутствует, специалистов по-прежнему нет, как нет и 4-х звеньев вертолётов, хотя был звонкий вертолётный скандал со строительством в Одессе американских «Ирокезов». И все это на фоне манипуляций с «Мотор Сич» и растянувшимся во времени самоубийством «Антонова»...

Тем не менее 12 марта главком ВВС Украины Серей Дроздов сообщил, что в ближайшие десять лет всю советскую технику спишут, а в 2021  2022 годах будет проведён тендер и подписан контракт на закупку многоцелевого истребителя, ограниченные поставки которого (до 6  12 самолетов) должны начаться в 2023-2025 годах.

Киев предполагает переоснастить ВВС «быстро и сразу», что практически невозможно. Так, ВВС давно и упорно перевооружающейся Польши имеют в своем парке несколько десятков советских вертолётов, 22 Миг-29, 12 Су-22, эксплуатация которых продлена до 2027 года.

Пока шли разговоры о «грипене», к власти пришел Байден, и аппетиты выросли до  F-15 и F-16, хотя Дроздов уже мечтает об F-18 Super Hornet и F-35.

F-16 Block 70

F-16 Block 70

Трезвый взгляд на расходы подтверждает немыслимую «жюльверновщину» киевских аэропланщиков. В 2030 году ВСУ собирается иметь две бригады многоцелевых истребителей.  Если к этому добавить приобретаемые турецкие «Байрактары» и корветы, британские и американские катера,  аваковские вертолёты, польские артсистемы, чешские снаряды, расходы на инфраструктуру и обслуживание, финансовая нереальность задуманного налицо. Современная боевая авиация  удовольствие очень дорогое, и многие страны с куда более стабильной экономикой, чем украинская, себе такую роскошь не позволяют.

Конечно, Киев рассчитывает на то, что партнёры подкинут самолёты со скидкой или вовсе бесплатно. Но история военно-морской помощи, когда вместо фрегатов УРО в Одессу привезли надувные лодки, грозит аналогичными повторениями. Опять же, в случае выбора «грипена» прагматичные шведы дарить ничего не будут.

Тем не менее американцы продолжают разбрасывать сети. Недавно экс-помощница министра обороны США по вопросам Украины, России и Евразии Эвелин Фаркас указала в Washington Post:

«Теперь правительство США может уделить внимание улучшению военно-воздушных сил Украины, которые были устаревшими еще до российских атак против украинских самолётов».

Американские эксперты говорят о варианте «мгновенного действия», когда Вашингтон может профинансировать по программе «Избыточное военное имущество» (EDA  Excess Defense Articles) расконсервирование и передачу Украине F-15C/D, F-15QA или F-15EX с соответствующим «умным вооружением». Вопрос в том, будут ли американцы заниматься благотворительностью.

В дело вступает и Франция. У Макрона уже озвучили предложение заменить украинские МиГ-29 на французский истребитель Dassault Rafale. Президент взялся лично лоббировать продажу во время встреч с Зеленским, имея в рукаве реальный бонус  правительство Франции готово выделить государственные гарантии на кредит в размере 85% от стоимости контракта, на что уже зарезервировано 1,5 млрд евро. То есть предложение французов пока самое конкретное.

Rafale

Rafale

«Рафаль» однозначно высококлассный самолет, как и машины конкурентов, в том числе и российских. Для обывателя же стоимость самолёта и его обслуживания гораздо важнее его класса и боевых способностей. Так вот, «Рафаль» самый дорогой из предлагаемой Киеву линейки. Опыт стран, которые уже приобрели «француза» подтверждает, что стоимость за единицу была разной, это зависело от «фарша» вооружением и подготовки лётного состава. Египет приобрёл «Рафаль» за 217 млн евро за единицу, Индия и Катар несколько дороже, причем индусы уже выражали недовольство дорогим обслуживанием самолёта. F-16 и «грипен» подешевле, но это более лёгкий класс.

Четыре бригады тактической авиации, задуманные в Киеве, будут состоять из 80-100 машин, арифметика затрат нехитрая. И неподъёмная для Украины.

С учётом перехода на западную авиатехнику все авиаремонтные заводы Украины автоматически перестают быть нужными  самолёты обслуживает производитель. На фоне нынешних протестов на Харьковском авиазаводе, где рабочие требуют выплаты зарплат, перспективы весьма грустные.

Схватка за авиационное будущее Украины ещё не началась, хотя «француз»  наиболее соблазнительное предложение. Макрон для Зеленского  самый удобный и комфортный из западных тяжеловесов, готовый (на словах) даже к ревизии нормандского формата, что для украинского клоуна кажется архиважным. Донбасс от Парижа далеко, а занятость французского авиапрома в нынешний кризис для Макрона важнее судеб каких-то украинцев. Убаюкать Киев геополитическими колыбельными просто. Но свою песню ещё не пели в Вашингтоне, а потому Зеленский может оказаться в непростой ситуации выбора. Хотя главный выбор  против собственного авиапрома  он уже сделал.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх