Свежие комментарии

  • Александр Стародубцев
    Молодым людям не служившим в армии разрешение на оружие выдавать с 25 лет."МАНИФЕСТ" ПОКЛОН...
  • evgeny danilov
    давно пораДЕСЯТЬ ОЛИГАРХОВ,...
  • Валерий Чилап
    Давно пора их, как минимум, - посадить надолго ... Вопрос один: - кто в доле?ЛИБЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН ...

НА БОЛОТНОЙ НАЛОЖИЛИ КУЧУ ДО НЕБЕС. МОСКВИЧИ НЕ ОЦЕНИЛИ ЗАМОРСКОГО ИСКУССТВА

На Болотной наложили кучу до небес. Москвичи не оценили заморского искусстваВ ПРОШЛОМ ДАННОЕ "ТВОРЕНИЕ", НЫНЕ УСТАНОВЛЕННОЕ В МОСКВЕ, "УКРАШАЛО" СОБОЙ ФЛОРЕНЦИЮ. ФОТО: JAN KRANENDONK / SHUTTERSTOCK

В минувшие выходные на Болотной набережной, напротив готовящегося к открытию арт-центра "ГЭС-2" установили двенадцатиметровую алюминиевую "скульптуру", живо напоминающую столбик, образующийся в "очке" уличного сортира в сильный мороз. Но это – для непросвещённых. Для продвинутых – это известная и престижная инсталляция швейцарского скульптора Урса Фишера "Большая глина №4". Практически одновременно застройщики сносят очередной исторический комплекс зданий Убежище для слепых мужчин с церковью святого Трифона. Мнения москвичей в обоих случаях никто не спрашивал.

Я сажаю алюминиевые огурцы...

Инсталляцию в Сети уже сравнили с "таблеткой №6" из анекдота и "гимном копрофилии", а пародист Максим Галкин прямо назвал "кошмаром" и "стопкой не очень аккуратного дерьма". Однако "прогрессивные" арт-критики не согласны с критиками "скульптуры".

Надо признать, что до Москвы "шедевр" швейцарца Фишера, работающего в США, уже успел в 2015 году временно "украсить" собой площадку среди небоскрёбов Манхеттена в Нью-Йорке. А через два года – площадь перед Палаццо Веккьо во Флоренции.

И там и там горожане и большинство вменяемых людей искусства были, мягко говоря, не в восторге.

Самое дорогое говно в художественном казино,

– назвал произведение американский критик Джереми Сиглер, имея в виду под казино – рынок современного эпатажного искусства. Флорентийцы же, подобно Галкину, прямо кричали: "Escremento!", добавляя и словечки покрепче.

"Творец" им свысока возражал. "Искусство – это то, что вы из него делаете. Если вы видите цветок, это цветок. Если вы видите кусок дерьма, это кусок дерьма", – постулировал он в международном журнале искусств Apollo. По глубокой идее Фишера, "Большая глина №4" "отражает осмысление акта созидания и преображения материи в руках человека". Восемь лет назад скульптор как-то задумчиво мял глину в руках, а потом посмотрел на неё и понял, что не стоит больше стараться: пять кусков глины друг на друге – это и есть готовое произведение. Надо только масштабировать их и сделать подолговечнее.

Бидструп высмеял

Вообще-то скульптурные композиции, посвящённые фекалиям, – давно не редкость. Датский художник Бидструп даже посвятил этой теме одну из своих карикатурных серий. В Южной Корее есть целый музей под открытым небом, посвящённый акту дефекации. Правда, там вещи называются своими именами, без философий. Как в одной из первых знаменитых "пощёчин общественному вкусу" – композиции "Фонтан" дадаиста Марселя Дюшана, представлявшей собой перевёрнутый писсуар и признанной шедевром "концептуального искусства".

Так что всё это уже было, и ничего нового в этом нет. Спрашивается: а на кой ляд Москве, да ещё в историческом центре – рядом с нашими историческими памятниками и православными святынями такое "искусство"? Пусть даже и временное – инсталляция установлена не навечно, успокаивают москвичей организаторы.

НА БОЛОТНОЙ НАЛОЖИЛИ КУЧУ ДО НЕБЕС. МОСКВИЧИ НЕ ОЦЕНИЛИ ЗАМОРСКОГО ИСКУССТВА

ИНСТАЛЛЯЦИЯ ФИШЕРА НА НАБЕРЕЖНОЙ. СКРИНШОТ YOUTUBE-КАНАЛА "ПЕШКОМ ПО МОСКВЕ"

Нам что, мало своих, доморощенных "актуальных художников" типа арт-группы "Война", получавших ещё не так давно официальные премии современного визуального искусства "Инновация" за свои похабные и провокационные хэппининги? Нам мало "Рыболовных снастей" Николая Полисского в парке Чермянка в Отрадном, в которых устойчиво видят какашки на палочках? Мало "Памятника ерунде" во дворе возле метро "Войковская"? Мало ещё десятков диких, несообразных, глумливых скульптур и "композиций", которые время от времени вырастают, как грибы после дождя, в разных концах столицы? Мы уж не говорим про эстетические и тоже "актуальные" безобразия, которые периодически появляются в наших прославленных исторических галереях – Третьяковке и Эрмитаже. Царьград не раз обращался к этой теме.

Они хотят, чтобы мы "не отстали"

А дело в том, что некоторые "элитарные" круги наших деятелей, "сидящие" на теме искусства и кормящиеся с этого, очень озабочены, чтобы Россия и Первопрестольная "не отставали" от актуальных модных мировых трендов. Они просто рвутся из кожи (и рвутся, думается, не безвозмездно) доказать, что Москва – это не только город сорока сороков, на куполах которых "опочила дремотная Азия", а один из центров мирового пост-модерна. Типа – "не щи лаптем хлебаем".

То, что это идёт вразрез с эстетическими предпочтениями москвичей (и не только), – их не колышет. Стерпится – слюбится, привыкнут, как и к европлитке, и к аляповатым стрит-арт фигуркам, которые есть везде и у нас будут.

Директор музея современного искусства "Гараж" Антон Белов, скажем, сентенциозно жалеет непросвещённых критиков очередной демонстрации "продвинутости" столицы:

Я понимаю, что некоторые люди возмущены, но, мне кажется, у нас впервые такое появление гигантской скульптуры современного художника в городском пространстве. Конечно, я думаю, это привлечёт внимание и к проекту "ГЭС-2", и вообще к современному искусству. Я лично поддерживаю и сам проект, и саму дискуссию, и надеюсь, что это даст новый старт и молодому "дому культуры", как они себя называют, "ГЭС-2", и вообще современному ленд-арту в пространстве города. У нас просто вообще, к сожалению, пока нет культуры восприятия современного искусства в городском пространстве.

Это отвратительно, там нет никакого искусства. И почему никто не скажет, что король голый? Такие художники – просто бездарные люди, которые прячут свою бесталанность за какой-то свободой формы: я так вижу,

– возражает Максим Галкин, и в данном случае с пародистом трудно не согласиться. К слову, проект "ГЭС-2" курирует частный фонд V-A-С нефтегазового миллиардера Леонида Михельсона, и установка творения Фишера, очевидно, находится в его ведении.

На это деньги находятся. Видимо, гораздо скучнее нашим "арт-спонсорам" заниматься сохранением исторического наследия Москвы, которое уничтожали большевики, а эстафету от них приняла лужковская и нынешняя мэрии.

В марте в Москве снесли здание бывшего училища имени принца Петра Ольденбургского с домовой церковью Александра Невского в Бригадирском переулке, 12. А на днях под шумок у метро "Тульская" застройщики из "Апекс Групп" с одобрения горвластей хотели снести  здание Убежища для слепых мужчин вместе с церковью святого Трифона начала ХХ века. Здание церкви буквально своими телами закрыли представители Архнадзора, продолжающие ныне дежурить, защищая памятник и святыню. И пока неизвестно, чем это закончится, – в отличие от "Большой глины №4".

Что с того?

Духовный и эстетический раздрай в России, а особенно в столицах, давно уже зашкаливает. Часто возникает ощущение, что у нас два разных общества, две страны, две политики. Говорится о национальных традиционных ценностях – и тут же одной рукой воздвигают памятник фекалию, а другой – рушат церкви, как в оны годы. Понятно, что руки эти – разные, и одна чаще всего не ведает, что творит другая. А стоило бы ведать! Ведь все эти действия и бездействия так или иначе проецируются на власть, причём не только городскую, но и центральную. А нужно ли ей это?

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх