БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

73 329 подписчиков

Свежие комментарии

  • Сергей
    Те, кто уничтожал...
  • Сергей
    Узнав, кем являют...
  • Сергей
    Узнав, кем являют...

Английская летающая лодка Шорт S.25 "Сандерленд"

Английская летающая лодка Шорт S.25 "Сандерленд".
Английская летающая лодка Шорт S.25 "Сандерленд".

Береговое командование британских Королевских ВВС испытывало потребность в гидросамолетах большого радиуса действия, способных осуществлять дальнюю морскую разведку, а также сопровождение конвоев и защиту их от подводной угрозы. При создании такого самолета Главный конструктор фирмы "Шорт бразерс" Артур Гаудж взял за прототип нового самолета разрабатывавшуюся в то же время пассажирскую летающую лодку дальнего действия Шорт S.23 "Эмпайр", имевшую схему четырехмоторного высокоплана. Проект военного гидросамолета получил обозначение S.25, значительно отличался от пассажирского самолета S.23 конструкцией фюзеляжа, оборудованием и установкой новых щелевых закрылков, имея при этом такие же двигатели, габаритные размеры и схему. Плавные обводы фюзеляжа несколько портил двойной редан на днище для улучшения гидродинамики за счет аэродинамики, поскольку от летающей лодки требовались не только летные, но и мореходные качества - возможность быстро взлетать с воды.

Летающая лодка Шорт S.25 "Сандерленд" имела двухпалубный фюзеляж, на верхней палубе находилась кабина экипажа, состоящего из двух пилотов, штурмана, радиста и бортинженера Два стрелка располагались в турелях, на нижней палубе размещались швартовочные принадлежности, бомбоотсек, помещения для хранения запасных бомб.

От пассажирского предшественника Шорт S.23 "Эмпайр" экипажу в "наследство" достался камбуз, столовая и спальня на шесть коек, а также туалет, что дало основание военным летчикам прозвать самолет "летающим отелем" за непривычный уровень комфорта, и просторный фюзеляж с огромными салонами и многочисленными иллюминаторами. Форму иллюминаторов изменили с прямоугольной на круглую, внутренние помещения, благодаря наличию больших дверей, можно было использовать не только для размещения дополнительного топлива в мягких баках, но и для перевозки грузов или живой силы. Носовая турель могла убираться на рельсах внутрь фюзеляжа, освобождая место для осуществления швартовки самолета на стоянке. В носу также находилось выдвижное окошко бомбового прицела. Компоновка пилотской кабины, включая расположение в ней контрольных приборов и органов управления, была удобной для большой продолжительности полета. Достаточная для крупной машины маневренность в сочетании с хорошим обзором и большой дальностью полета делали летающую лодку Шорт S.25 "Сандерленд" прекрасным патрульно - противолодочным самолетом, по мнению многих специалистов, одним из лучших и самым эффективным в мире.

Схема летающей лодки Шорт S.25 "Сандерленд".
Схема летающей лодки Шорт S.25 "Сандерленд".

Опытный прототип летающей лодки Шорт S.25 "Сандерленд" был спущен на воду 14 октября 1937 года, а 16 октября он впервые поднялся в воздух под управлением шеф - пилота фирмы "Шорт Бразерс" Джона Л. Паркера. На самолете были установлены двигатели воздушного охлаждения Бристоль "Пегасус" X, такие же, как на "Эмпайре". Прототип совершил еще три испытательных полета, после чего его возвратили на завод для установки новых двигателей "Пегасус" XXII мощностью по 1010 л.с. По результатам первых испытаний изменили конструкцию крыла, придав ему стреловидность 4,5 градуса, для обеспечения необходимой центровки, поскольку установка задней стрелковой башни на четыре пулемета, более тяжелой, чем изначально предусмотренная проектом одиночная, сместила назад центровку самолета. Летные испытания возобновились 7 марта 1938 года и шли успешно, и 8 апреля 1938 года передали машину на государственные испытания в испытательный центр гидроавиации "Марин Эйркрафт Экспериментал Истэблишмент" в городе Феликстоу. По результатам государственных испытаний лодки первой серийной модификации Шорт "Сандерленд" I, также имевшие обозначение "Сандерленд Mk.I", поступили на вооружение летом 1938 года. Кроме Великобритании, летающие лодки Шорт S.25 "Сандерленд" состояли на вооружении Австралии, Франции, Новой Зеландии, Канады, а также ЮАС (южно-африканский союз). Оборонительное вооружение первых серийных машин состояло из двух пулеметов калибра 7,69 мм, установленных неподвижно в крыле, двух пулеметов калибра 7,69 мм в носовой турели и четырех пулеметов калибра 7,69 мм, установленных в хвостовой турели. В общей сложности было построено 90 самолетов Мк.I.

Летающая лодка Шорт S.25 "Сандерленд" Мк.I.
Летающая лодка Шорт S.25 "Сандерленд" Мк.I.

С августа 1941 года серийно выпускалась модификация "Сандерленд Mk.II." с двигателями Пегасус XVIII мощностью по 1065 л. с. с турбонаддувом, а имевшая также бортовой радиолокатор ASV II, предназначенный для обнаружения надводных целей. Эта станция, работавшая в 1,5-метровом диапазоне, включала четыре антенны - излучателя наверху фюзеляжа перед килем, по два ряда принимающих антенн на каждом борту фюзеляжа (в общей сложности 16 антенн) и две дипольные антенны под консолями крыла. За характерный внешний вид немецкие летчики прозвали такие лодки "летающими дикобразами" (Флигенд стахельшвайн). Это прозвище также говорило о серьезном оборонительном вооружении "Сандерленда" - известен случай, когда летающая лодка над Бискайским заливом отбилась сразу от нескольких немецких дальних истребителей Юнкерс .Ju 88.

Летающая лодка Шорт S.25 "Сандерленд" Мк.II.
Летающая лодка Шорт S.25 "Сандерленд" Мк.II.

Крупной серией выпускалась модификация Шорт S.25 "Сандерленд Mk. III.", которая являлась развитием модификации Мк.I с измененным днищем фюзеляжа - лодки без выраженного редана. Всего было построено 456 экземпляров Они имели такую же силовую установку, что и Mk.II, а также модернизированный и усиленный корпус.

Летающая лодка Шорт S.25"Сандерленд" Мк.III.
Летающая лодка Шорт S.25"Сандерленд" Мк.III.

Модификацию Шорт S.25 "Сандерленд Mk. IV" с увеличенной мощностью силовой установки и усиленным вооружением разработали для использования на Тихом Океане. Первый опытный образец Mk IV имел удлиненный фюзеляж, максимальный взлетный вес достиг 34 тонн, силовая установка состояла из четырех моторов Бристоль Геркулес XIX по 1700 л. с. Вооружение включало в себя носовую и хвостовую турели с двумя 12,7 мм пулеметами, а верхняя турель за крылом имела даже две 20 мм пушки. Однако изменения привели к появлению путевой неустойчивости, для устранения которой возникла необходимость в установке вертикального оперения большей площади. Переоборудование затянулось, до конца войны все дефекты устранить не удалось. Планировалась постройка 40 машин, получивших название Шорт S.45 "Сифорд I". Но до конца войны собрали только 8 самолетов, и ни один из них не успел принять участие в боевых действиях.

Серийно выпускалась модификация Шорт S.25 "Сандерленд Mk.V", совершившая первый полет в марте 1944 года. Главным отличием Мк.V стали американские 14-цилиндровые двухрядные двигатели "Пратт энд Уитни" R1830-90B "Твин Уосп" мощностью по 1200 л.с., что привело к повышению живучести, так как летающая лодка Мк.V получила возможность осуществлять полет без потери высоты даже при двух неработающих двигателях на одном крыле. Серийные машины имели новые радары ASV Mk.IV. , и усиленное вооружение в носовой части - в дополнение к турели четыре неподвижных курсовых 7,69 мм пулемета. Появилась возможность атаковать подводные лодки еще и пулеметным огнем. Всего было построено 749 летающих лодок различных модификаций, не считая опытных модификаций Мк.IV .

Летающая лодка Шорт S.25 "Сандерленд Мк.V".
Летающая лодка Шорт S.25 "Сандерленд Мк.V".

Летающая лодка Шорт S.25 "Сандерленд" Мк.V" имела следующие характеристики - размах крыла 34.38 метра, длина  26.00 метров, высота 10.52 метра, площадь крыла  138.38 кв. метра. Вес  пустого самолета   16800 кг, максимальный взлетный 27316 кг. Силовая установка четыре поршневых двигателя Пратт энд Уиттни R-1830-90B Твин Уосп мощностью по 1200 л.с. Максимальная скорость 343 км/час, крейсерская скорость 325 км/час, перегоночная дальность  5522 км, практическая дальность  4330 км. Практический потолок  5456 метров. Экипаж  10 - 13 человек. Вооружение  восемь носовых 7,69 мм пулеметов, из них четыре фиксированных и четыре пулемета, установленные носовой турели, четыре пулемета 7,69 мм в хвостовой турели, еще два в надфюзеляжных турелях плюс  дополнительно устанавливались еще два-четыре 12.7 мм пулемета. Бомбовая нагрузка 907 кг.

Величина бомбовой нагрузки летающей лодки Шорт S.25 "Сандерленд" была довольно скромной на фоне солидных габаритов и взлетного веса машины. В фюзеляжном бомбоотсеке размещалось всего 2000 фунтов (907 кг) бомб. Чтобы не нарушать вырезами под бомболюки герметичность и прочность днища лодки, бомбы с помощью электропривода выдвигались на специальных штангах через люки в бортах фюзеляжа под крылом, а затем сбрасывались, после этого штанги втягивались обратно, и после сброса бомбы можно было вновь подвесить прямо в полете с помощью лебедок.

В начале войны летающие лодки Шорт S.25 "Сандерленд" применялись в основном как патрульные и спасательные самолеты. 18 сентября 1939 года три летающие лодки Шорт "Сандерленд" подобрали в Атлантике экипаж торпедированного немцами английского судна.

Летающая лодка Шорт S.25 "Сандерленд" во время спасательной операции.
Летающая лодка Шорт S.25 "Сандерленд" во время спасательной операции.

В июле 1940 года летающая лодка Шорт S.25 потопила первую немецкую субмарину, а 6 января 1941 года S.25 "Сандерленд" потопила и первую итальянскую подводную лодку. В Атлантике летающие лодки для борьбы с подводными лодками применялись до конца войны. Многие источники заслуженно называют английские летающие лодки Шорт S.25 "Сандерленд" грозой немецких подводников. "Сандерленд" из состава 202-я эскадрильи, базировавшейся в Гибралтаре, 14 сентября 1942 года уничтожил итальянской подводную лодку "Алебастро". После появления у немцев аппаратуры, фиксирующей сигналы радара ASV II, обнаружение немецких субмарин затруднилось. В начале 1943 года на вооружение летающих лодок поступил радиолокатор ASV III, работающий на 10 - см волне. Уловить излучение радара ASV III немецкие приемники оказались бессильны, и поиск субмарин и атаки противолодочных самолетов стали более результативными. Ситуация для немецких подводных лодок усложнилась, в марте 1943 года в Бискайском заливе были обнаружены 42 немецкие подводные лодки и 24 из них атакованы. Немцы изменили тактику, теперь субмарины при авианалете не погружались, а оставались на поверхности, отражая атаки при помощи зенитных пушек калибра 37 мм и 20 мм, которые стали устанавливать вместо артиллерийских орудий. Чтобы сбросить противолодочные бомбы, Шорт S.25 "Сандерленд" должен был лететь прямолинейно на малой высоте, представляя собой легкую цель для зенитчиков. Выход нашли в довооружении летающих лодок, в носовой части установили дополнительные пулеметы. По бокам фюзеляжа установили еще несколько огневых точек, иногда общее количество стволов оружия доходило до 18. Стрелки стали вести интенсивный огонь вперед на боевом курсе. Способ оказался эффективным. 30 июля 1943 года английская летающая лодка Шорт S.25 "Сандерленд" из состава 461-й эскадрильи ВВС Австралии, ведомая капитаном Дадли Мэрроусом, обнаружила три немецкие подводные лодки в надводном положении в Бискайском заливе. Сам летчик изложил ход событий в своем рапорте: "Субмарины замедлили ход и открыли заградительный огонь из зенитных орудий. Я принял единственное разумное решение: снизиться до предельно низкой высоты. Мы зашли на атаку, резко уклоняясь от шквального огня тридцати орудий трех субмарин. Шрапнель била по нашему фюзеляжу, как град. Как только впереди показались буруны от погружающейся субмарины, я сделал резкий вираж вверх и сбросил глубинные бомбы. Маневренность самолета существенно возросла". Семь бомб, сброшенных с летающей лодки, разнесли все три немецкие субмарины в клочья. После удачной атаки капитан Мэрроус увидел барахтающихся в воде моряков, развернулся и сбросил им спасательную надувную резиновую лодку. В общей сложности к концу 1943 года летающие лодки "Сандерленд" потопили в Бискайском заливе шесть немецких подводных лодок, причем пять из них самостоятельно, а одну вместе с бомбардировщиками "Галифакс", а еще шесть они отправили на дно в других районах Атлантики. Немецкие подводники назвали летающую лодку "усталой пчелой" за характерный звук двигателей, относились к самолету как к очень опасному противнику. Был случай, когда командир германской подлодки не пожалел торпеды для уничтожения в Средиземном море и атаковал "Сандерленд", совершивший посадку в открытом море для ремонта мотора.

В 1940 году летающие лодки Шорт S.25 "Сендерленд" использовались качестве транспортных самолетов при переброске войск и грузов в Норвегию. В норвежской кампании "Сандерленд" бортовой № 9046 3 апреля 1940 года сбил два немецких истребителя Юнкерс Ju 88. Весной 1941 года немецкие воздушно - десантные войска высадились на остров Крит и захватили его. Когда положение англичан, оборонявших остров, стало критическим, было принято решение об эвакуации, и летающие лодки "Сандерленд" начали вывозить британских солдат с Крита в Египет. Каждый самолет брал на борт по 90 - 100 человек, эвакуация проходила в темное время суток. Из 28000 человек британского корпуса на Крите 14500 человек было эвакуировано летающими лодками "Сандерленд".

Четырехмоторным летающим лодкам Шорт S.25 "Сандерленд" иногда приходилось выступать в роли истребителей. 17 сентября 1940 года "Сандерленд" из состава 228-й АЭ сбил итальянскую летающую лодку "Кант" Z.501. Истребители французского коллаборационистского режима Виши, дислоцированные в Сенегале, несколько раз пытались перехватить "Сандерленды", но 29 сентября 1941 года экипаж летающей лодки Шорт S.25 "Сандерленд" бортовой № 9044 сбил два из четырех пытавшихся его атаковать истребителей. 2 июня 1943 года восьмерка тяжелых истребителей Юнкерс Ju 88C атаковала "Сандерленд" Mk.III бортовой № ЕJ134 из состава 10-й АЭ. В ходе боя летающая лодка получила множество повреждений, выведена из строя радиостанция, большинство из 11 членов экипажа ранено, а один из стрелков погиб. Но в итоге три Юнкерса были сбиты, три других повреждены, а "Сандерленд" сумел дотянуть до побережья Корнуолла.

Над Бискайским заливом произошел еще один эпизод в боевой биографии летающей лодки Шорт S.25 "Сандерленд" - три немецких тяжелых истребителя Мессершмитт Bf-110 атаковали одиночный "Сандерленд" над морем. Шорт S.25 снизился до предельно малой высоты, после чего, искусно маневрируя, уничтожил два из атакующих самолетов огнем из оборонительных установок, а третий поджег, заставив выйти из боя. При этом летающая лодка получила значительные повреждения, но смогла вернуться на базу.

С декабря 1943 года авиакомпания ВОАС использовала разоруженные "Сандерленды" на линиях в Западную Африку и Индию. В конце зимы 1944 года "Сандерленды" перебазировали в Индию, откуда они осуществляли транспортировку материалов для войск, сражавшихся в джунглях Бирмы. После войны некоторые самолеты прошли капитальный ремонт, им присвоили новое название "Хаит". Такие машины имели комфортабельный двухэтажный салон на 24 пассажира с буфетом, а также багажный отсек на три тонны груза. Австралийские и новозеландские самолеты служили в основном как транспортные на Тихом океане. Французские самолеты в конце войны патрулировали Атлантику из Дакара. После войны английские "Сандерленды" применялись для спасательных работ, участвовали как морские разведчики и транспортные самолеты в войне в Корее, летая с баз в Японии. В конце 1945 года началась переделка боевых летающих лодок "Сандерленд" в пассажирский вариант под обозначением "Сандрингэм". Такие машины продавали в Аргентину, Новую Зеландию, Норвегию, Уругвай. С июня 1948 года самолеты использовались в операциях против партизан в Малайе. В июле - декабре 1948 года летающие лодки Шорт "Сандерленд" стали частью "воздушного моста" в Берлин и возили продовольствие, товары и пассажиров, летая из Гамбурга и осуществляя посадки на озере Хафельзее. Последнюю эскадрилью летающих лодок "Сандерленд", размешенную непосредственно в Великобритании, расформировали 31 июля 1957 года. Дальневосточная 205/209 - я эскадрилья летающих лодок Шорт S.25 "Сандерленд" была в строю до 20 мая 1959 года, честно прослужив 21 год в Королевских ВВС.

 

 

Список источников. Авиационная энциклопедия. Уголок неба. Short S.23 Empire; Авиационная энциклопедия. Уголок неба. Short S.25 Sunderland; Авиация Второй Мировой. S.25 Sunderland Летающая лодка Short; allaircraft.ru/121-letayuschaya-lodka-short-s23; warspot.ru/7503-dikobraz-korolevskih-vvs; AVIARMOR. Short S.23 \ S.26 Трансатлантическая почтово – пассажирская \ патрульная летающая лодка; НАУКА И ТЕХНИКА. Летающая лодка "Шорт" "Сандерленд"; Виртуальная энциклопедия военной авиации. Гидросамолет Шорт "Сандерленд";

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх