Свежие комментарии

  • vilen petrov
    посмотри фильм https://youtu.be/0Us6yiESjuMДень твой последн...
  • Алексей Буйнов
    Нужно начинать вводить жёсткие санкции против чешского государства и конкретных граждан, вплоть до обвинения их в тер...Суд Праги увеличи...
  • Alex Dovzhan
    Статья хорошая, но посвящать её разборке "путанных мыслей и неприятия России" очередным западным апологетом слишком м...«Ну что, брат Пуш...

Высотно-компенсирующий костюм ВКК-47 вместо скафандра «Сокол» для КК "Союз"

Космонавтика – одна из молодых и перспективных отраслей науки. Как США, так и СССР делали первые шаги, которые иногда сопровождались ошибочными решениями, позволявшими уладить сиюминутные и краткосрочные проблемы, но в перспективе приводившие в тупик и к жертвам, как это случилось в США с применением 100% кислородной среды, спровоцировавшей пожар «Аполлон-1» и во время попытки отказаться от спасательных скафандров на этапе взлет/посадка на космических кораблях "Союз". После трагедии КК "Союз-11" остро встал вопрос о необходимости срочной разработки спасательного скафандра для корабля «Союз».
Так как применение спасательного скафандра по документации ОКБ-1 (в то время ЦКБЭМ) на кораблях «Союз» не предусматривалось, была поставлена задача в минимальные сроки разработать новое снаряжение, сочетающееся с применяемыми на корабле индивидуальными ложементами амортизационных кресел, с минимальными доработками спускаемого аппарата.

Проблемы при выборе скафандра для кораблей «Союз»


Пикантность ситуации заключалась в том, что ни один из ранее созданных скафандров (СК-1, «Беркут» и «Ястреб») для этой целей не годились, т.к. они были разработаны либо для защиты космонавта вне корабля, либо не могли сочетаться с амортизационным креслом «Казбек».


В качестве максимально возможного времени на возврат экипажа на Землю при аварийной разгерметизации спускаемого аппарата на наиболее опасных участках полета было принято время 105–125 минут. Рассматривалось несколько вариантов защитного снаряжения: использование различных типов высотно-компенсирующего костюма с пневмомеханической компенсацией избыточного давления в гермошлеме и облегченного скафандра на основе авиационного скафандра «Сокол».

Были приведены примерки макетов такого снаряжения с ложементами кресел, анализ возможных схем кислородного питания и их массы. В качестве оптимального варианта было выбрано использование облегченного скафандра с мягким несъемным шлемом с откидывающимся смотровым стеклом и с системой жизнеобеспечения (СОЖ) открытого типа, рассчитанного на 2 часа работы, который впоследствии получил название «Сокол». Он применяется по сей день, претерпев ряд модернизаций. Но, несмотря на это, с исторической точки зрения, отдельного внимания заслуживает разработанный для КК «Союз» высотный компенсирующий костюм ВКК-47.

Высотно-компенсирующий костюм ВКК-47 вместо скафандра «Сокол» для КК "Союз"

ВКК-47 и его конструкция


Что касается ВКК-47, который рассматривался в качестве альтернативы скафандру, то это был «классический» высотно-компенсирующий костюм.

Так, применение высотного компенсирующего костюма в сочетании с гермошлемом на тот момент получило широкое распространение в высотной авиации. И в производстве имелись проверенные практикой модели.

ВКК-47 по своей конструкции был схож с ВКК-6. Но имел раскрой для положения в характерной для кресла «Казбек» позе, систему камер натяжного устройства, а также в его комплект входили высотно-компенсирующие носки и перчатки.

Гермошлем в паре с ВКК мог обеспечить работу на высотах до 30 км (и несколько выше).

С одной стороны, в отличие от скафандра, ВКК обеспечивал большую свободу движений и простоту одевания. Так как не требовалась герметизация. А индивидуальная подгонка проводилась всего один раз перед началом эксплуатации.

С другой стороны, в случае разгерметизации, нахождение в «работающем» ВКК могло вызвать трудности, поскольку создаваемое костюмом внешнее (компенсирующее) давление на тело человека зачастую сопровождается болевыми ощущениями, так как все тело сдавливается, словно одной манжетой тонометра для определения артериального давления.

Причины отказа от ВКК-47


Если в высотной авиации работа ВКК определяется временем, необходимым на аварийный спуск до безопасной высоты, то космонавтам в случае аварии предстояло провести до двух часов на космическом корабле. К тому же поза «эмбриона», предусмотренная креслом «Казбек», была не самой удачной для нахождения в ней в работающем ВКК, что существенно нарушало кровоснабжение нижних конечностей.

Безусловно, ВКК-47 мог стать временным решением проблемы и спасти жизни космонавтов в случае разгерметизации.

Именно этим путем пошли американцы. После трагедии космического корабля «Челленджер» они применяли высотный компенсирующий костюм «Launch Entry Suit» начиная с сентября 1988 года (полет «STS»-26) и до 1994 года (полет «STS»-65) для защиты экипажа при аварийных ситуациях на взлете и посадке многоразового корабля «Шаттл».
Автор:
Дворников С.М. АО "НПП "Звезда" совместно с каналом "Прогулки в стратосфере"
Использованы фотографии:
https://zen.yandex.ru/media/id/5ec81fa81c6c0b05eff079c2/vyso...
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх