Свежие комментарии

  • Валерий Харламов
    да! да!"Самомедвеженцы" ...
  • Наталья Жарова Мск адм СПб (Ткачева)
    Мразь дрожащая!!!! ПОЧЕМУ ЭТА ТВАРЬ ЕЩЕ ЖИВА??????? Этот вопрос меня мучает последние 20 лет!!!!! КУДА СМОТРИТ НАШЕ П...Враги народа. Чубайс
  • Владимир Соколов
    деньги без людей ничто.Сначала изолируют...

«Новое искусство» или глумление над народом за народные деньги?

«Новое искусство» или глумление над народом за народные деньги?

Сергею Есенину снова удалось вызвать фурор в Первопрестольной — в 125-й день своего рождения. Вернее, конечно, не ему самому, а памятнику, установленному к этой дате во дворе московского музея великого русского поэта. Сказать, что данный арт-объект (назвать его скульптурой язык, право, не поворачивается) выглядит более чем своеобразно, значит не сказать ничего. Моментально вспыхнувшая по данному поводу жаркая дискуссия дает повод для того, чтобы задаться вопросом: искусство это или нечто совсем другое?

То, что по поводу столь спорного изображения классика отечественной поэзии разразится буря, было ясно уже из первых высказываний о нем публичных персон. И если воплотивший в свое время образ Есенина на экране Сергей Безруков сдержанно отмолчался (будучи явно не в восторге от увиденного), то актриса Мария Шукшина назвала изваяние не просто «надругательством», а еще и «богохульством». Между прочим, определенные основания для такого определения есть: распростертая на постаменте жутковатая фигура, имеющая вместо рук заломленные назад крылья, если и вызывает ассоциации с ангелом, то разве что с падшим…

По словам скульптора Григория Потоцкого, он «так увидел» «падение и вознесение Есенина».
Обильно оплеванный уже многими тысячами россиян «шедевр» автор считает «своим лучшим творением» и «отличной проверкой для москвичей на восприятие новых взглядов в искусстве». Что ж, если это была проверка, то наши соотечественники ее не выдержали. Провалили, можно сказать, с треском. Достаточно зайти на любой форум в Интернете, где ведется обсуждение творения Потоцкого, чтобы в этом убедиться.

Комментариев великое множество. Жаль, привести их здесь никак невозможно, поскольку примерно 99% отзывов не то что содержат ненормативную лексику, но состоят из нее целиком и полностью. Из наиболее часто употребляемых приличных определений: стыд, срам, отвратительная поделка, глумление над памятью, кривое убожество… Несколько пугает изобретательность граждан относительно способов того, как следовало бы поступить с горе-ваятелем. Поверьте, вариант «оторвать руки» — еще один из самых милосердных.

Также впечатляет глубина знакомства россиян с литературными и кинематографическими произведениями жанра «хоррор» — «скульптуре» тут же подобрали с десяток аналогов именно среди персонажей таковых. Считать воздвигнутый в музейном дворике ужас произведением искусства и тем более данью памяти великого поэта его соотечественники категорически не желают. Многие просят у него прощения за потомков, допустивших подобное.

Вот одно из наиболее характерных мнений:

Не тянет оно на объект, который является символом и ставится в память о человеке или событии. Ну не может такая убогая работа, как бы там художник ни «видел», являться символом и памятью, не может! Это просто оскорбление того, в честь чего сие воздвигнуто, поклонников и просто глаз людей, имевших «счастье» лицезреть сие творение…

Превалируют среди отзывов также требования привлечь к ответственности тех ответственных лиц, кто допустил и приветствовал установку чудовищного «творения» в публичном месте, и вопросы относительно того, сколько бюджетных денег было потрачено на «этот кошмар». Надо отметить, что сотрудники музея Есенина, приютившего у себя произведение Потоцкого, утверждают, что скульптором оно было им «преподнесено в дар». То есть о каких-либо финансовых затратах речь не идет в принципе. И более того, как утверждают музейщики, речь идет вовсе не о памятнике, а о некоей «временной экспозиции», которой, вполне возможно, скоро на этом месте и не будет. Хотелось бы верить…

Увы, практика последних лет показывает, что нахрапистое и пробивное «современное искусство» и в частности те его адепты, которые относят себя к категории скульпторов, уверенно завоевывают себе место под солнцем на улицах и площадях российских городов. При обсуждении «нового видения есенинского образа», которое многие россияне отчего-то принимают за последствия злоупотребления алкоголем или психотропными веществами, эти далекие от «современных канонов искусства» люди припоминают и другие его образцы…

«Новое искусство» или глумление над народом за народные деньги?

Памятник Петру Великому в основанном им городе, смотреть на который людям с ранимой психикой категорически не рекомендуется… Такого же пошиба скульптура академика-диссидента, которую москвичи метко окрестили «Сахаровым в ластах»… Наконец, совершенно шизофренического вида бронзовый «кентавр», установленный в нынешнем году на День города в Пензе и символизирующий абсолютно непонятно что! Это – искусство?! Кое-кто из отечественных академиков соответствующего профиля, отбивая посыпавшиеся на коллегу по цеху за объявившуюся в есенинском музее жуть нападки, уже заявил, что «не следует идти на поводу мнению необразованного и непрофессионального меньшинства». Да что они понимают!

«Новое искусство» или глумление над народом за народные деньги?

Помилуйте, но, во-первых, речь идет никак не о меньшинстве, а о большинстве россиян! Это совершенно точно. А во-вторых, именно это самое большинство, пусть и не имеющее дипломов искусствоведов, своим повседневным трудом как раз и обеспечивает жизнь тех самых городов, которые уродуют «высокохудожественные» поделки «новаторов». В конце концов, живут в них, наполняя их бюджеты, из которых подобные «творческие изыски» весьма щедро оплачиваются. И если уж вам так хочется создавать «шедевры», созерцание которых у всех этих людей не вызывает ничего, кроме отвращения и гнева, воля ваша. Но уж тогда выставляйте их в закрытых галереях, частных коллекциях, на собственных дворах, если угодно!

И уж тем более ни в коем случае не стоит подпускать подобного рода «креаклов» к именам, событиям, вехам, представляющим из себя золотой фонд русской культуры и истории! Есенин в виде топорно слепленного существа из ночных кошмаров — это действительно святотатство и глумление, а не «дань памяти поэта»! И никакой «популяризации» его самого и его творчества такое вот «воплощение» служить не может. Скорее уж наоборот, у людей с нормальной психикой оно породит только отторжение.

Поговаривают, что после месячной экспозиции в Москве «скульптуру» Потоцкого могут отправить в Индию – как реквизит для проведения там церемонии вручения 13-й есенинской премии. А хоть бы и в Индию – лишь бы от наших глаз подальше. В сердцах россиян такому «искусству» места однозначно не находится.
Автор:
Александр Харалужный
Использованы фотографии:
кадр из репортажа об открытии памятника
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх