БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

73 319 подписчиков

Свежие комментарии

  • Виктор Александрович Дробышев
    Совершенно согласен со вторым "интервьюером", ЕГЭ не учит анализировать проблему, не предлагает искать ответ исходя и...Рассвет или закат...
  • Александр Ракитин
    Кудрин подобно Навальному, выступает в качестве провокатора. Он докладывает Президенту о результатах проверки по расх..."Когда ж вы након...
  • Владимир Коцуров
    Кукловоды отрежут ниточки от кукол??? Пока всё из страны не выкачают, ниточки не порежут...«Крупнейшее ограб...

Ледокольные страдания США

Ледокольные страдания США

USCGC Polar Star (WABG-10), надежда и опора американской антарктической программы

Читатель, возможно, помнит, что уже прошло примерно два года с тех пор, как американцы устами секретаря (министра) ВМС Р. Спенсера пообещали "совершить переход по Северному морскому пути группой кораблей", причем без уведомления и согласия России, ведь они "за свободу судоходства" выступают. Но время шло, и, видно, этому министру благоразумные люди (пока еще они водятся в американских штабах) объяснили, чем может кончиться попытка прорыва по СМП без спроса и поддержки: Арктика шуток не любит, и даже летом можно вляпаться в неприятности. Это если ВМФ РФ не объяснит, что не стоит соваться на путь, который в немалом протяжении пролегает по территориальным водам России. Кроме того, министру, видно, объяснили, что и ходить-то не на чем: у США всего полтора ледокола в строю, а без ледокола на СМП делать почти всегда нечего.

«Полтора ледокола»


Полтора ледокола — это тяжелый (по классификации США) ледокол Береговой охраны (БОХР) США USCGC Polar Star (WABG-10), размерениями 122х25,4х9,4м, водоизмещением до 13842 т, с дизель-газотурбинной ГЭУ, формально делающей его близким по мощности российским атомным ледоколам предыдущих поколений.
Правда, в реальности ситуация обстоит несколько иначе. Есть еще систершип USCGC Polar Sea (WABG-11), но он десять лет как выведен из эксплуатации, используется для каннибализации запчастей для систершипа и в строй не вернется. "Полар Стар" ломается через раз, но его упорно чинят, ведь другого корабля обеспечения антарктической экспедиции США у БОХР нет. Причем склонность к поломкам объясняется не возрастом. Корабль 1976 г. постройки, конечно, имеет возраст солидный, если это атомный ледокол, он бы и у нас был бы выведен давно в отстой, но дизель-электрических ледоколов такого же или большего возраста в России эксплуатируется немало, скажем, серия "Ермак" финской постройки из 3 судов мощностью 36 тыс. л.с. или серия "Капитан Сорокин" из 4 судов мощностью 22 тыс. л.с. Просто очевидно, что газотурбинная ГЭУ при всех своих преимуществах (компактность, мощность) не является лучшим выбором для ледокола. Есть, видимо, и недостатки самого проекта, иначе как объяснить периодические проблемы с целостностью корпуса у обоих кораблей?

Но есть у БОХР США и средний ледокол USCGC Healy (WABG-20), который по водоизмещению в 16257 т и размерениям 128х25х8,9м будет покрупнее "Полар Стар", но средним он является по своим возможностям. Он способен двигаться во льду лишь в 1,4 м толщиной (разумеется, если будет разгоняться и наваливаться на лед, то больше, конечно), тогда как более мощный "Полар Стар" — до 1,8—2м. Но "Хили" куда моложе и современнее оснащен: ему 21 год, возраст для неатомного ледокола вообще юношеский. И он дизельный, что куда более адекватный выбор для ледокола. "Хили" в Антарктику не ходит и работает преимущественно в Арктике. В частности, вместе с немецким исследовательским ледоколом "Поларштерн" в 2001 г. он стал одним из первых неатомных судов, добравшихся до Северного полюса без атомного ледокола. Первым был сам "Поларштерн" в 1991 г. вместе со шведским ледоколом "Один" (а первым надводным судном вообще — наша атомная "Арктика" в 1977 г.). Дизель-электроход "Поларштерн" постройки 1980 г., кстати, судно весьма известное и принадлежит Институту полярных и морских исследований в Бремерхафене, названному в честь Альфреда Вегенера — профессора, создателя теории дрейфа континентов, полярника, погибшего в одной из экспедиций в Гренландию. Немцы давно пытаются создать ему замену, но дело идет почти столь же успешно, как эпопея с легендарным Берлинским аэропортом, с той лишь разницей, что аэропорт вроде бы почти достроили, а вот "Поларштерн II" никто и не начинал строить, только тендер очередной в этом году отменили, еще до пандемии.

Ледокольные страдания США

USCGC Healy (WABG-20). 7 сентября 2015 г. на Северном полюсе, куда американский ледокол впервые дошел один, через 38 лет после "Арктики"

Пошел сдерживать русских и не дошел


Но вернемся к "Хили". У корабля достаточно много научных заслуг, ученых он в Арктику возит регулярно, правда, чаще всего работает где-то не очень далеко от Аляски. В 2015 г. он стал первым американским надводным судном, побывавшим на Северном полюсе без сопровождения иностранного ледокола. Стоит, правда, заметить, что аномально теплая погода последних лет также сделала подобные миссии возможными, в 1977 г. "Хили" до полюса дойти бы просто не смог. Но в последние годы, когда в Вашингтоне ударились в борьбу с "российским влиянием" в Арктике, миссиям "Хили" постоянно пытались придать некое политическое значение. Типа "сдерживаем Россию в Арктике". Чем может сдерживать невооруженный и весьма средний по характеристикам ледокол, честно говоря, автору непонятно. Но именно под таким соусом это все подается на брифингах и в СМИ, очевидно, для своего же обывателя, который, как справедливо считают акулы нашего шоу-бизнеса, "все схавает".

Под таким же соусом подавалось и нынешнее развертывание "Хили" в Арктику под названием "Арктический щит". В рамках операции он должен был двадцать шесть суток патрулировать в Беринговом море, не очень далеко от границы между нашими странами, для чего 15 августа взял на борт 11 ученых и аппаратуру для исследований в Сьюарде, штат Аляска. Но уже 18 августа, в 60 морских милях от берега Аляски, на борту от короткого замыкания в электросети случился пожар в машинном отделении. Результат пожара: правый дизель-генератор и правый главный гребной электродвигатель не работают. Миссия, разумеется, сразу была отменена, корабль развернулся и направился в свой порт приписки Сиэтл для осмотра и ремонта. Пострадавших при ЧП официально не было.

«Я благодарю команду Healy за их быстрые действия по безопасному тушению пожара», — заявила Линда Фаган, вице-адмирал, командующий Тихоокеанским регионом БОХР США. — Эта авария, однако, означает, что Соединенные Штаты ограничены в ледокольных возможностях до тех пор, пока Healy не будет отремонтирован, и это подчеркивает критическую потребность страны в полярных судах безопасности». (Polar security cutter — так зовутся ледоколы БОХР США.) Переведя с адмиральского на человеческий, получаем, что США остались без единственного ледокола, задействованного в операциях в Арктике, потому что "Полар Стар" привлекается к снабжению Антарктической экспедиции, и над ним трясутся и даже не скрывают этого — ему замены нет. Надолго или нет поломался "Хили", видно будет.

Разумеется, пожар — не редкость на современных судах. И выход из строя гребного электродвигателя — тоже. Не так давно на проходящем испытания и завершающем уже их новейшем универсальном двухосадочном атомном ледоколе типа ЛК-60Я (пр. 22220) "Арктика" тоже вышел из строя один из главных электродвигателей. И он требует замены, которая может быть проведена только в будущем году. Но на этом кораблей таких двигателей еще 5 штук, и атомоход просто временно снизил свою мощность на винтах с 60 МВт (82 тыс. л.с.) до 50 МВт (67 тыс. л.с.), что все равно делает его и самым крупным в мире и одним из мощнейших в мире (уступит разве что "50 лет Победы" и "Ямалу" из действующих с их 75 тыс. л.с.) и мало сказывается на его возможностях, которые все равно в первый год эксплуатации вряд ли были бы задействованы на полную катушку — техника требует времени на освоение. Но у России неатомных и атомных ледоколов порядка 40 штук, а у США, можно сказать, было полтора.

Новый ледокол


Конечно, американцы прекрасно понимают, что это не дело. И ищут различные пути решения проблемы вплоть до попыток покупки бесхозных ледоколов в странах вроде Швеции или Финляндии (что достаточно маловероятно) или рассматривая возможность заказа ледоколов финнам (что тоже маловероятно из-за лоббизма в самих США и особенностей законодательства). А пока что заказана разработка и постройка головного своего ледокола. В прошлом году БОХР США заключила с судостроительной компанией VT Halter Marine Inc. контракт на детальное проектирование и строительство тяжелого ледокола следующего поколения на сумму 745 млн. долл. Плановый бюджет американского ведомства на 2021 финансовый год требует 555 млн. долл. на строительство второго тяжелого ледокола и разрешение перевода еще 70 миллионов из другой программы для продолжения финансирования программы тяжелых ледоколов. Суммарно же контракт включает в себя опцион на постройку еще 2 ледоколов, за общую цену 1,94 млрд. долл. Правда, за время пути собачка не просто может, а обязана подрасти, и цена наверняка вырастет. Первый ледокол должен быть достроен в 2024 г., хотя наверняка срок сдвинут и сошлются на коронавирус.

Ледокольные страдания США

Новый американский ледокол (проект)

Что же это за корабль? Размерения его 138х26,4м, полное водоизмещение указано в 22900 т, тип энергоустановки — дизель-электрическая, мощность 45200 л.с. (33 МВт), толщина льда, которую он сможет проходить — 1,8 м (в обычном режиме прохождения). Если взглянуть на изображение судна, размещенное на сайте компании-строителя (разработчик проекта там другой — Teamed Associates, Inc.), то видно, что проект весьма консервативен. Нет "модных" обводов форштевня, смахивающих на таранные форштевни старых броненосцев и броненосных крейсеров. Нет и обтекаемого полубака, слившегося воедино с надстройкой — такое решение используется на строящемся ныне "сверхледоколе" — отечественном ЛК-120Я "Лидер" (проект 10510), который заложат 28 сентября на ССК "Звезда" и назовут "Россией". Сам же строитель нового американского ледокола объясняет консерватизм корабля тем, что он происходит от проекта "Поларштерн II", который так и не начали пока строить. Вместимость корабля составляет 186 человек и автономность его 90 сут. Ледокол будет иметь движители типа "Азипод" от ABB/Trident Marine, двигатели от Caterpillar, система управления и АСУ — "Рэйтеон" и т.п. В общем, ледокол как ледокол. "Королем Арктики" ему не быть, но смотрится в проекте вполне достойно.

А вот что у них получится, когда построят, и как это судно будет Арктику покорять, посмотрим через несколько лет. Главное, чтобы не сопровождали каждый выход в море рассказами о героическом противостоянии российской агрессии против свободолюбивых белых медведей и моржей, как они это делают при каждом выходе "пострадавшего" "Хили". Утомил уже этот цирк.
Автор:
Я. Вяткин, специально для "Военного обозрения"
Использованы фотографии:
VT Halter Marine Inc.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх