Свежие комментарии

  • vilen petrov
    посмотри фильм https://youtu.be/0Us6yiESjuMДень твой последн...
  • Алексей Буйнов
    Нужно начинать вводить жёсткие санкции против чешского государства и конкретных граждан, вплоть до обвинения их в тер...Суд Праги увеличи...
  • Alex Dovzhan
    Статья хорошая, но посвящать её разборке "путанных мыслей и неприятия России" очередным западным апологетом слишком м...«Ну что, брат Пуш...

Рапиры и доспехи эпохи Тюдоров

Рапиры и доспехи эпохи Тюдоров
Тибальд дерётся с Меркуцио. «Ромео и Джульетта» (1968). У обоих в руках рапиры эпохи Тюдоров
«Капулетти. Что здесь за шум? Подать мой длинный меч!
Синьора Капулетти. Костыль, костыль! К чему тебе твой меч?
Капулетти. Меч, говорят! Гляди, старик Монтекки
Мне будто назло так мечом и машет.»
(Уильям Шекспир «Ромео и Джульетта»)

Музейные собрания рыцарских доспехов и оружия. Сегодня мы продолжаем рассказ об оружии и доспехах Тюдоров. Но доспехи сегодня мы будем рассматривать не английские, а для сравнения с ними… немецкие. Принадлежавшие императору Фердинанду I (1503–1564), которые были для него изготовлены в 1549 году известным оружейником из Нюрнберга Кунцем Лохнером. И продолжим рассказ о холодном оружии этого времени…

Рапиры и доспехи эпохи Тюдоров
Рапира, ок. 1610–1620 гг. Золинген. Рапира была основным гражданским оружием на протяжении XVI и XVII веков. Разработанная для фехтования с колющими ударами в прогрессивно сложных техниках, рапира отличалась обоюдоострым клинком с острым концом и сложной системой защитных дуг для руки. Они украшались гравировкой, насечкой, позолотой, инкрустированы золотом и серебром в соответствии с модой. Материалы: сталь, серебро, медь. Размеры: длина 120,2 см; длина клинка 104,1 см; ширина перекрестия 22,1 см; вес 1275,7 г.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк

А было так, что к концу XV столетия меч, который до этого носили в основном с доспехами, теперь всё чаще и чаще стали сочетать с гражданским костюмом, так что его даже называли «костюмным мечом», а после примерно 1530 года ношение оружия для дворян в повседневной жизни стало уже обязательным. Причина была в том, что всё большее распространение стали получать дуэли, и меч требовалось постоянно иметь при себе. Он и раньше являлся инструментом для разрешения всяких споров, но знать и люди с положением для этого облачались в доспехи и непременно выходили сражаться на ристалище.

Рапиры и доспехи эпохи Тюдоров
Рапира с клинком, подписанным Хуаном Мартинесом (Толедо), ок. 1580. Материалы: сталь, кожа, золото, медная проволока, дерево, бархат. Размеры: длина 123,8 см; ширина перекрестия 21,6 см; вес 1507 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Но теперь всё стало иначе. В моду вошли поединки между господами в обычной гражданской одежде. И выяснилось, что такой способ уладить возникшие разногласия без дорогостоящего снаряжения и излишних церемоний куда более удобен. Меч для такого поединка мог и не быть столь же прочным, как и «оружие для поля», ибо применялся он теперь против лишённого металлических доспехов противника. А раз так, то теперь его клинок стал значительно легче, зато для защиты руки потребовались дополнительные гарды на эфесе.

Рапиры и доспехи эпохи Тюдоров
Рапира с клинком Иоганна Бонгена (Золинген), ок. 1650–1675 гг. Эфес итальянский, скорее всего из Неаполя, клинок из Золингена. Материалы: сталь, железо, дерево. Размеры: длина 120,7 см; длина клинка 101,9 см; ширина перекрестия 29,9 см; вес 935,5 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Таким вот образом и появилась рапира. На раннем этапе своего развития представлявшая длинный «гражданский» меч, у которого заострённый клинок был, однако, шире, чем клинок у «эстока». И уже в середине XVI века под словом «рапира» стали понимать меч, предназначенный исключительно для колющих ударов. Вместо рубки, популярным способом вывести противника из строя сделался выпад. Именно эту технику боя использовали итальянские мастера фехтования, и как раз из Италии мода на дуэли пришла в страны северной Европы. Ну а те, кто хотел обучаться мастерству владения новым оружием, обратились к чтению инструкций, выходивших из-под бойких перьев итальянских мастеров фехтования, за которыми тут же следовали по пятам их коллеги из Испании.

Рапиры и доспехи эпохи Тюдоров
Парирующий кинжал с «пламенеющим клинком», 1580–1620 гг. Италия. В доле клинка выполнен узор из дырочек! Размеры: длина 405 мм; длина клинка 268 мм; вес 420 г. Королевский арсенал, Лидс

В отличие от военного меча, «гражданское» оружие получило эфес сложного образца, заимствованный в Англии с континента. Эфесы делали из простой «белой» стали, но были и образцы и с чернением, и с позолотой. Использовались гравированные серебряные накладки, которыми украшали перекрестия. Сталь тоже могли украшать чеканным рисунком. В первой половине XVI столетия стали популярны витые декоративные элементы защиты, а также резьба по металлу. Техника инкрустации, в том числе и драгоценными камнями, впервые появилась на чеканных эфесах в середине столетия, а к 1600 году стала самым распространённым способом украшения. Периодически использовалась эмаль.

Рапиры и доспехи эпохи Тюдоров
Английский парирующий кинжал. Ок. 1600–1620 гг. Изготовлен в Германии. Размеры: длина 440 мм; длина клинка 306 мм; вес 540 г. Королевский арсенал, Лидс

Вместе с новыми видами оружия появились и его мастера, и, соответственно, школы. Первой такой школой фехтования стала итальянская. А, например, известным мастером фехтования в Англии в XVI веке стал некий лондонец Джордж Сильвер, в 1599 году опубликовавший трактат «Paradoxes of Defence» (Парадоксы защиты). В нём он писал, что среди итальянских фехтовальщиков существует мнение, что англичане не кладут указательный палец поперёк крестовины гарды и большой палец на клинок, а руку на головку эфеса, так как у английских эфесов нет защитных наперстников, а раз так, то они (англичане) прямого выпада сделать не могут. И, вероятно, они действительно могут согнуть указательный палец на перекрестии, лишь когда пользуются оружием с итальянским эфесом. То есть бой в рамках итальянской школы происходил так: фехтовальщики вставали друг против друга и правой рукой наносили удары рапирой, а левой принимали удар либо на обмотанное плащом предплечье, либо парировали его специальным кинжалом.

Рапиры и доспехи эпохи Тюдоров
Вид на рукоять и гарду парирующего кинжала с внутренней стороны. Испания, 1640 г. Размеры: длина 580 мм; длина клинка 472 мм; вес 510 г. Королевский арсенал, Лидс

В правление Генриха VIII особенной популярностью стали пользоваться кинжалы в швейцарском стиле Ганса Гольбейна Младшего (1497–1543), являвшегося его придворным живописцем и жившего в Лондоне. Эфес имел форму буквы «Н» из литого металла и сложный переплетающийся орнамент на ножнах. Это ведь была эпоха Ренессанса, в данном случае Северного Ренессанса. Поэтому в моде были античные фигуры и орнаменты. Вот и ножны кинжалов Гольбейна были очень богато украшены чеканными и прорезными изображениями. Хотя чисто технически это был всё тот же средневековый эволюционировавший базелард. Причём в то время именем художника такие кинжалы никто не называл. Эта слава пришла к нему уже в XIX веке.

Рапиры и доспехи эпохи Тюдоров
Послы (французский посол в Лондоне Жан де Дентевиль и французский посланник в Венеции, епископ Жорж де Сельв). Ганс Гольбейн-младший. 1533 г. Лондонская национальная галерея

Рапиры и доспехи эпохи Тюдоров
Рука одного из послов, сжимающая «кинжал Гольбейна». Крупный план

Рапиры и доспехи эпохи Тюдоров
Ножны кинжала Гольбейна. «Vorbilder für Fabrikanten und Handwerker», 1836, Vol. 2, Abtheilung II, Bl. 23. Ну, любил Гольбейн «смертные сцены», чего уж там. Хотя время было такое. Каждая вторая женщина умирала при первых родах, а изображения трупов, пожираемых червями, были очень популярны среди художников и скульпторов, как и черепа, и скелеты!

Затем около 1550 года распространение получили шотландские кинжалы. Стало модным опять-таки заказывать гарнитуры: меч и кинжал в одном стиле. Причём кинжал мог иметь очень простую гарду с перекрестием и кольцом или – уже во второй половине XVI столетия – гарду со щитком на внешней стороне. Кинжалы носили в ножнах на боку справа, прикрепив ножны к поясному ремню с помощью двух скобок на их металлическом устье. После приблизительно 1560 года кинжал стали носить ближе к спине. Было модно на устье ножен с каждой стороны иметь по кольцу, через которые пропускали шнур с кисточками – «венецианский тассель из шёлка». Шнуры были и серебряные, и золотые, чёрные с золотом и багрово-шёлковые с кисточками соответствующих цветов. Украшали их цепочками, лентами и даже крупными бантами. Также некоторые ножны имели вместилища для ножа и шила.

Рапиры и доспехи эпохи Тюдоров
Доспехи императора Священной Римской империи Фердинанда I (1503–1564). Высота 170,2 см; вес 24 кг. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Сегодня мы познакомимся с доспехом императора Священной Римской империи Фердинанда I (1503–1564). Датируется 1549 годом. Мастер Кунц Лохнер из Нюрнберга. Право собственности Фердинанда I на этот доспех обозначено геральдическими эмблемами на носках сабатонов: императорский двуглавый орёл, увенчанный короной, подчёркивавший статус Фердинанда. Изображение Богородицы с младенцем на нагруднике также использовалось на своих доспехах его старшим братом – императором Карлом V. Кроме того, на доспехе можно увидеть знаки отличия Ордена Золотого Руна, элитного рыцарского общества, членом которого был Фердинанд. Он тоже находится в экспозиции Метрополитен-музея в Нью-Йорке, сделан он был примерно в то же время, что и доспехи Генриха XIII, так что это очень хороший объект для сравнения двух школ – германской и гринвичской.

Рапиры и доспехи эпохи Тюдоров
Вид сзади

Рапиры и доспехи эпохи Тюдоров
Кирасу спереди украшает прекрасное гравированное изображение Мадонны с младенцем

Рапиры и доспехи эпохи Тюдоров
Ничуть не менее интересна и спина кирасы с изображением двух апостолов – Павла с мечом и Петра с ключом, скрещенных «диких посохов» и языков пламени

Рапиры и доспехи эпохи Тюдоров
Копейный крюк по конструкции сложнее, чем на доспехе Генриха VIII из Гринвичской мастерской. Кстати, мастер Кунц Лохнер, изготовивший эти доспехи, был самым знаменитым оружейником Нюрнберга того времени. Он сделал также несколько доспехов как для Фердинанда, так и для его сына эрцгерцога Максимилиана (1527–1576), в том числе два одинаковых доспеха примерно в 1546 году, которые очень похожи на представленный здесь образец

Как всегда, у нового оружия в Англии были сторонники и противники, ратовавшие за «добрый английский меч». В 1591 году сэр Джон Смайт написал Instructions. Observations and Orders Mylitarie (Наставления, наблюдения и военные правила), которые вышли из печати четыре года спустя. И вот он-то и написал, что рапира слишком длинна для пехотинца в тесноте боя, что выхватить её в реальных условиях трудно, а коннику так и вовсе невозможно, поскольку для этого ему придётся бросить поводья! То есть для войны она не пригодна. А ещё она сломается при ударе о латы. Хотя, с другой стороны, он отмечал успешное применение «эстоков», или «таков», имевших четырёхгранные клинки, всадниками. То есть при желании и тренировке всегда можно было достичь желаемого результата. Просто люди очень традиционные существа и переучиваться не любят.

Рапиры и доспехи эпохи Тюдоров
Налокотник устроен так, что даже рапирой в стык между «трубами» предплечья и плеча не попасть никоим образом!

Рапиры и доспехи эпохи Тюдоров
Едва ли не главным мотивом декора почему-то стало изображение кентавра! Кстати, рисунки гравировки приписываются Гансу Гольбейну Младшему, жившему в это время в Лондоне, но периодически выезжавшего на континент

Джордж Сильвер, кстати говоря, тоже недолюбливал рапиры и называл их «птичьими вертелами». По его мнению, они годились лишь на то, чтобы проткнуть «корселе» (бринандину), срезать у шлема завязки и пряжки с ремешков у лат. Для рубящего удара, по его мнению, они слишком длинны и имеют неправильный эфес. Однако, несмотря на все эти писания, рапира становилась всё более модным оружием, и с гражданской одеждой её носили всё чаще. А раз так, понадобились и учителя, чтобы обучать рапиристов. Так в Англии появились школы фехтования, которые начали открывать сначала итальянцы, а затем и наиболее талантливые, и успешные из их же выучеников.

Рапиры и доспехи эпохи Тюдоров
Носок сабатонов. Своего рода «паспорт» владельца доспехов!

«Меч в полторы руки» или «меч-бастард» в Англии по-прежнему был в ходу, но рапира вытесняла его самым активным образом. Устрашающего вида двуручные мечи пехоты, с помощью которых она могла прорубаться через ряды пикинеров, также использовались, но всё более и более в целях церемониальных. В континентальных армиях они оказались куда более востребованными, нежели в английской.

Рапиры и доспехи эпохи Тюдоров
Наплечники с чеканными изображениями…

Рапиры и доспехи эпохи Тюдоров
А это бесагю – пластины, долженствующие закрывать подмышечные впадины, когда воин в таких вот доспехах поднимал руку вверх

Рапиры и доспехи эпохи Тюдоров
Латные перчатки исключительно совершенны. В них можно держать не только меч, но также и колесцовый пистолет!

Рапиры и доспехи эпохи Тюдоров
Такие вот «приспособления» для гениталий были характерны как раз для доспехов этого времени

Боевой молот всадника или «клюв ворона» теперь начали снабжать металлическим древком, чтобы его нельзя было перерубить, а обух молота получил ещё одно острие ромбовидного сечения. Шестопёры применялись, но редко. Известны богатые образцы, украшенные серебряной или золотой насечкой на покрытых воронением или окрашенных в красновато-коричневый цвет металлических поверхностях. Но они не были массовым оружием английской конницы эпохи Тюдоров.

Рапиры и доспехи эпохи Тюдоров
Боевой молот всадника, ок. 1450 г. Франция. Размеры: длина 65,5 см; вес 1474,2 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Воины двух отрядов королевской стражи: «Джентльмены при оружии» и Йоменская гвардия во время государственных торжеств стояли в карауле, вооружённые бердышами и протазанами. Но об этом оружии мы как-нибудь расскажем отдельно…

Продолжение следует…
Автор:
Вячеслав Шпаковский
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх