Свежие комментарии

  • Rustam Kuchkarov20 января, 23:15
    Лизать и сосать умеет - справится.Судьбу Зеленского...
  • Вера смелых20 января, 22:56
    Это - да, запахи не только отбивают аппетит, но буквально сшибают с ног! Будучи в гостях, и увидев, как готовят на к...Добро пожаловать ...
  • Вера смелых20 января, 22:30
    Массовая вакцинация - это новость со знаком "минус"? Тогда будем плюсово прирастать больными и умершими на радость пи...Договор о закрыто...

Албания после II мировой войны: социализм и ходжаизм

Албания после II мировой войны: социализм и ходжаизм
Один из знаменитых албанских бункеров, построенный на морском побережье. Фото: Robert Hackman, Albania
Статью Албания в первой половине XX века. Обретение независимости и Вторая мировая война мы закончили сообщением об освобождении Албании от оккупантов, которое произошло практически без участия иностранных войск. Теперь мы поговорим о непростой истории этой страны после II мировой войны.

Захваченные при Муссолини и Гитлере территории Албании пришлось вернуть, но независимость албанцы, благодаря поддержке Сталина, сумели сохранить: их земли не были разделены между соседними государствами, как предлагал Черчилль.

Первой страной, признавшей новое правительство Албании во главе с Энвером Ходжой, стала Югославия – уже в мае 1945 года. В декабре 1945 года были установлены дипломатические отношения между Албанией и СССР.

Албания между Югославией и СССР


В то время некоторые политики Албании не исключали возможности объединения с Югославией в единое федеративное государство (Тито не прочь был включить в эту федерацию также и Болгарию, но был против вхождения в неё Греции и Румынии, о чём также шли разговоры). Были сделаны некоторые шаги по объединению армий Югославии и Албании, достигнуты соглашения о таможенном союзе и уравнивании валют – динара и лека.
Сторонником интеграции с Югославией был министр внутренних дел Албании и член ЦК Албанской партии труда Кочи Дзодзе (именно он в ноябре 1941 года был избран первым секретарём компартии Албании, этот пост он в 1943 году уступил Энверу Ходже).

Албания после II мировой войны: социализм и ходжаизм
Кочи Дзодзе

Другими видными представителями «титовцев» были начальник Управления агитации, пропаганды и печати Нури Хута и глава Государственной контрольной комиссии Панди Кристо.

Энвер Ходжа, напротив, выступал за сохранение независимости Албании и ориентировался не на Югославию, а на Советский Союз. И в своих симпатиях он был отнюдь не лицемерен. Дмитрий Чувахин, посол Советского Союза в Албании в 1945-1952 гг., называл эту страну «самым надёжным и верным союзником СССР».

В июне 1945 года Энвер Ходжа посетил в Москве Парад Победы и договорился с руководителями СССР о технической и экономической помощи своей стране.

Албания после II мировой войны: социализм и ходжаизм
И. Сталин и Э. Ходжа

После ухудшения советско-югославских отношений албанское правительство решительно стало на сторону СССР. Уже 1 июля 1948 года албанцами были аннулированы договоры с Югославией и высланы советники и специалисты этой страны. Сторонники сближения с Югославией были арестованы, Кочи Дзодзе, главу «титовцев» – в 1949 году приговорили к смертной казни. В том же 1949 году Албания была принята в Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), а в 1950 году город Кучова получил название Сталин и носил его до 1990 года.

Албания после II мировой войны: социализм и ходжаизм
Энвер Ходжа в Москве, комбинат «Трёхгорная мануфактура», 1949 год

В Тиране советскому генералиссимусу были поставлены два памятника, к которым каждый день горожане совершенно добровольно приносили цветы, а приезжие из деревень – домашнюю халву. Дело в том, что многие в Албании (особенно в горных деревнях) искренне считали Сталина богатырём ростом в два с половиной метра, который может гнуть руками подковы, а также могущественным чародеем. Таким образом, советский вождь воспринимался албанцами как русский Скандербег, о котором тоже много чего рассказывали и рассказывают до сих пор. Утверждают, что в первые послевоенные годы в албанских деревнях люди даже молились у бюстов Сталина, смазывая их овечьим жиром, а иногда и кровью. Именно благодаря своей силе и волшебству, считали многие албанцы, выходец из бедной семьи Иосиф стал правителем огромной великой страны и победил Гитлера. Авторитет Сталина в этой стране до сих пор очень высок, и если местные жители хотят убедить оппонента, они часто ссылаются на то, что «так делал» или «так поступал» Сталин. Например, автомобили «Мерседес» в Албании считаются очень престижными в том числе и потому, что именно на машинах этой марки якобы всегда ездил Сталин.

Албания после II мировой войны: социализм и ходжаизм
Памятник И. Сталину у комбината им. Сталина, Тирана

В 1958 году на острове Сазани разместилась отдельная бригада советских подводных лодок и вспомогательные подразделения.

«Албанские грибы»


Опасность со стороны Югославии Энвер Ходжа оценивал так высоко, что по его инициативе было организовано строительство системы укреплений. Так появились знаменитые «албанские грибы» – бетонные укрепления, первое из которых было построено в 1950 году. Испытан первый бункер был старинным и веками проверенным методом: главный инженер вошёл внутрь сооружения, которое потом было обстреляно из танковых орудий. Завершилось всё благополучно. А затем бункеры строились уже из-за опасения агрессии также со стороны западных стран и даже СССР.

Часто приходится читать, что всего было построено свыше 700 тысяч бункеров – по 24 на квадратный километр, по одному на четырёх граждан страны. Это неправда: известна точная цифра – 173 371, что тоже немало. На строительство этих бесполезных сооружений были затрачены огромные средства (стоимость возведения одного бункера была примерно равна цене 2-комнатной квартиры), и теперь они стоят повсюду как своеобразные памятники эпохе, их с удовольствием фотографируют туристы, которых пока ещё не очень много.

Албания после II мировой войны: социализм и ходжаизм

Некоторые из этих сооружений используются местными жителями в качестве складов, курятников, сараев, а самые большие – как кафе и даже мини-отели, но большинство, конечно, пустует.

Албания после II мировой войны: социализм и ходжаизм
Дом в бункере. Фото: Robert Hackman, Albania

Албания после II мировой войны: социализм и ходжаизм
Мини-отель в бункере

Албания после II мировой войны: социализм и ходжаизм
Хостел в бункере

Албания после II мировой войны: социализм и ходжаизм
Бункеры на албанском пляже

В Тиране в настоящее время доступны для посещения два музея, устроенных в правительственных бункерах: BUNK 'ART и BUNK 'ART 2. Первый был открыт в 2014 году, это бывший бункер Энвера Ходжи, премьер-министра, центрального аппарата правительства и генерального штаба, он находится на территории военной части на окраине Тираны (пройти можно по паспорту): 5 этажей, 106 комнат и 10 выходов. Обстановка удивляет своей скромностью – не такого обычно ждут туристы от апартаментов «диктатора»:

Албания после II мировой войны: социализм и ходжаизм
Музей BUNK 'ART, Тирана

Албания после II мировой войны: социализм и ходжаизм
ЗИС-110, подаренный Энверу Ходже Сталиным в 1950 г. у музея BUNK 'ART

Албания после II мировой войны: социализм и ходжаизм
Музей BUNK 'ART, кабинет Энвера Ходжи

Албания после II мировой войны: социализм и ходжаизм
Фотография Энвера Ходжи и советских офицеров в музее BUNK 'ART

Второй музей, открытый в 2016 году, находится в центре города рядом с площадью Скандербега – это бункер министерства внутренних дел, в нём 24 комнаты и 3 экспозиции.

Албания после II мировой войны: социализм и ходжаизм
Музей BUNK 'ART 2, Тирана

Албания после II мировой войны: социализм и ходжаизм
Музей BUNK 'ART 2, Тирана, внутреннее помещение

Разрыв отношений с СССР


Отношения между СССР и Албанией резко ухудшились после XX съезда КПСС и печально знаменитого доклада Хрущёва, о котором американский историк Гровер Ферр сказал:

Из всех утверждений «закрытого доклада», напрямую «разоблачающих» Сталина или Берию, не оказалось ни одного правдивого. Точнее так: среди всех тех из них, что поддаются проверке, лживыми оказались все до единого. Как выясняется, в своей речи Хрущёв не сказал про Сталина и Берию ничего такого, что оказалось бы правдой. Весь «закрытый доклад» соткан сплошь из подтасовок такого сорта.

Энвер Ходжа и Чжоу Эньлай, представлявший Китай, демонстративно покинули съезд, не дожидаясь его официального закрытия. В отместку Хрущёв попытался организовать заговор против Энвера Ходжи с целью отстранения от власти, но попытки критики албанского лидера на III съезде Албанской партии труда полностью провалились.

Во время визита в Албанию в 1959 году Хрущёв предпринял последнюю попытку вернуть Энвера Ходжу под своё влияние, уговаривая его признать верной «линию КПСС», но потерпел неудачу. После этого по инициативе «обиженного» критикой с албанской стороны Хрущёва была аннулирована уже согласованная программа советской помощи этой стране на 1961-1965 гг.

Но особенно взбесила Хрущёва речь Энвера Ходжи от 7 ноября 1961 года, в которой он обвинил Хрущёва «в создании собственного культа личности и возвеличивании своих заслуг в разгроме фашизма». Это была правда, сказать которую в лицо Хрущёву никто в СССР пока не решался. Отношения с Албанией были разорваны (восстановлены лишь в июне 1990 года). Таким образом, Албания стала второй после Югославии социалистической страной на Балканах, не имевшей дипломатических отношений с СССР.

Любопытно, что Хрущёва в Албании не любят до сих пор – даже «демократы», а слово «хрущёвец» здесь является оскорблением.

В 1962 году Албания вышла из СЭВ, в 1968 году – из организации «Варшавского договора».

Теперь Албания ориентировалась на Китай (который, кстати, предоставлял этой стране помощь на более выгодных условиях, чем СССР), а из других социалистических стран сотрудничала с Вьетнамом, Кубой и КНДР, а также – с Румынией.

Албания после II мировой войны: социализм и ходжаизм
Портрет Энвера Ходжи на первой странице газеты «Жэньминь Жибао» (печатный орган ЦК Коммунистической партии Китая) от 16 октября 1968 г.

21 декабря 1964 года Энвер Ходжа и Мао Цзе Дун выступили в роли пророков, выпустив совместное заявление «О дне рождения И. В. Сталина»:

Преступные действия Хрущёва и его сподручных будут иметь долговременные последствия, они приведут к перерождению, а затем к разрушению СССР и КПСС.

Мао Цзе Дун потом добавил:

К власти в СССР после 1953 года пришли националисты и карьеристы, взяточники, покрываемые из Кремля. Когда придёт время, они сбросят маски, выбросят партбилеты и будут в открытую править своими уездами как феодалы и крепостники.

Албания после II мировой войны: социализм и ходжаизм
Албанская карикатура на Хрущёва

Албания после II мировой войны: социализм и ходжаизм
Мао Цзэдун и Энвер Ходжа на китайском плакате

Кстати, именно Албания на протяжении 10 лет представляла интересы Китая в ООН.

Социальная политика в Албании Энвера Ходжи


Албания никогда не была богатой страной (и не является таковой в настоящее время). Даже сейчас основная часть трудоспособного населения занята в сельском хозяйстве (58 % всех работников). Однако социальная политика в этом государстве (учитывая его скромные возможности) при Энвере Ходже многим кажется удивительной. Оклады чиновников и партийных функционеров тогда постоянно понижались, а зарплата рабочих, крестьян и служащих, напротив, росла. Не было инфляции, и цены, наоборот, демонстрировали тенденцию к снижению. Рабочие, школьники и студенты обеспечивались бесплатным питанием, проезд до места работы или учёбы также был бесплатным. Бесплатными были школьные учебники и форма. С 1960 года в Албании отменили подоходный налог. После 15 лет работы по специальности каждый албанец получал право на ежегодное бесплатное санаторное лечение и 50-процентную скидку на покупку лекарств. Оплачиваемый отпуск женщин по рождению и уходу за ребёнком тогда составлял два года. Женщина после рождения первого ребенка получала 10 % прибавки к зарплате, после рождения второго – 15 %. После смерти одного из супругов членам его семьи на протяжении года выплачивалась ежемесячная зарплата или пенсия умершего.

Албания после II мировой войны: социализм и ходжаизм
Энвер Ходжа в 1973 году

Борьба с кровной местью


Безусловной заслугой Энвера Ходжи и его соратников стал запрет кровной мести (наказанием за попытки мщения была смерть). Этот обычай в Албании появился в XV веке при князе Леке III Дукаджини, когда был составлен страшный Кодекс чести («Канун»), который позволял убивать «кровника» в любом месте, кроме его дома (поэтому многие люди годами не покидали своих домов). При этом надо знать, что в Албании членами одной семьи являются и троюродные братья, и внучатые племянники, и самые дальние родственники второго мужа тётки жены, которую она никогда не видела. Среднее число мужчин одной такой семьи достигает 300 человек – можно представить масштаб резни в случае начала кровной мести. Первые попытки запретить «Канун» предпринимал ещё король Ахмед Зогу до начала II мировой войны, но больших успехов, в отличие от Энвера Ходжи, не добился. Через 7 лет после смерти Энвера Ходжи (в 1992 году) обычай кровной мести возродился в Албании. Полагают, что к 2018 году в стране «кровниками» были убиты не менее 12 тысяч человек (для сравнения: по официальным данным, за 40 лет социалистической власти было расстреляно 7 тысяч «врагов народа»).

Ходжаизм


После смерти Мао Цзе Дуна в 1976 году в Албании был принят закон о запрете иностранных кредитов и займов. К этому времени Албания полностью обеспечивала себя промышленными товарами и продовольствием и даже активно экспортировала свою продукцию в страны «Третьего мира».

В 1978 году окончательно разочаровавшийся в преемниках Мао Энвер Ходжа заявил, что

Албания проложит собственный путь к социалистическому обществу.

Эта новая идеология получила название «ходжаизм», для неё была характерна критика одновременно США, СССР, Китая и Югославии. Под влияние этой идеологии попали некоторые партии и движения за рубежом, например, итальянская партия «Коммунистическая платформа», Рабочая коммунистическая партия Франции, Революционная коммунистическая партия Турции, Рабочая партия Туниса, Малийская партия труда, Вольтовская революционная коммунистическая партия (Буркина-Фасо), Коммунистическая партия Гадар Индии и другие. Это кажется удивительным, но Албания тогда даже могла позволить себе спонсировать дружественные ей зарубежные партии и организации.

Энвер Ходжа и его окружение сохраняли самые тёплые чувства по отношению к Сталину и его соратникам, и после смерти В. Молотова в 1986 году уже новый албанский лидер – Рамиз Алия, объявил в Албании национальный траур.

В следующей статье мы закончим рассказ об Албании, поговорим о новейшей истории этой страны и об албанской диаспоре за рубежом.
Автор:
Рыжов В.А.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх