Свежие комментарии

  • Сидор Сидоров
    Национализировать все банки в стране и создать ОДИН ГОСУДАРСТВЕННЫЙ. Недавно в сми проскочила инфа о том, что центроб...Сбербанк забирает...
  • Михаил Медведев
    Аналогичным образом была поражена Высшая партийная школа при ЦК КПСС. Результат известен. Безусловно, если в РАНХиГС ...Лучше поздно, чем...
  • Оганес Джинистян
    Этот так называемый акопян в самом деле провакатор,который раком стоит перед турком и врет,что ...«Дачу в Ростове н...

«Полицейское государство» плохо? Только не для чрезвычайных ситуаций

«Полицейское государство» плохо? Только не для чрезвычайных ситуаций

Фото: Сергей Киселев / АГН "Москва"

Интернет полон трагическими вздохами о потере свободы, введении тоталитаризма и рассуждениями об узурпации власти. Так ли это в действительности?

На самом деле наиболее не готовым к распространению коронавируса оказалось… российское законодательство. Собственно, поэтому его столь спешно и взялись корректировать.

Правительство не вводит никакого «полицейского государства»

Закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994), в который Федеральное Собрание сейчас вносит правки, предусматривает только режим чрезвычайной ситуации и может ограничивать лишь работу организаций и доступ в зону чрезвычайной ситуации.

Правки имеют отношение только к возможности для правительства не ждать, пока погибнут 500 человек, и только тогда вводить режим чрезвычайной ситуации. Погибших пока значительно меньше. Но действовать правительству необходимо, не дожидаясь столь массовых потерь и соответствия прописанным в классификациях убыткам. Власть действует на опережение, корректируя законодательство согласно разумным требованиям в сложившейся ситуации.

Закон дополняется наряду с «катастрофами» словами «распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих».

И правительству даются полномочия при подобных «заболеваниях» принимать решения об «осуществлении им полномочий координационного органа единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Не более того. Только раньше это должен был делать министр по ЧС, а теперь правительство в целом, что совершенно логично.

Введение же режима чрезвычайного положения как оставалось за президентом и Федеральным Собранием, так и остаётся за ними и теперь. Ничего не меняется.
Никакой узурпации не происходит и никакого «полицейского государства» не вводится. Хотя в словосочетании «полицейское государство» нет ничего негативного. Полиция - "государство, город" в переводе с греческого.

Здесь «полиция» синоним слова «администрация». Полицейское государство - это государство, где есть система правовых норм, регулирующих общественные отношения. Собственно, так можно сказать о любом современном или историческом государстве.

Режим чрезвычайного положения - что это такое?

Пока дело не дошло до чрезвычайного положения, надо разобраться, насколько оно «страшное». Регулируется оно согласно Федеральному конституционному закону о чрезвычайном положении (2001).

Его суть - это «особый правовой режим» для власти, организаций и населения, накладывающий на них «дополнительные обязанности» либо на всей территории РФ, либо в каких-то отдельных регионах страны.

Целью чрезвычайного положения, если оно будет введено у нас, станет устранение «эпидемий» (статья 3-я, пункт "б").

Что имеется в виду?

полицейскиеПолицейские на улицах Москвы во время режима самоизоляции. Фото: Сергей Ведяшкин / АГН "Москва"  

Президент РФ издаст особый указ, в котором опишет обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения; обоснует введение этого режима, определит территориальные границы, силы, средства и ответственные государственные органы, даст перечень мер, ограничения прав и свобод, а также определит срок действия чрезвычайного положения — до 30 дней. Срок может быть продлён, если этого потребуют обстоятельства.

Какие меры могут быть предприняты?

Могут быть приостановлены полномочия (частично или полностью) органов исполнительной власти субъектов РФ, ограничена свобода передвижения, въезда и выезда, финансово-экономическая деятельность, усилена охрана порядка, запрещены или ограничены массовые мероприятия, установлен особый порядок распределения продовольствия и т. д. Может быть введён комендантский час, ограничена свобода СМИ, организован карантин, проведены санитарно-противоэпидемические мероприятия.
Всё остальное вводится по мере необходимости и сложности обстановки.

Силами и средствами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения, являются, прежде всего, органы внутренних дел, части Росгвардии, а также подразделения по ЧС и гражданской обороне.

В исключительных случаях могут привлекаться Вооружённые силы РФ - для разъединения конфликтующих сторон и пресечения деятельности незаконных вооружённых формирований.

На территориях, на которых введено чрезвычайное положение, могут назначаться коменданты с широкими полномочиями. При необходимости на территориях, уже находящихся на чрезвычайном положении, может вводиться ещё и особое управление. Путём формирования особого федерального органа управления той или иной территорией, с приостановкой действий местных органов власти.

Совершенно понятно, что современные мероприятия власти направлены на то, чтобы избежать введения чрезвычайного положения и решать проблему распространения эпидемии коронавируса менее жёсткими мерами. Если же мягкими мерами этого сделать не получится, нас непременно ждёт введение режима чрезвычайного положения.

совет федерацииВласть действует на опережение, корректируя законодательство согласно разумным требованиям в сложившейся ситуации. Фото: Federation Council of Russia / Globallookpress    

Кстати, на общефедеральном уровне чрезвычайное положение в РФ никогда не вводилось ранее. Но если ситуация этого потребует, то указ президента о введении чрезвычайного положения будет принят без согласования с субъектами федерации, но обязательно получит одобрение Совета Федерации.

И это значительно лучше, чем пандемический рост смертности, как в Италии, Испании, США, Иране или Китае.

Охранение порядка в чрезвычайных ситуациях в Российской Империи

Российская Империя тоже периодически сталкивалась с чрезвычайными ситуациями. Ими занималось Министерство внутренних дел, в составе которого существовал департамент полиции. Именно на полицию были возложены основные заботы в подобных случаях. Надо сказать, что численность всех полицейских чинов была в шесть раз меньше, чем сейчас. Всего 145 тысяч, при большей численности населения Империи в сравнении с РФ.

Монархия всегда была дешевле для народа, чем республика. И это несмотря на то, что в начале XX столетия Российская Империя находилась с революционерами разных мастей в состоянии перманентной гражданской войны.

Совершенно естественно, что принятие особых мер для обеспечения внутренней и внешней безопасности государства лежало непосредственно на плечах Государя Императора. По закону именно «Государь Император объявляет местности на военном или исключительном положении».

В республике этим занимается президент, так как прямая демократия совершенно невозможна. И сам народ, верховная власть, не может принять никаких организационных мер во всероссийском масштабе. А также оперативно не способен выразить свою волю и организовывать все необходимые мероприятия.

В Империи русское законодательство включало такие понятия, как «осадное положение», «военное положение» и «исключительное положение», которое обнимало собой «положение усиленной охраны» и «положение чрезвычайной охраны».

К делам внутренним более других имеет отношение «исключительное положение» в его двух формах: усиленной охраны и чрезвычайной охраны. Эти положения прописаны в приложении к ст. 1 «Устава о предупреждении и пресечении преступлений», которое гласит:

Губернаторы, местная полиция и вообще все места и лица, имеющие начальство по части гражданской или военной, обязаны всеми зависящими от них средствами предупреждать и пресекать всякие действия, клонящие к нарушению должного уважения к вере или же общественного спокойствия, порядка, благочиния, безопасности и личной безопасности имуществ, руководствуясь как данными им наказами и инструкциями, так и правилами, в сем Уставе определёнными.

В режиме «исключительного положения» вводились «особые мероприятия» для охранения государственного строя или безопасности частных лиц и их имуществ.
Права и обязанности в таких ситуациях передавались генерал-губернаторам, губернаторам или градоначальникам, в зависимости от того, кем управлялась территория, подвергнувшаяся чрезвычайной ситуации. Они имели право издавать обязательные постановления, имеющие целью восстановление нарушенного общественного порядка и государственной безопасности; воспрещать любые народные, общественные и даже частные собрания; делать распоряжения о закрытии любых торговых или промышленных заведений; высылать нежелательные элементы из местностей, находящихся в положении усиленной охраны.

царьПринятие особых мер для обеспечения внутренней и внешней безопасности государства лежало непосредственно на плечах Государя Императора. Фото: Александр Авилов / АГН "Москва"  

Всё было примерно так, как и сейчас. Иногда даже кажется, что кое-что в современное законодательство перешло по наследству от Империи.

Главноначальствующее лицо, занятое преодолением чрезвычайной ситуации, имело право, как в военное время, передавать на рассмотрение военного суда отдельные дела о преступлениях, общими уголовными законами предусмотренных, когда они признают это необходимым в видах ограждения общественного порядка и спокойствия. В этих военных судах лица, виновные в вооружённом сопротивлении властям или нападении на чинов армии, полиции и других должностных лиц, приговаривались к наказанию, предусмотренному в ст. 279 Воинского Устава о наказаниях, т. е. либо к смертной казни, либо к каторжным работам с лишением всех прав и состояний.

В случае же, если чрезвычайные ситуации приводили к массовым нарушениям общественного порядка и государственной безопасности и требовалось принятие исключительных мер для безотлагательного восстановления нарушенного порядка, означенная местность объявлялась в положении «чрезвычайной охраны».

Все статьи положения об «усиленной охране» сохраняют свою силу и при положении «чрезвычайной охраны», добавляются лишь ещё более радикальные права лицам, занимающимся преодолением чрезвычайной ситуации. Генерал-губернаторы получают права главнокомандующих армией в военное время. Им даётся право учреждать для помощи существующим органам полиции особые военно-полицейские команды; отдавать в военное судопроизводство дела о революционных преступлениях и их оперативному наказанию; право объявлять секвестр на недвижимые и арест на движимые имущества и доходы с них в тех случаях, когда путём распоряжения такими имуществами или доходами с оных достигаются преступные цели; заключать революционеров в тюрьму или крепость на три месяца или подвергать аресту на тот же срок; право устранять от должности чиновников всех ведомств, а также лиц, служащих по выборам в сословных, городских и земских учреждениях, кроме лиц, занимающих должности первых трёх классов; право разрешать, приостанавливать и закрывать все собрания; приостанавливать периодические издания и закрывать учебные заведения на срок не более одного месяца.

К чрезвычайным мерам надо прибавить и действия Совета Министров в порядке ст. 87 Основных Законов.

Поскольку понятие «чрезвычайность» носит субъективный характер, то, следуя ст. 158 Учреждения Министерств, самим министрам отдавалось право определять обстоятельства, оправдывающие принятие чрезвычайных мер. Это тем более логично, что сам Совет Министров и являлся тем государственным органом, который под надзором верховной власти применяет эту статью на практике.

Чрезвычайные положения в государстве сродни чрезвычайным ситуациям в состоянии здоровья человека. Принимаемые меры носят характер усиленный, исключительный, порой даже хирургический, но направленный на улучшение самочувствия человека. А потому должны носить разумный и достаточный характер. На что и надеемся.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх