Последние комментарии

  • Алексей Петров20 июля, 7:17
    До 2024 года можно ещё развалить хозяйство и земное и космическое - опыт уже есть .  И все народные избранники идут к...Аббас Галлямов. О бархатном сценарии ухода Путина в 2024 году
  • Дмитрий Натолочный20 июля, 6:26
    Всё это вранье людей делают ещё беднее специально воры не могут накушаться делают среднюю зарплату специально  всё эт...Ресстр бедных - борьба с нищетой или с населением?
  • Валерий Бородько20 июля, 5:50
    Почему большевики расстреляли не только царя, не только царицу, но и бывшего наследника трона, и даже дочерей Николая...БАМ, ГЭС, магистрали, освоение Дальнего Востока: Что забрали большевики у Государя и объявили "своими достижениями"
  1. Блоги

Студебеккер (экспозиция технического музея ВАЗа)

 

Грузовой автомобиль «Студебеккер»US – 6 (США)

Это были машины повышенной проходимости, они не боялись ни песка, ни снега, смело вступали в поединок с раскисшими грунтовыми дорогами…. В суровые годы ВОВ автомобили-солдаты возили бойцов и снаряды, буксировали орудия и служили базой для легендарных «катюш»

История появления «студебеккеров» довольно любопытна. В предвоенные годы попытки как-то стандартизировать многомарочный автомобильный парк американской армии не принесли заметных успехов. И только в разгар второй мировой войны, в 1940 г. были определены основные классы машин – 2,5 тонные, трехосные, со всеми ведущими колесами.

Производство их развернулось спустя год.

Для военно-морских сил и корпуса морской пехоты автомобиля такого типа стала строить фирма «InterneschnalHarwest». А самый крупный заказ – оснащение сухопутных войск – досталась корпорации «GeneralMotors» (GMC), которой в те времена частично принадлежала чикагская фирма «Elloutrakendkoutsch». Ей и поручили выпуск трехосок. Производство машин началось с января 1941 года. Они базировались на узлах и агрегатах коммерческих грузовиков GMC и обозначались как тип COE (сокращение от cabinoverengine – кабина над двигателем).

В сентябре того же года фирма подписала контракт и на производство с обычной компоновкой, то есть с кабиной, расположенной позади двигателя, что, как известно, обеспечивает лучшее распределение веса по осям и, следовательно, более высокую проходимость. Вскоре спрос на такие автомобили намного превысил производственные возможности фирмы. Пришлось делиться с другими, выбор пал на известную тогда фирму «Студебеккер».

Ее основатели братья Генри и Клем Студебеккеры, выходцы из голландских поселенцев, еще в середине ХIХ века организовали в США производство повозок для армии. Первые опыты с автомобилями фирма начала в 1897 г., а через 7 лет наладила их серийное производство.

В середине 20-х гг. ХХ века фирма входила в первую десятку крупнейших производителей автомобилей. Однако и в 30-е гг. она еще не фигурировала в числе поставщиков армии США.

С началом второй мировой войны положение изменилось. Во французскую армию была поставлена большая партия трехтонных «студебеккеров» серии К – 30. А вскоре последовал заказ на трехосные машины.

Эти армейские автомобили US – 6. За выпуск которых фирма взялась в конце 1941 года, несколько отличались от машин GMC, прозванных «джимми», формой капота и крыльев. И самое главное, на них устанавливался совершенно другой двигатель – нижнеклапанный «Геркулес» JXD рабочим объемом 5,24 л. вместо верхнеклапанного 4,42 литрового мотора GMC-270. Поэтому было решено основным грузовиком США сделать «джимми», а «студебеккеры», как не вполне стандартные, отправлять в армии союзников.

В 1943 г. к выпуску «студебеккеров» подключилась еще одна фирма - REO, названная так в честь своего основателя конструктора Р. Е. Олдса.

Всего за годы войны выпустили свыше 197 тысяч грузовиков типа «студебеккер» с колесной формулой 6х6 и свыше 20 тысяч 6х4; большое количество их было поставлено в СССР. Часть машин поступала в разобранном виде, и их сборку осуществляли на автопредприятии ЗИС в Москве.

Семейство грузовиков «студебеккеров» US – 6 включало почти полтора десятка модификаций – от U1 до U13. Машины U6, U7, U8имели неведущую переднюю ось (колесная формула 6х4), а все остальные автомобили были полноприводными (6х6). Автомобили выпускались как с длинной – 4120 мм, - так и с короткой – 3760 мм, - колесной базой. Часть из них оснащались лебедками, на некоторых вместо металлической платформы устанавливали деревянную. Кроме этого, выпускались самосвалы, цистерны – заправщики и седельные тягачи.

За время войны фирма «Студебеккер» разработала также 2 опытных образца низкосилуэтных грузовиков – LD 6х6 и LB 6х6. Интересно. Что у последнего для снижения общей высоты сиденье водителя было размещено сбоку рамы. Однако эти машины так и остались экспериментальными.

В Красной армии обычно применялись длиннобазные «студебеккеры» типа US – 6 c цельнометаллическими кабинами.

Во фронтовых условиях «студебеккеры» (или как еще их называли, «студеры») зарекомендовали себя достаточно надежными и прочными машинами. Хотя их номинальная грузоподъемность составляла 2,5 т., по дорогам с твердым покрытием они успешно провозили до 5 т. Правда, в отличие от наших грузовиков, они требовали более качественных топлива и смазки. Новыми для советских автомобилистов в «студебеккере» была пятиступенчатая коробка передач с пятой ускоряющей передачей, двухступенчатая раздаточная коробка без прямой передачи, тормоза с гидроприводом и вакуумным усилителем.

Особая роль «студебеккерам» была отведена в РСЗО. Первые серийные «катюши» БМ – 13 монтировались на шасси трехосных грузовиков ЗИС – 6(6х4). Позже для этой же цели использовались и другие шасси: легкие танки Т- 60, транспортные трактора СТЗ – 5, импортные грузовики GMC, «шевроле», «интернейшенал» и прочие. Чтобы покончить с разнобоем, в апреле 1943 года взамен 10 разновидностей был принят на вооружение унифицированный образец БМ – 13Н (Н – нормализованный). Базой для него выбрали «студебеккеры». На них монтировали и другие советские РСЗО: 82-мм БМ – 8-48, 132 мм БМ - 13СН (со спиральными направляющими значительно увеличивающих кучность стрельбы) и, наконец, 300 мм БМ – 31 – 12 – самую мощную реактивную установку того времени, прозванную на фронте «андрюшей». На Курской дуге и под Корсунь – Шевченском, в Белоруссии и Польше, под Берлином и Прагой «студебеккеры» – ракетоносцы проявили себя только с лучшей стороны.

После окончания Второй Мировой Войны со «Студебеккера», представленного в нашем музее, была снята установка «Катюша», машина после списания попала в г. Ржев, в домоуправление № 2, там она и была приобретена у частного лица киностудией Министерства Обороны РФ. Машина своим ходом приехала в Москву.

Автомобиль снимался в фильмах: «Место встречи изменить нельзя», «Вор» и др., участвовал в парадах Победы.

http://museum.vaz.ru/about-exhibits/stati/17-studebaker

Популярное

))}
Loading...
наверх