БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

73 439 подписчиков

Свежие комментарии

  • Сергей Асташкин
    Молодец Вадим, эта кучка койотов под флагом Ельцин-Центра давно пора конфисковать эти здания (кстати, переданные им г...НИКОЛАЙ БУРЛЯЕВ О...
  • Евгений Алексеенко
    Во время выступления на площадке Ельцин Центра фронтмен группы "Агата Кристи" Вадим Самойлов обматерил представителей...НИКОЛАЙ БУРЛЯЕВ О...
  • Вячеслав Пронин
    Надо говорить на всех площадках в полный голос для того,чтобы власть слышала народ и ни делала вид,что не существует ...НИКОЛАЙ БУРЛЯЕВ О...

Платформа «Армата» и ее двигатель

Платформа «Армата» и ее двигатель

Основной танк Т-14 на платформе "Армата". Фото НПК "УВЗ"
На базе универсальной гусеничной платформы «Армата» уже создано три образца военной техники разного назначения, а в будущем могут появиться новые унифицированные машины. В существующих и ожидаемых проектах используется ряд унифицированных агрегатов и систем, в т.ч. силовая установка. Последняя была создана специально для платформы «Армата» и должна обеспечивать достижение высоких технических характеристик.

Платформа и ее двигатель


Программа разработки перспективной платформы и бронетехники на ее базе была запущена в середине 2011 г. Основные проектные работы заняли несколько лет, и уже в мае 2015 г. состоялся первый открытый показ бронемашин опытно-промышленной партии. В этот же период начался длительный процесс испытаний, доработки и подготовки к полномасштабной серии.

Базовую платформу «Армата» оснастили унифицированной силовой установкой, построенной на современных агрегатах. Ее параметры подобраны с учетом необходимости обеспечения высоких характеристик подвижности разной техники с отличающейся компоновкой и боевой массой. В зависимости от конструктивных особенностей бронемашины, силовая установка может размещаться в носовой или кормовой части корпуса.


Платформа «Армата» и ее двигатель

Дизельный двигатель В-92, используемый на танке Т-90. Фото "ЧТЗ-Уралтрак"

Силовая установка «Арматы» выполнена на основе двигателя 12Н360 (также известны обозначения А-85-3А и 2В-12-3А), выпускаемого Челябинским тракторным заводом «ЧТЗ-Уралтрак». Любопытно, что двигатель на несколько лет старше универсальной платформы. По некоторым данным, такой двигатель создавался еще для перспективного танка «Объект 195», однако этот проект не продвинулся дальше испытаний.

В двухтысячных годах организация-разработчик начала открыто показывать новый двигатель на военно-технических и промышленных выставках. На тот момент прямая связь этого изделия с танковой отраслью не подтверждалась. 12Н360 позиционировали как мотор для машин специального назначения и техники нефтегазовой промышленности.

В дальнейшем стало известно о применении А-85-3А в проекте перспективной бронированной платформы. Такие двигатели должны были использоваться на всех образцах семейства и обеспечивать высокие энергетические параметры – вне зависимости от предназначения, компоновки, боевой массы и т.д.

Новые решения


Двигатель 12Н360 имеет 12 цилиндров и построен по Х-образной схеме, что позволило уменьшить габариты и массу. Длина изделия составляет 900 мм при ширине 1,8 м и высоте 830 мм. Сухая масса – 1,5 т. Таким образом, новый двигатель компактнее, но тяжелее предыдущих V-образных танковых моторов, таких как В-92.

Платформа «Армата» и ее двигатель

Двигатель для специальных машин и установок 12Н360. Фото Gurkhan.blogspot.com

Двигатель выполнен четырехтактным и может использовать жидкое топливо разных типов. Цилиндры общим объемом ок. 35 л имеют систему непосредственного впрыска. Используется турбонаддув в виде двух газотурбинных нагнетателей, обслуживающих по половине цилиндров. Охлаждение блока цилиндров – жидкостное. Имеется промежуточное охлаждение наддувочного воздуха.

Двигатель 12Н360 изначально имел переменную максимальную мощность. Первая модификация, в зависимости от режима, могла выдавать от 800 до 1500 л.с. при 1800-2100 об./мин. В дальнейшем сообщалось о планах по форсированию мотора с достижением 1800 л.с. и сохранением оборотов на прежнем уровне.

Таким образом, при установке на машины семейства «Армата» с боевой массой на уровне 50 т, двигатель А-85-3А обеспечивает удельную мощность от 16 до 36 л.с. на тонну. Оптимальным значением этого параметра считается 25 л.с. на тонну, и новый мотор сохраняет серьезный запас характеристик для дальнейших модернизаций.

Платформа «Армата» и ее двигатель

12Н360 на более поздней выставке. Фото "ЧТЗ-Уралтрак"

С двигателем сблокирована механическая трансмиссия с роботизированным переключением передач. Ее основным агрегатом является центральная коробка передач со встроенным реверсом. Коробка имеет 8 передач, а реверс позволяет использовать их при движении вперед и назад. Таким образом, фактически обеспечивается 16 скоростей переднего и заднего хода.

Двигатель, трансмиссия и прочие агрегаты силовой установки выполнены в виде единого блока, закрепляемого в моторно-трансмиссионном отделении ОБТ или иной бронемашины. В случае поломки имеется возможность извлечь блок целиком и установить новый. На эти процедуры, при использовании ремонтно-эвакуационной машины, требуется около получаса.

Преимущества новизны


За счет новой силовой установки унифицированная платформа «Армата» имеет значительные преимущества перед бронетехникой более старых моделей – как по основным техническим характеристикам, так и с точки зрения разработки проектов и последующей эксплуатации.

Платформа «Армата» и ее двигатель

Вид с другого ракурса. Фото Vpk.name

В первую очередь, следует напомнить, что отечественная бронетехника впервые получит двигатели мощностью 1500 л.с. или более. Это даст очевидный прирост подвижности и проходимости, а также скажется на общей эффективности. При этом удельная мощность и удельный расход топлива улучшились в сравнении с более старыми дизелями.

12Н360 отличается большей гибкостью применения. Устанавливая необходимую максимальную мощность, его можно будет адаптировать к требованиям конкретной боевой или вспомогательной машины и получать оптимальное соотношение характеристик. Соответственно, технику разных типов можно будет комплектовать унифицированным двигателем, причем не только в рамках одной платформы.

На стадии отработки


На протяжении нескольких последних лет проходят разные стадии испытаний различных образцов техники на базе платформы «Армата». Известно о существовании некоторых количество основных танков, тяжелых БМП и БРЭМ на общем шасси с унифицированной силовой установкой.

Платформа «Армата» и ее двигатель

Силовой блок "Арматы" в сборе. Кадр из т/п "Военная приемка", т/к "Звезда"

По известным данным, ходовые испытания такой техники проходят, в целом, без существенных затруднений. В недавнем прошлом Минобороны неоднократно публиковало эффектные кадры танков на полном ходу, обеспеченные двигателями 12Н360 и другими новыми агрегатами. Однако, насколько известно, в ходе испытаний были выявлены отдельные особенности и недостатки, требующие исправления.

По следам форума «Армия-2019» сообщалось, что перспективный двигатель для «Арматы» по характеристикам экономичности, теплоотдаче, ресурсу и т.д. уступает современным зарубежным образцам, и это не устраивает военных. На тот момент предлагалось рассмотреть возможность использования другого двигателя. Впрочем, в дальнейшем сообщения о ремоторизации платформы не появлялись.

Вероятно, отработка платформы и техники на ее базе в предложенной конфигурации успешно завершена и позволила избавиться от известных недостатков. Это позволяет продолжать производство бронетехники и передавать ее в войска для проведения очередных плановых мероприятий.

Платформа «Армата» и ее двигатель

Производство "Армат". Кадр из репортажа т/к "Звезда"

Облик грядущего


В контексте силовых установок для платформы «Армата» имеет место интересная ситуация. Сначала появился перспективный двигатель необычной схемы, и только затем началась разработка нового семейства техники. Затем такой мотор доработали под новые нужды, объединили с трансмиссией необходимой конструкции и ввели в состав унифицированных агрегатов платформы.

В обозримом будущем техника на основе «Арматы» будет принята на вооружение и начнет поступать в войска в значительных количествах. В отдаленной перспективе эта платформа даже сможет стать основой парка российской бронетехники. Вместе с нею ключевым компонентом армейской матчасти станет унифицированная силовая установка на базе двигателя 12Н360. Очевидно, что развитие этого двигателя продолжится и приведет к появлению улучшенных модификаций или полностью новых изделий.

Вполне возможно, что современный 12Н360 в итоге станет основой целого семейства – и займет то же место в истории танкостроения, что и легендарный В-2 в прошлом. Однако пока перед разработчиками двигателей и бронетехники стоят более приземленные задачи. Необходимо избавить двигатель от выявляемых недостатков и довести до полноценной эксплуатации, дав армии все новые преимущества.
Автор:
Рябов Кирилл
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх