Последние комментарии

  • Странник Бродяга24 мая, 13:46
    Все происходящее случается по вине и прямом попустительстве властей, в частности ФСБ, полиции и общественности...Кото...«Кроваво и средневеково»: Интимные фантазии Рината Низамова
  • Александр Корнев24 мая, 13:40
    во первых не в том. Хотя бы карту откройте и посмотрите растояние.... Во вторых, под него перепрофилировали недострой...«Кроваво и средневеково»: Интимные фантазии Рината Низамова
  • Дмитрий Сударушкин24 мая, 13:33
    Россия имеет целый ледокольный флот: только атомоходов около шести. нет атомных - около 14 - ти. они необходимы не дл...Последние новости России — сегодня 23 мая 2019

О причинах катастрофы Ту-154 в Сочи

Считаю, что произошло следующее. Самолёт взлетал в сторону моря и пересекал береговую черту. Температура воды +11 С. На высоте 600 метров температура отрицательная. А это значит: тёплый воздух поднимается вверх – восходящий поток. Воздух на высоте остывает и над сушей идёт к земле - нисходящий поток.

Ту-154 после отрыва сначала попадает в нисходящий поток.

Что делает экипаж для набора высоты в нисходящем потоке – увеличивает угол тангажа.

Далее самолет пересекает водную границу и попадает в восходящий поток. Восходящий поток увеличивает угол атаки самолёта. А на самолёте уже увеличен угол тангажа.

Уборка закрылков снижает несущие способности плоскостей (крыльев). Сохранение подъёмной силы требует увеличение  угла  атаки.

Практически одновременно произошло несколько факторов увеличивающих угол атаки.

Значительно повышенный угол атаки увеличивает сопротивление. Самолёт «тяжелый» и только что заправлен. Тяги двигателей не хватает. Самолёт теряет высоту.

Естественная реакция человека – не дать борту упасть. Время суток тёмное, над морем ни огней, ни горизонта, ни визуального контакта с водой. Самолёт выходит на «вторые режимы» и сваливается.

Продолжаем.

"Закрылки, сука!".

Уборка закрылков снижает несущие способности плоскостей (крыльев). Сохранение подъёмной силы требует увеличение угла атаки.

Практически одновременно произошло несколько факторов увеличивающих угол атаки до критического.
Экипаж правильно определил одну из причин развития критического угла атаки и пытался её устранить.

"Закрылки, сука!". По-моему, это команда вернуть закрылки в исходное положение, т.е. выпустить их назад во взлётное.

Вины экипажа нет. Чтобы что-то нарушить надо знать документ, где это изложено, а вы действовали по-другому. Есть такой документ или методическое пособие, где изложен взлёт нагруженного самолёта в сторону моря через береговую черту в условиях пересечения вертикальных меняющихся потоков воздуха?

Виноваты те, кто запустил авиационную науку и в частности аэродинамику.

В НПП-71 (Наставление по производству полётов) есть отдельно: полёты над сушей и полёты над морем. Но где в документах переход из полёта над сушей к полёту над морем? А там есть свои особенности. При положительной температуре воды над морем и отрицательной температуре воздуха на высотах над поверхностью воды возникает ВОСХОДЯЩИЙ поток. Этот восходящий поток требует притока воздуха, который идёт с суши. Над сушей, в свою очередь, возникает НИСХОДЯЩИЙ поток. Экипаж Ту-154 дважды пересекает сначала нисходящий поток, затем восходящий. Кто их учил летать в этих условиях? Если НЕТ даже методы?

Аэропорт гражданский. А гражданские столько на борт не берут, сколько военные. Наш Ту-154 был загружен по максимуму, шёл в Сирию с подарками. 

Вес самолёта прямо пропорционально влияет на угол атаки. Чем больше вес, тем большая требуется подъёмная сила, а значить и больший угол атаки.

При взлёте с аэродрома "Чкаловский" угол атаки при данном весе самолёта проблем не делал. А вот в Сочи в угле атаки добавилась составляющая от восходящего потока.

При взлёте с аэродромов, где ВПП находится у самого моря, борт пересекает береговую черту на предельно малой высоте. А на этих высотах нет вертикальных потоков, т.к. здесь превалирует горизонтальный, обеспечивающий приток воздуха с суши на море (зимой) и, на оборот, с моря на сушу летом. Взлетающие (садящиеся) борта в вертикальные восходящие потоки здесь не попадают.

Высота уборки закрылков определена  Инструкцией экипажу самолёта и  Руководством  по эксплуатации.  В данном случае экипаж  Ту-154 в соответствии с требованием документов  и действовал: убрал закрылки на  заданной высоте.  Но получилось, что убрал закрылки  над  (в районе ) береговой черты.  Надо было пройти  чуть дальше от берега и убрать закрылки попозже. Всё было бы нормально.

В  Инструкциях  должно быть дополнение:  «При взлёте (посадке) при пересечении береговой черты, района береговой черты  моря, изменять полётную конфигурацию  самолёта - Запретить!»

Как-то так.

Надеюсь, поможет. 

Военный лётчик-инструктор первого класса, полковник запаса, Член Российского союза писателей Максименко Борис Владимирович, г. Самара. Освоенные типы: Л-29, Л-39, Ил-28, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-29.

Источник ➝

Популярное

))}
Loading...
наверх