Свежие комментарии

  • vilen petrov
    посмотри фильм https://youtu.be/0Us6yiESjuMДень твой последн...
  • Алексей Буйнов
    Нужно начинать вводить жёсткие санкции против чешского государства и конкретных граждан, вплоть до обвинения их в тер...Суд Праги увеличи...
  • Alex Dovzhan
    Статья хорошая, но посвящать её разборке "путанных мыслей и неприятия России" очередным западным апологетом слишком м...«Ну что, брат Пуш...

С чёткостью часового механизма. Снабжение немецких войск в начале войны

С чёткостью часового механизма. Снабжение немецких войск в начале войны
Железнодорожная станция Брест-Литовск, 1939 г. Источник контента: https://naukatehnika.com
Эту тему я рассматривал давно, ещё в книге «Фиаско 1941. Трусость или измена?», вышедшей в 2015 году. Книга была в целом посвящена полемике с Марком Солониным (и мне удалось поймать его на прямой фальсификации мемуаров генерал-лейтенанта И.В. Болдина; стр. 301-306, кому интересно). Но там я постарался разобрать ряд моментов, связанных с подготовкой нападения на СССР, в частности, железнодорожные перевозки для снабжения немецких войск, размещаемых на советско-германской границе, а также то, насколько всё это было известно советской разведке. Оказалось, что советская пограничная разведка собрала достаточно сведений, которые вполне однозначно указывали на подготовку нападения. В немецкой литературе отыскались кое-какие сведения о железнодорожных перевозках в Польше в период подготовки к нападению, с конца 1940 года по июнь 1941 года. Но в целом данные были скудны и невыразительны. Мне всегда хотелось посмотреть на процесс изнутри: как это было организовано и как происходило.

Мечты сбываются, и мне удалось найти дело с документами, посвящёнными перевозкам и накоплению военных грузов (боеприпасы, топливо и продовольствие) по группе армий «Б» с декабря 1940 по конец мая 1941 года.


Ну что тут можно сказать? Всё это было устроено с чёткостью часового механизма. Вот если на каком примере и увидеть значение хорошо организованного тыла для немецкой армии, то именно на этом.

Как это было в самом общем виде?


В общем, процесс перевозок и накопления запасов происходил следующим образом. ОКХ сначала, в середине декабря 1940 года, затребовало данные о ёмкости складов, находящихся в распоряжении трёх армий, входивших в группу армий «Б»: 4-я, 17-я и 18-я. После получения сведений о ёмкости складов и количества уже завезённых грузов, был составлен план того, сколько должно ещё быть доставлено боеприпасов, топлива и продовольствия. План развёрстывался по армиям, по созданным на их территориях округам снабжения, вплоть до конкретного склада, обозначенного кодовым наименованием.

Нужные грузы находились на военных складах в Германии. ОКХ планировал их погрузку и перевозку в Польшу. В штаб командования армий из ОКХ пересылалось точное расписание поездов с указанием характера грузов и места назначения.

Командование армий принимало грузы, силами своих тыловых частей размещало их на склады, а затем отчитывалось в ОКХ о количестве принятых запасов и выполнении плана выгрузки. Такие отчёты составлялись в среднем раз в две недели. Первый отчёт был составлен в конце января 1941 года, а последний, из имевшихся в деле, в самом конце апреля 1941 года. Штабная переписка весьма неплохо отображает весь большой объём работы, который был проделан для накопления запасов, необходимых для военной кампании против СССР.

В дальнейшем будут приводиться ссылки по следующему делу – ЦАМО РФ, ф. 500, оп. 12454, д. 98. Для иллюстрации этого процесса приведу несколько примеров, а также общую статистику накопления запасов. Это имеет значение дли понимания дальнейшего хода событий.

Начало транспортной операции


Итак, 12 декабря 1940 года командование группы армий «Б» потребовало от армий (на тот момент: 4-я, 12-я и 18-я) прислать к 1 января 1941 года данные по наличным запасам и ёмкости складов с обозначением их на карте (л. 4). Пока решался этот вопрос, 12-ю армию выделили для Балкан, а вместо неё 20 декабря 1940 года была сформирована 17-я армия.

Карт в деле нет, но сопроводительные записки имеются. 29 декабря 1940 года 4-я армия отправила в группу армий «Б» и генерал-квартирмейстеру Генерального штаба подробный отчёт о состоянии складов. Склады в приграничной зоне обозначались кодовыми наименованиями, например, склад боеприпасов в 10 км северо-западнее Бяла-Подляска был обозначен как Martha. Склады в глубоком тылу кодовыми наименованиями не обозначались.

В 4-й армии было 10 складов боеприпасов суммарной ёмкостью 110 тысяч тонн, из которых 7 складов на 40 тысяч тонн находились вблизи границы; 8 топливных складов суммарной ёмкостью 48 тысяч кубометров, из которых 6 складов на 35 тысяч кубометров были вблизи границы; 12 продовольственных складов суммарной ёмкостью 51 тысяч тонн, из которых 5 складов на 18,5 тысяч тонн были вблизи границы (лл. 7-9).

Любопытная картина. 36 % боеприпасов, 72,9 % топлива и 36 % продовольствия были выдвинуты к границе и распределены по складам вместимостью от 2 до 6 тысяч тонн каждый.

Также 4-я армия отчиталась, что на 6 января 1941 года у них в составе 9 дивизий в строю 205 тысяч человек, имеется 52 тысячи лошадей. И текущее состояние запасов (л. 10):

С чёткостью часового механизма. Снабжение немецких войск в начале войны

В деле есть документ с общим обзором положения по состоянию запасов по всей группе армий, но без сопроводительного письма. Видимо, дело составлялось в штабе группы армий в качестве своего рода справочника, и туда документы подбирались целенаправленно (есть немецкая опись содержания, и сами документы расположены тематически и последовательно).

В этом документе есть важнейшая информация – коэффициенты. Боекомплект (Ausstattung: A.) – 600 тонн, заправка для дивизии (Betriebstoffsverbrauchsatz; V.S.) – 30 кубометров, сутодача (Tagessatz; T.S.) – 1,5 кг на человека. В принципе, нам в этом нет особой надобности, поскольку в дальнейших документах все цифры даны в весе или в объёме для топлива. Однако, может быть, другим исследователям, работающим с немецкими военными документами, это может пригодиться.

Теперь общая таблица положения на начало января 1941 года (л. 15, л. 17):

С чёткостью часового механизма. Снабжение немецких войск в начале войны

18 декабря 1940 года в командование группы армий «Б» пришёл приказ из ОКХ о том, что надо завершить выгрузку и размещение всех запланированных грузов к 1 мая 1941 года; грузы должны быть доставлены в конечные склады по возможности немедленно или, во всяком случае, без задействования железных дорог в промежуточных перевозках. С 20 февраля 1941 года каждая армия будет получать в день 8 поездов с грузами снабжения, которые должны быть разгружены немедленно.

В этом же приказе ОКХ сообщил, что на январь 1941 года запланировано подать 76 поездов в 12-ю армию, 85 поездов в 4-ю армию и 74 поезда в 18-ю армию. Всего 235 поездов, в том числе 128 поездов боеприпасов, 30 поездов с топливом и 77 поездов с продовольствием.

Армиям было указано начиная с 15 января 1941 года отчитываться 1-го и 15-го числа каждого месяца о состоянии разгрузки (л. 18-20). К приказу был даже приложен образец такого отчёта, чтобы штабные офицеры сделали всё единообразно.

Немецкий порядок


Из первого же отчёта видно, что сеть складов в январе 1941 года ещё не была целиком построена. К примеру, по 4-й армии из 10 складов – 4 склада были в постройке, 3 склада были в стадии проектирования, и имелось в наличии 3 склада суммарной ёмкостью 13,5 тысяч тонн, которые были заполнены (л. 27). Процесс строительства складов лишь ненамного опережал процесс доставки и разгрузки грузов снабжения, и это отражалось в документах. К концу января 1941 года все склады уже были построены и начали заполняться (л. 69).

С чёткостью часового механизма. Снабжение немецких войск в начале войны
Один из отчётов о разгрузке и доставке на склады

Территория группы армий «Б» была разбита на три округа снабжения, которые в конце января 1941 года были переименованы в округа «Север», «Центр» и «Юг» (ранее назывались A, B, C) и было проведено уточнение распределения складов между этими округами. В деле сохранилось распределение складов боеприпасов между округами снабжения (лл. 66-67).

Сами перевозки были организованы с максимальной чёткостью, и вот тут весь немецкий порядок проявился во всей полноте. Например, из ОКХ в 4-ю армию 15 января 1941 года прислали приказ с расписанием движения поездов с боеприпасами.

В этом расписании указывался порядковый номер поезда с боеприпасами (очевидно, по списку генерал-квартирмейстера), номер поезда по графику железных дорог Германии, место отправления, количество вагонов и характер груза, а также дату готовности поезда к отправке. Например, в 18 часов 29 января 1941 года в Дармштадте был готов к отправке поезд № 528573, в котором было 30 вагонов со снарядами к 105-мм лёгкой гаубице l.F.H.18. Или вот, 11 февраля 1941 года в Зенне (к северу от Падеборна, Нордрейн-Вестфалия) был готов к отправке поезд № 533203, в котором было 30 вагонов, в том числе 9 вагонов с 7,92-мм винтовочными патронами, 10 вагонов с ручными гранатами, 9 вагонов с прыгающими противопехотными минами и 2 вагона с противотанковыми минами (л. 35).

И так по каждому поезду в отдельности. Подобные расписания составлялись для каждой армии и заблаговременно высылались командованию армии. Если выдерживать порядок погрузки и подготовки к отправлению поездов, то становится очень удобно их принимать и быстро разгружать, а также размещать боеприпасы в соответствии с номенклатурой и назначением. В последующих расписаниях, которые составлялись в марте-апреле 1941 года, когда железные дороги были переведены на режим максимальных перевозок, стали указывать также место назначения поезда и название округа снабжения, в адрес которого он отправлялся.

С чёткостью часового механизма. Снабжение немецких войск в начале войны
Образец расписания отправки поездов с боеприпасами за март 1941 года

Привезли почти всё


Эта работа требовала большой тщательности и организованности, но и результат её налицо. Всю картину проще отобразить в сводной таблице (боеприпасы и продовольствие – в тоннах; топливо – в кубометрах):

С чёткостью часового механизма. Снабжение немецких войск в начале войны

В таблице указан первоначальный план (*), тогда как планы доставки грузов неоднократно пересматривались и повышались, а также окончательный план, указанный в последнем отчётном документе (**). Данных по 17-й армии за конец апреля 1941 года в деле не имеется.

Кроме того, имеется отчёт по 4-й армии за 15 мая 1941 года, в котором говорится, что имелось 56125 тонн боеприпасов, 51833 кубометров топлива и 50450 тонн продовольствия (лл. 242-244). То есть значительно повышенные в январе-марте 1941 года планы доставки и размещения грузов снабжения были к середине мая 1941 года практически полностью выполнены.

Например, 17-я армия, которая вошла в состав группы армий «Юг» и наступала на Украине, уже в середине апреля 1941 года имела 6,2 бк боеприпасов, 79,6 заправок топлива, 97,3 сутодачи продовольствия. 4-я армия из состава группы армий «Центр», наступавшая на Минск и Смоленск, в мае 1941 года имела 10,3 бк боеприпасов, 191,9 заправок топлива и 164 сутодачи продовольствия. Армия была снабжена очень хорошо, и запасы её значительно превышали первоначальные планы. Вероятно, склады этой армии также предназначались в качестве резерва снабжения для всей группы армий «Центр». Часть складов, около половины, были выдвинуты к границе и располагались на удалении примерно 20-30 км от неё.

В Западном особом военном округе накануне войны на 24 стрелковых, 12 танковых, 6 моторизованных и 2 кавалерийских дивизии (всего 44 дивизии) имелось 6700 вагонов или 107,2 тысячи тонн боеприпасов, 100 тысяч тонн или 80 тысяч кубометров горючего, 80 тысяч тонн продовольствия и фуража. В среднем на дивизию: 2436 тонн боеприпасов, 1818 кубометров горючего и 1818 тонн продфуража. Для сравнения: в среднем дивизия из состава 4-й немецкой армии имела 5102 тонны боеприпасов, 4712 кубометров горючего и 4586 тонн продовольствия. Немецкие дивизии имели более чем вдвое больше снабжения. К тому же к 29 июня 1941 года Западный фронт потерял 30 % запасов боеприпасов и по 50 % горючего и продфуража. Поэтому неудивительно, что сражение в Белоруссии окончилось для Западного фронта поражением и отступлением.
Автор:
Верхотуров Дмитрий
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх