Свежие комментарии

  • Владимр Семкин
    Автор не держи нас за лапшу, кто будкт строить олигарх или миссионер шойгу со стройбатом, или гастробайтеры или китай...Новое освоение Си...
  • Konstantin Петров
    ВОЗ это внеправительственная контора, живущая на деньги спонсоров. А кто платит, того и облизываютМир Хаксли станов...
  • Прохожий по жизни
    Перспективный мужик.Средневековая бес...

Оружие и доспехи Тюдоров

Оружие и доспехи Тюдоров
Чем хорош советский фильм «Двенадцатая ночь» 1955 года, так это тем, что, помимо прекрасной игры актеров, там еще можно увидеть и столь же прекрасные костюмы, и оружие эпохи Шекспира и тюдоровской Англии

«Имущество в доспехи превратив
И на себе неся свое наследье»
(Вильям Шекспир «Король Иоанн»)

Музейные собрания рыцарских доспехов и оружия. В прошлом материале, посвященном английским доспехам эпохи Тюдоров, мы начали рассматривать доспехи Генриха VIII, и были высказаны пожелания, чтобы рассказ о них был бы продолжен, с тем, чтобы по возможности охватить все его доспехи, дошедшие до нашего времени. И постепенно все это будет исполнено.

Ну, а сегодня познакомиться с доспехами и мечами эпохи все того же Генриха VIII нам поможет коллекция Метрополитен-музея в Нью-Йорке.

Оружие и доспехи Тюдоров
Роскошные золоченые доспехи, вероятно, принадлежавшие королю Англии Генриху VIII (1509–1447). Датируются 1527 годом. Это самые ранние датированные доспехи из королевских мастерских в Гринвиче, которые были основаны в 1515 году Генрихом VIII для производства доспехов для себя и своего двора. Это также самый ранний гринвичский гарнитур, доспех, сделанный из ряда сменных элементов, с помощью которых его можно было адаптировать для использования в бою и на различных турнирах.
Кроме того, общая гравировка и позолота делают его одним из наиболее богато украшенных доспехов Гринвича. Автором декора является швейцарский художник немецкого происхождения Ганс Гольбейн Младший (1497–1543), работавший при английском дворе с 1526 по 1528 год. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Оружие и доспехи Тюдоров
Сохранились сменные элементы этой брони – дополнительный нагрудник с упором для копья для использования в полевых условиях или в конном турнире с копьями; левосторонний манифер (особый доспех на руку), также используемый в турнирах с копьями; и правая запирающаяся перчатка для конного турнира с мечами

Оружие и доспехи Тюдоров
Вид нагрудника изнутри

Оружие и доспехи Тюдоров
Копейный крюк отдельно

Но сегодня мы, прежде всего, обратим внимание и на оружие того периода, о котором, как и о доспехах, тоже имеет смысл рассказать.

Начнем с меча, поскольку он все также оставался едва ли не самым высокочтимым оружием людей благородного сословия. В начале XVI века он по-прежнему имел длинный и мощный клинок с острием, предназначенный для колющих ударов, но при этом его ширины хватало (как и заточки), чтобы зарубить своего противника. Как и раньше, эфес меча представлял собой крест, с деревянной рукоятью, обернутой тканью или кожей, обычно обмотанной шнуром или проволокой.

Оружие и доспехи Тюдоров
Меч 1600–1625 гг. с клинком мастера Клеменса Хорна. Является прекрасным образцом модного меча, который носили дворяне в Англии во времена короля Якова I. Серебряные накладки на рукояти были изготовлены неизвестным лондонским мастером и являются шедеврами миниатюрной рельефной скульптуры. Клинок с богатой гравировкой и позолотой подписан Клеменсом Хорном, известным мастером из Золингена, Германия. Размеры: длина – 99,7 см; длина клинка – 76,8 см; ширина перекрестия – 22,2 см; вес – 1093 г

Оружие и доспехи Тюдоров
Его рукоять крупным планом

Навершие рукояти традиционно служило противовесом клинка. Правильно сбалансированным клинком можно было работать, меньше утомляя руку в процессе фехтования. Даже в начале третьей четверти XVI века подобные мечи все еще были в ходу. Однако в это же время на некоторых пехотных мечах стали появляться кольца для защиты пальцев, попадающих на рикассо – тупой участок клинка за перекрестием. Но уже к середине столетия появились и кольца на самом клинке, и боковые кольца на перекрестии, которые обеспечивали повышенную защищенность руке бойца в схватке. А в это же время появляются и рапиры. Причем они нередко были длиннее и тяжелее мечей!

Оружие и доспехи Тюдоров
Рапира курфюрста Кристиана II Саксонского (1583–1611), ок.1606 г. Рукоять – единственная зарегистрированная работа дрезденского мастера Израэля Шуеха. Это один из лучших образцов эфесов такого оружия, которыми славился саксонский двор. Размеры: длина – 121,9 см; длина клинка – 104,8 см; ширина перекрестия – 17,2 см; вес – 1474 г

Меч «эсток» в это время также распространяется в Англии, где его просто называют «так». Его клинок мог иметь три или даже четыре грани без заточки, но острие, подобное штыку. Им можно было действовать двумя руками, пропуская клинок через левую, сжатую в кулак. В перчатке, конечно… Простые солдаты могли иметь меч и «баклер» – небольшой круглый щит.

Оружие и доспехи Тюдоров
Эсток. Конец XVI в. Саксония. Длина – 122,2 см; длина клинка – 106,9 см; ширина перекрестия – 27,3 см; вес – 1615,9 г

Оружие и доспехи Тюдоров
Рапира из Германии начала XVII века. Длина – 117,6 cм; длина клинка – 101,3 cм; ширина перекрестия – 28,9 cм; вес – 1616 г

Клинки высокого качества обычно поступали в Англию из Толедо в Испании, с севера Италии и из Германии – Пассау и Золингена. Интересно, что клейма на клинках мало, что говорит, сколь широко была распространена их подделка. Пояс на бедрах, характерный для рыцарских эффигий 1400 года, спустя 100 лет заменила перевязь. Иногда лента или шнур продевались через отверстие в головке эфеса или более традиционно охватывали рукоять.

Оружие и доспехи Тюдоров
Рапира вместе с ножнами 1540 г. Длина – 110,2 см; длина клинка – 97,2 см

Оружие и доспехи Тюдоров
Ее рукоять

Ножны делали обычно из двух досок, покрывали их кожей, а также холстом или бархатом. Нередко заказчик ножен требовал оформить их так, чтобы цветом и отделкой они бы соответствовадт его одежде, поэтому иногда к одному мечу заказывали по несколько ножен. Оковка кончика ножен его усиливала и не давала истираться, а вот металлическое устье встречалось довольно редко.

Оружие и доспехи Тюдоров
Рапира мастера Даниэля да Серравалле из Милана. Дата: 1560 г. Материалы: сталь, железо, золото. Длина – 87,6 см; длина клинка – 68,9 см; ширина перекрестия – 15,2 см; вес – 1304,1 г

Ножны со стороны устья часто делали так, чтобы дерево спереди и сзади плотно входило между выступов гарды, устроенных поверх «рикассо». Таким образом попадание воды внутрь исключалось. Создавались весьма сложные портупеи для подвески меча под нужным углом, чтобы ножны с мечом при ходьбе, боже упаси, не попали их хозяину между ногами.

Оружие и доспехи Тюдоров
Рапира на простой ременной портупее. Изображение с надгробной плиты на стене кафедрального собора Богоматери и Святого Адальберта в Кёнигсберге. Эпитафия Иоханна фон Крейтцена, канцлера Пруссии, и его жены Еуфемии, урожденной Дамерау гласит: «В 1575 году, 5 января в истинной христовой вере умер знаменитый своей ученостью, добродетелью и мудростью славный муж Иоханн фон Крейтцен, канцлер Пруссии, с ним, любезнейшим супругом, как была при жизни, так соединилась и в смерти 12 мая 1575 года непорочнейшая супруга Еуфемия (Евфемия), урожденная Дамерау. Они покоятся здесь в надежде на вечную жизнь. С надеждой вечной жизни». Фото автора

На раннем этапе портупеи делали в средневековой традиции, из трех ремешков. Иногда один ремешок заканчивался «вилкой», которая цеплялась к ножнам в двух местах. Передний ремешок обычно имел регулирующую пряжку. После 1550 года ремень портупеи шел наискось по «юбке» доспеха. И дальше, на уровне бедра, уже поддерживал ножны под выбранным углом.

Во второй половине XVI века появился специальный подвес не менее чем на 12 обернутых вокруг ножен ремешков с хомутиками. Так что фиксация положения носимого меча сделалась достаточно жесткой. Интересно, что в Европе, как и в Японии, на мечах предусматривались вместилища для маленького ножа и шила для мелких надобностей. С 1575 года талию стали обвязывать кушаком поверх портупеи, чтобы ножны излишне на ней не раскачивались. В 1550–1560-е годы в моде был парный ножнам кожаный кошель на правом боку. То есть идея гарнитура: кинжал – меч, ножны – кошель, очень прочно засела в головах оружейников. И все ради того, чтобы предложить покупателям новый и к тому же красивый товар!

Оружие и доспехи Тюдоров
Джованни Баттиста Морони (1525–1578). Рыцарь с турнирным шлемом. Обратите внимание на максимально облегченный поддоспешник XVI века с кольчужными нашивками. Национальная галерея на Трафальгарской площади, Лондон

Оружие и доспехи Тюдоров
А это кольчужные «полутрусики» (только на перед!) с выступом для «отцовского наследства» и весом в один килограмм. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Что касается доспехов, то здесь английским оружейникам удалось внести свой вклад в их усовершенствование. В высшей степени необычной и инновационной особенностью стала брюшная пластина, которую прикрепляли к груди под нагрудником, чтобы уменьшить вес, ложившийся на плечи. Но такая пластина встречается только на одном доспехе, сделанном в Гринвиче в 1540 году для Генриха VIII.

Оружие и доспехи Тюдоров
Отделка кирасы доспеха Генриха VIII. Выполнена золотой амальгамой методом кузнечного покрытия, то есть нагревом металла в печи! Считается, что эти позолоченные доспехи были сделаны для Генриха VIII и затем подарены им французскому послу Франсуа де Ла Тур д'Овернь, виконту Тюренна, который возглавлял дипломатическую миссию в Лондоне в 1527 году. После смерти виконта в 1532 году доспехи предположительно перешли к его другу Галио де Женуйяку, великому мастеру артиллерии и grand écuyer («мастер лошади») Франции, от чьих потомков он попал в Музей искусств Метрополитен. Кстати, размеры этого доспеха совсем не маленькие: высота – 185,4 см; вес – 28,45 кг

Оружие и доспехи Тюдоров
Полевые доспехи Генриха VIII, ок. 1544 г.

Есть в Метрополитен-музее и еще один доспех Генриха VIII – полевой, изготовленный в Брешии или Милане около 1544 года.

Эти впечатляющие доспехи были сделаны ближе к концу его жизни, когда он был полноват и страдал от подагры. Годились они для использования как верхом, так и пешком, и, вероятно, король носил их во время его последней военной кампании, осады Булони в 1544 году, которой он лично командовал, несмотря на свои немощи.

Первоначально кираса оснащалась съемным усиливающим нагрудником, к которому крепился упор для копья, и усилением для левого наплечника. Но у этого доспеха их нет. Пара сменных наручей осталась в Королевской коллекции Виндзорского замка.

Оружие и доспехи Тюдоров
Этот же доспех. Высота – 184,2 см; вес – 22,91 кг

Эти доспехи были записаны в инвентарной описи королевских владений 1547 года, как «изготовленные италионами». Возможно, их поставил миланский торговец, известный в Англии как Фрэнсис Альберт, которому Генрих дал лицензию на ввоз предметов роскоши, в том числе и доспехов, в Англию для продажи. Впоследствии они были переданы Уильяму Герберту (около 1507–1570 гг.), первому графу Пембрука, оруженосцу Генриха и исполнителю его воли. С 1558 года и до продажи в 1920-х годах они были записаны в качестве имущества Уилтон-хауса, резиденции семьи Пембрук. В конце XVIII века и затем довольно долго ошибочно считали их принадлежащими де Монморанси (1493–1567), констеблю Франции, а их британское королевское происхождение было забыто.

Оружие и доспехи Тюдоров
Этот же доспех. Вид сзади

Доспехи являются ранним примером лат, в которых нагрудник и спина состоят из горизонтальных перекрывающихся пластин, соединенных с помощью заклепок и внутренних кожаных ремешков. Украшение, состоящее из листвы, путти, бегущих собак, канделябров эпохи Возрождения и гротескного орнамента, является типично итальянским.

Оружие и доспехи Тюдоров
Кольчужные перчатки. XVII век. Венгрия. Вес – 271/281 г. В них можно было без вреда схватиться за чужой клинок и отвести его, ударив самому. Можно было и просто ударить в лицо. Это тоже было весьма результативно, особенно, если удар был не прямым, а... скользящим! Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Продолжение следует…
Автор:
Вячеслав Шпаковский
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх