БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

73 195 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Дмитриев
    А что скажет баба Валя, мойщица посуды в столовой? А что скажет дядя Вася, сторож в детском саду? Может скажет дядя И...Флот российских о...
  • Юрий Викторович Рыбаков
    ... успехов вам, россияне, в этом непростом деле. Пусть все получится во благо народа.Битва за офшоры: ...
  • Амфибрахий Дактилев
    Пардон, а чем эти чуваки лучше любого из нас? Только тем, что присосались к народному достоянию? А не пора ли им и че...Флот российских о...

Казань, 1942 год. Танки под прицелом советских испытателей

Казань, 1942 год. Танки под прицелом советских испытателей

Pz.Kpfw.III в окрестностях Казани. Источник: warspot.ru

Центр танковых компетенций


38-й Научно-исследовательский испытательный Ордена Октябрьской революции Краснознаменный институт им. маршала бронетанковых войск Федоренко, или просто НИБТ «Полигон», перевели из подмосковной Кубинки в Казань осенью 1941 года. Столица Татарской АССР была, как известно, давно вовлечена в работу по танковой тематике. Вот и эвакуированный институт разместили в зданиях бывших «Технических курсов Осоавиахима», или школы «Кама», занятой подготовкой танкистов еще с начала 20-х годов. К началу войны в Казани уже существовало крупнейшее в стране танковое училище, которое в дальнейшем дополнилось центром подготовки экипажей английских танков Valentine и Matilda. На этом список танковых активов не заканчивается: из Киева была переброшена рембаза №8, позже ставшая заводом по восстановлению трофейной техники. До середины 1944 года танкоремонтный завод восстановил около 640 танков противника, причем в 1943 году сразу 349 бронемашин. На этом предприятии со временем освоили восстановление подбитых «Тигров» и «Пантер».

Казань, 1942 год. Танки под прицелом советских испытателей

Отчет об испытаниях импортных и трофейных танков.[/size
]
Первым сравнительным изучением бронетехники специалистами НИБТ были ходовые испытания Т-34, Pz.
Kpfw.III, Matilda III и Valentine II. На новом месте приступить к исследованию удалось только 27 января 1942 года, хотя соответствующая директива Генштаба пришла еще в декабре. Немецкую сторону в этой бронированной четверке представлял танк, потерянный вермахтом еще в июле 1941 года (тогда технику на поле боя оставила 18-я танковая дивизия). В ходе испытаний Т-34 доказал свое превосходство в проходимость как по снежной целине, так и в преодолении противотанковых рвов.

Казань, 1942 год. Танки под прицелом советских испытателей

Казань, 1942 год. Танки под прицелом советских испытателей

Казань, 1942 год. Танки под прицелом советских испытателей

Light Tank M3. Источник: alternathistory.com

К лету 1942 года Главное автобронетанковое управление Красной Армии поручило провести специальные испытания импортных и трофейных танков, о которых и пойдет речь в данной статье.

В отчете, подписанном начальником 1 отдела «Полигона» инженером-полковником Александром Максимовичем Сычем в конце июля, фигурируют следующие танки (в скобках названия из оригинала 1942 года): Medium Tank M3 1941 года (американский танк М-3 средний), Light Tank M3 1941 года (американский танк М-3 легкий), Valentine VII 1942 года (канадский танк Мк-III Валентин VII), Pz.Kpfw.III 1940 года (немецкий танк T-III) и Pz.Kpfw.38(t) Ausf.E 1939 года (чехословацкий танк «Прага» ТНГ-С» 38t). Последняя бронемашина попала в руки красноармейцев в августе 1941 года в сражении за Крапивино. Трофейные танки перед испытание прошли ремонт в мастерских института. Была ещё идея испытать английские танки Mk-III Valentine с двигателем AEC A190 и Mk-IIa с мотором «Лейланд», но исправных машин на полигоне не оказалось.

Кто самый лучший?


В программе испытаний был обязательный пробег каждым танком не менее 1000 километров в различных дорожных условиях. В процессе определяли максимальную скорость движения, расход горючего, геометрическую проходимость и способность преодолевать болото и водную преграду. Танки должны были курсировать по шоссе на участке Казань — Лаишево, по проселочным дорогам, а также по пахоте, лугам и влажному песку. Самое интересное, что выполнить норматив по пробегу и даже превзойти его смогли только импортные танки, причем рекордсменом оказался Light Tank M3 – 2020 километров. Машины вермахта сошли с дистанции гораздо раньше по причине поломок.

Отдельно регламентировалось качество топлива. Так как канадский Valentine VII попал в Казань с двухтактным дизельным мотором GMC 6-71, то ему единственному прописывалась солярка. А с «американцами» образовались сложности. Высокооктанового бензина не было в наличии, поэтому использовали Б-70, а бороться с неизбежной детонацией должен был тетраэтилсвинец или присадка ТЭС. В бензобак Light Tank M3 на каждый килограмм топлива добавляли 1 см3 присадки, а для Medium Tank M3 на такую же массу бензина ТЭС требовалось уже в три раза больше. Трофейным танкам присадки не полагались, и они бегали на стандартном Б-70. В принципе, технические условия эксплуатации допускали использование на машинах вермахта топлива с октановым числом 72-74, в то время как «американцы» требовали 80-го бензина.

Казань, 1942 год. Танки под прицелом советских испытателей

Казань, 1942 год. Танки под прицелом советских испытателей

Казань, 1942 год. Танки под прицелом советских испытателей

Канадский дизельный Valentine VII. Источник: warspot.ru

Самым скоростным ожидаемо оказался легкий американский танк (250 л. с. на 12,7 тонны), который на булыжно-щебеночном шоссе смог достичь 60 км/ч. Канадский Valentine VII со своими 180 л. с. при массе 17 тонн провалил испытания – максимальная скорость всего 26 км/ч. Хуже результата не было. Примечательно, что испытатели, несмотря на откровенную тихоходность танка, делают реверанс в его сторону, отмечая сравнительно высокую среднюю скорость. Объяснение простое: хорошая приемистость дизеля и удачно подобранные передачи в КПП. Удивил всех T-III, который разогнался до 45 км/ч, чем превысил паспортные данные.

В чем нельзя было упрекнуть испытываемые танки, так это в скромных аппетитах к горючему. 27-тонный Medium Tank M3 вне дорог (пашня, луга и влажный песок) показал умопомрачительные 570 литров на 100 км пробега! И это расход высокооктанового по тем временам, почти авиационного бензина. Естественно, запас хода у танка в таких условиях был мизерным – всего 117 километров. Меньше всех в подобных условиях расходовал дизельный «канадец» — всего 190 литров дешевой солярки, но за счет 180-литрового бака запас хода не превышал 95 километров. Аналогичный запас хода по пашне был и у немецкого танка, но вот расход бензина уже составлял 335 л на 100 км. Чешской «Праге» в этом смысле было проще воевать: расход топлива 185 л/100 км и запас хода 108 км.

Казань, 1942 год. Танки под прицелом советских испытателей

Казань, 1942 год. Танки под прицелом советских испытателей

Казань, 1942 год. Танки под прицелом советских испытателей

Medium Tank M3. Источник: warspot.ru

Казанский сельскохозяйственный институт стал полигоном для испытаний на преодоление танками подъемов и поперечных кренов. Это лишний раз говорит, что «Полигон» не обладал специально подготовленной площадкой для полноценных исследований бронетехники. Тем не менее, инженерам удалось выявить геометрические параметры проходимости импортных и трофейных танков. Кратко об условия эксперимента. На естественных уклонах грунт был покрыт дерном, танки заходили на него с места без разгона и на первой передаче. Испытание на критический крен машины было не статическое, а в движении. Оказалось, что лучше всех карабкается T-III (крутизна подъема 35 градусов), а хуже всех «американцы» и чешский Pz.Kpfw.38(t) (по 30 градусов). Valentine VII оказался в середине и смог одолеть 32-градусный подъем. Лимитирующим фактором во всех случаях было низкое сцепление гусениц с грунтом: возможности мотора и трансмиссии позволяли брать большие уклоны. Танки сползали на критических углах, при этом опорные катки набегали на гребни гусениц. С легким американским М3 пришлось во время испытаний немного поколдовать: на гусеницы прикрепили по 15 специальных шпор. Однако это ни к чему не привело, а только вызвало зарывание в грунт кормовой части танка. Кстати, легкий танк из США, единственный из испытуемых, при поперечном крене не сбрасывал гусеницы по время движения, а намеревался перевернуться. В итоге лучший результат по крену — 35 градусов, остальные (кроме T-III) избавлялись от гусениц уже при 25-26-градусном уклоне. Немецкий танк держался до 32 градусов.

Испытания водой и болотом


Не было в Казани и специального водного брода для испытаний проходимости танков. Во многом при причине неподготовленности казанской площадки НИБТ «Полигон» в 1943 году съехал обратно в Кубинку. Но летом 1942 года танки форсировали реку Меша в окрестностях села Сосуры. Глубина реки была 1,4 метра, машины пересекали её с ходу на максимальных оборотах двигателя. Первым опростоволосился Medium Tank M3, когда лихо прошел реку, но на выходе из нее залил моторное отделение и хлебнул воды воздухозаборником, расположенном вертикально в кормовом листе. Легкому танку из США все удалось сделать гораздо лучше старшего брата – он сам выбрался на берег (хотя и со второй попытки), а также не набрал воды в мотор. У легкого М3 забор воздуха осуществляется в вертикальном кормовом листе, что и спасает при выходе на берег. Канадский Valentine VII 1,4-метровую реку преодолел легко, но на илистый берег не смог взобраться. Механик-водитель сдал назад, и речная вода залила моторное отделение танка выше уровня воздухоочистителя. Вытаскивали танк трактором «Ворошиловец». Несмотря на провал, инженеры снова похвалили танк за высокую скорость в реке за счет приемистости дизельного мотора. Когда дошла очередь до трофейных T-III и «Праги», они даже до берега не добрались: на глубине 1,3 метра вода залила моторы. Можно только посочувствовать испытателям. Залитые танки приходилось эвакуировать, разбирать мотор, выливать воду из воздухоочистителя, впускного коллектора и цилиндров, сушить электрооборудование, менять масло в моторе и смазывать ходовую часть.

Казань, 1942 год. Танки под прицелом советских испытателей

Казань, 1942 год. Танки под прицелом советских испытателей

Водные процедуры для танков вермахта, которые они провалили. Источник: warspot.ru

Болото для танков испытателям пришлось искать в районе деревень Борисково и Большие Отары. Им оказалось старое русло реки длиной 100 метров и глубиной 1,2 метра, которое, однако, было вполне проходимо для человека. Подгадали с погодой очень удачно – перед заездами сутки шел дождь. Танки преодолевали преграду по прямой туда и обратно, не переключая передачи. 27-тонный средний М3 застрял через 30 метров, его попытались извлечь с помощью бревна, но порвали гусеницу и вытащили уже двумя тягачами. Легкий М3 оказался молодцом и по свежему месту преодолел болото туда и обратно, но, когда испытатели загнали его в болото в свой же след, он застрял. Valentine VII успешно справился с заданием, но при движении по своему следу забуксовал, однако вылез из болота с помощью бревна. T-III прошел 50 метров и безнадежно увяз, в отличие от собрата Pz.Kpfw.38(t), пробежавшего болото туда и обратно.

В итоговом сравнении испытатели отметили противоречивость параметров представленных танков, но особо выделили американские машины за высокую надежность и способность среднего M3 перевозить 10 бойцов с автоматами. Трофейные же машины себя ничем особым не проявили, при этом откровенно провалили водные процедуры и окончательно вышли из строя еще до преодоления 1000 километров пробега.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

))}
Loading...
наверх