Свежие комментарии

  • Yvan
    По примеру Китая, где раскулачили 4 тыс. приватизаторов 90-х и вернули $25 трлн.Либеральная мечта...
  • vasul asd
    Не нажрались? Все надо национализировать, включая все то что прихватизировалиЛиберальная мечта...
  • Семенков Александр
    Правильно отреагировали питерцы! Весь этот первобытный сброд надо гнать сраной метлой в себе, на их Родину. Пусть там...ПО ЗАКОНАМ ГОР. З...

Электроград: стало понятно, что Шойгу задумал построить в Сибири

Но если сам Сергей Кужугетович не поселится в Минусинске, проект будет обречен

На фото: президент РФ Владимир Путин и министр обороны РФ Сергей Шойгу (слева направо) во время отдыха в сибирской тайге.
На фото: президент РФ Владимир Путин и министр обороны РФ Сергей Шойгу (слева направо) во время отдыха в сибирской тайге. (Фото: Алексей Дружинин/пресс-служба президента РФ/ТАСС)

Тема строительства новых городов в Сибири, о чем периодически говорят в Кремле, обретает кое-какие подробности. Как пишет URA.RU со ссылкой на своего высокопоставленного источника из Хакасии, велика вероятность ренессанса советского проекта «Электроград» в непосредственной близости от Минусинска, небольшого городка, расположенного на обоих берегах Минусинской протоки Енисея.

«Свободная пресса» уже писала о стратегии «Русского ковчега», в рамках которой, по всей видимости, будут вестись стройки новых промышленных центров. Есть мнение, что РФ нуждается в системообразующих «крепостях», созданных с нуля, чтобы, условно говоря, спастись от «библейского потопа» разложения общества. Курировать это дело, судя по всему, будет Шойгу.

Что касается Электрограда, то речь идет о советском мегапроекте по промышленному освоению Сибири. В конце 70-х и в начале 80-х в Москве был разработан план по развитию десяти промышленных узлов Саянского ТПК, согласно которому наиболее мощные из них — Минусинский, Абаканский, Черногорский и Саяногорский должны быть построены к 2000 году.

Считалось, что тем самым будет обеспечено гарантированное экономическое превосходство Советского Союза над Соединенными Штатами.

Советские темпы развития этого региона и впрямь впечатляли. В 1984 году сообщалось, что за прошедшее пятилетие объем производимой здесь продукции утроился. В числе важнейших строек значился Электроград — кластер из 12 гигантских заводов, возведение которого началось в 1973 году как раз в нескольких километрах от Минусинска, где, по информации инсайдера URA.RU, должен появиться первый «Шойгуград». Там после завершения проекта должны были выпускаться силовая электроника, турбогенераторы, большие электродвигатели, комплектно-распределительные устройства, кабели, вся бытовая электроника на своей же элементной базе, включая микропроцессоры — по-современному говоря, чипы.

На строительство минусинского электротехнического кластера правительство СССР в общей сложности планировало выделить порядка 10,1 миллиарда рублей. Для сравнения: весь годовой бюджет РСФСР в 1984 году составил 88 млрд рублей. Одних этих астрономических денег, как оказалось, было недостаточно, чтобы осилить «громадье планов».

В 1976 году стройка Электрограда была объявлена Всесоюзной ударной, в результате чего в 1978 году вошел в строй завод специального оборудования. Чтобы картина была яснее, есть смысл перечислить номенклатуру выпускаемой продукции: единственный в мире станок для сверхскоростного высокоточного сверления печатных плат СМ-600, автоматизированные линии для изготовления аккумуляторных батарей, машины автоматической плазменной резки металлов и стеллажно-тарные автоматизированные склады.

В 1980 году в Электрограде запустили второй завод по выпуску высоковольтных вакуумных выключателей. Речь идет о совершенно новом на тот момент типе продукции, серийно нигде в мире не выпускаемой. При каждом предприятии создавались конструкторские бюро и научные институты, а также центры переподготовки инженерно-технических кадров.

Тем не менее кластер столкнулся с нехваткой рук и некачественным управлением, причем ситуация настолько обострилась, что стройки четырех новых заводов фактически заглохли. На месте сформировался целый клубок фактически непреодолимых проблем, главная из которых заключалась в том, что люди просто не хотели сюда ехать.

Сейчас современной молодежи насаждается мнение, что в СССР царила жесткая цензура, мол, все публикации обязаны были хвалить достижения и скрывать проблемы, дабы не бросать тень на социалистический строй. Однако в журнале «Техника молодежи» за 1984 год о проблемах Электрограда пишется предельно жестко:

«За короткое время здесь запущено два производства высокого класса, но не забудем — их должно быть 12! К сожалению, многие из них перешли в ранг „долгостроя“. И это после столь бурного развития… Ведь если в одном месте формирования ТПК ударная работа, а в другом — долгострой, можно ли говорить о комплексном развитии района…».

Тогда же и была обозначена главная проблема сибирских строек: «Ясно, что у комплекса должна быть единая концепция, один вектор развития, один хозяин… И не за тридевять земель, а на месте». Как говорится, не в бровь, а в глаз. То есть в Минусинске должен на постоянной основе работать чиновник самого высокого ранга, способный одним звонком решать задачи, которые не тянут местные руководители. Но уже тогда партноменклатура предпочитала места потеплее, а направление за Урал расценивалось как политическая ссылка.

Сейчас об этом наверху, скорей всего, не знают. Отсюда и сыпятся «одобряем», как из рога изобилия. Так, по сообщению ТАСС, вице-премьер РФ, куратор Сибирского федерального округа Виктория Абрамченко высказалась по поводу идеи Шойгу о строительстве в Сибири 3−5 крупных городов, которые станут отраслевыми экономическими центрами:

«Я поддерживаю инициативы Сергея Кужугетовича, мы с ним накануне поездки в Омскую область встречались и проговаривали эти инициативы. Они ведь фактически воспроизводят развитие, которое было заложено в советское время с учетом потенциала Сибири. Это кластерный подход, развитие отдельных кластеров — промышленных, научно-технологических на территории российских субъектов», — сказала она.

Любопытно узнать, сама Виктория Валериевна готова лично перебраться в Минусинск, чтобы не издалека — не за тридевять земель, а на месте курировать стройку? Ведь советский опыт подсказывает, что этим делом должны заниматься чиновники самого высокого ранга. Вопрос, конечно, риторический, и все же… Короче, если же все ограничится короткими поездками министров в Сибирь, о стратегии «Русского ковчега» придется забыть.

Прежде всего: молодые люди не поедут в Минусинск даже за большим рублем, да и вряд ли им предложат достойные зарплаты. Как известно, у поколения «Z» совсем другие приоритеты, тогда как в Советском Союзе именно комсомольцы составляли костяк новых городов и поселков. Как бы это пафосно ни звучало, но парни и девушки ехали не за хорошей жизнью, а ради своей страны.

Нашим же тинейджерам деньги нужны постольку-поскольку. Если трудолюбивые «иксы» и прагматичные «игреки» старались изменить мир в лучшую сторону или хотя бы несли ответственность перед обществом и семьей, то «цифровые дети Z» — по определению эгоисты и индивидуалисты. Этим они чрезвычайно опасны для бюрократии. Эксперты хором подчеркивают, что недвижимость или машины важны им как средства достижения комфорта, но не как активы. Значит, пахать даже за большие «рубли» там, где нет «цивилизации», они стопроцентно не будут. Остаются вахтовики, но и те не осядут в новых городах, отработают свое и вернутся на родину.

Кстати, издание URA.RU, комментируя идею нового Электрограда, отмечает, что ряд крупных проектов, которые начинались уже в наше время, провалились, несмотря на государственную поддержку и даже очевидную выгоду. В частности, строительство железной дороги из Кызыла (столица Тувы) до Курагино (крупнейшего железнодорожного узла на юге Красноярского края) отложено до 2026 года несмотря на то, что первый костыль в первую шпалу еще в 2011 году забил сам Владимир Путин.

На фото: бизнесмен Руслан Байсаров и премьер-министр РФ Владимир Путин (слева направо в центре) во время церемонии начала строительства участка железной дороги Кызыл-Курагино, 2011 год.
На фото: бизнесмен Руслан Байсаров и премьер-министр РФ Владимир Путин (слева направо в центре) во время церемонии начала строительства участка железной дороги Кызыл-Курагино, 2011 год. (Фото: ТАСС/Валерий Шарифулин)

Конечно, нашей стране, как воздух, нужен Электроград. Но с учетом его государственной значимости, а также очень серьезных рисков, было бы правильно реализовать этот проект в одном из существующих городов Урала. Благо, что там заброшенных корпусов хватит с излишком, да и люди найдутся. Как бы не получилось, что власть вбухает триллионы, но так и не построит национальную электротехническую и электронную промышленность.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх