БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

73 313 подписчиков

Свежие комментарии

  • Андрей Тихонов
    греф с чубайсом назначили путина президентом, вот он им и платит "калым"Взять Россию под ...
  • олег кубахов
    Рыба гниёт с головы.Взять Россию под ...
  • Михаил Аким
    Может на севера?Взять Россию под ...

«Замечательный уровень автоматизации»: лекция лётчика ВВС США о пилотировании F-22

«Замечательный уровень автоматизации»: лекция лётчика ВВС США о пилотировании F-22

В американских СМИ вышел материал, который посвящён лекции лётчика-испытателя, командира эскадрильи истребителей пятого поколения F-22 Raptor подполковника Рэнди Гордона. Лекция была прочитана для слушателей школы пилотов (Private Pilot Ground School) в Массачусетском технологическом университете в 2019 году.

Американский лётчик рассказывает об особенностях пилотирования истребителя F-22, отмечая, что бортовые системы истребителя делают всё, чтобы нагрузка на пилота даже при выполнении сложных фигур в воздухе была минимальной.

Рэнди Гордон, лекцию которого в СМИ США назвали очень доступной даже для тех, кто крайне поверхностно знаком с истребителями нового поколения и их возможностями:

Сверхзвуковой полёт требует мгновенной реакции от пилота и бортовых систем. Любая ошибка пилота, любое случайное прикосновение к системе управления полётом может привести к тяжёлым последствиям. Пилоты тщательно следят за тем, чтобы их руки не могли допустить случайных касаний блоков управления.

Отмечено, что для снижения негативного эффекта от случайных касаний используется метод «пониженной чувствительности». Например, джойстик управления имеет «зазор» реакции примерно в 1 см – при меньшем отклонении системы управления полётом на действия лётчика реагировать не будут.
Впервые такой подход в ВВС США решили применить на истребителях F-16.

Подполковник ВВС США Рэнди Гордон говорит о том, что на F-22 «замечательный уровень автоматизации».

Американский офицер:

В режиме воздушного боя вы нажимаете на кнопку элемента управления, и она фиксирует скорость полёта. Эта скорость будет поддерживаться, даже если вы снимаете руку с элемента управления.

Лётчик-испытатель рассказывает слушателям о том, как F-22 компенсирует движение при сбросе авиационных боеприпасов с системой JDAM. Рэнди Гордон рассказывает о том, что для противодействия смещению центра тяжести системы «самолёт-сбрасываемая авиабомба» на F-22 реализован принцип автоматического смещения топлива. Лётчик-испытатель говорит о том, что пилот не управляет этим процессом, и топливо перекачивается в необходимых объёмах в баках для компенсации смещения центра тяжести автоматически.

В ролике отмечается автоматизация курса при осуществлении дозаправки в воздухе (всё тот же разговор о поддержании необходимой скорости):
Есть режим для дозаправки в воздухе, чтобы обеспечить лучшую управляемость позади воздушного танкера. Автоматика внимательно "следит" за этим, чтобы снизить нагрузку на пилота с точки зрения необходимости концентрации внимания сразу на нескольких вещах: поддерживать горизонтальную, вертикальную и боковую скорость, обмениваться данными с заправляющим бортом.


Рэнди Гордон рассказывает о том, что автоматизированная система сама готовит самолёт к вылету. Она же облегчает работу пилота в тот момент, когда F-22 начинает заход на посадку.

Полная версия лекции в англоязычном варианте:


Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх