БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

73 330 подписчиков

Свежие комментарии

  • Uri Strukow
    Особенно в хреновые времена. Не только как сейчас, а вообще."Мы возвращаемся ...
  • Nikolai
    Неее, Эрдоган - дурак, пытается быть "затычкой" во всех бочках, добьётся, что получит по ушам !!F-16 Турции совер...
  • Sergey Matsyuk
    нет, я террорист, но у меня дикое желание вырвать кадык именно у этих Врагов России.Греф в восторге: ...

Страх повторения Бейрута. Не взорвётся ли затонувший в устье Темзы транспорт?

Страх повторения Бейрута. Не взорвётся ли затонувший в устье Темзы транспорт?

Мачты затонувшего транспорта Richard Montgomery
Эхо взрыва в порту Бейрута прокатилось по всей планете, вытащив на свет некоторые скелеты в шкафу. В очередной раз в Великобритании заговорили о затонувшем в годы Второй мировой войны транспорте Richard Montgomery. Корабль затонул в устье Темзы на небольшой глубине в сентябре 1944 года. Всё бы ничего, но на борту транспорта, который направлялся во Францию, осталось примерно 1,5 тысячи тонн различных боеприпасов. И, хотя специалисты оценивают вероятность взрыва как маловероятную, если это произойдет, мало не покажется никому.

Транспорт Richard Montgomery типа «Либерти»


Транспорт Richard Montgomery относят к кораблям типа «Либерти», которые стали настоящими тружениками Второй мировой войны, обеспечивая транспортные перевозки союзников на различных театрах военных действий. Корабль, спроектированный в США, был построен огромной серией, которая превышает 2700 судов. Водоизмещение кораблей доходило до 14 450 тонн, максимальная скорость хода до 11 узлов (чуть более 20 км/ч).

Корабль получился достаточно удачным как по своим грузовым возможностям, так и по технологичности производства. Дальность плавания составляла до 20 тысяч морских миль.
За один рейс на борт можно было взять 2840 джипов, 440 легких или 260 средних танков, до 300 тысяч 105-мм снарядов. Но на практике грузы часто были комбинированными. О технологичности проекта свидетельствуют рекорды, которые ставились при сборке данных судов. Так, в ноябре 1942 года транспорт SS Robert Peary построили за 4 дня 15 часов и 29 минут (это время от закладки до спуска на воду). Этот транспорт не только пережил войну, но и активно эксплуатировался до 1963 года. И всё же это был пропагандистский прием, хотя и очень успешный. Но даже без этого средняя скорость постройки кораблей уже к концу 1942 года была доведена до 42 дней, а собирающие транспорты типа Liberty 18 верфей выдавали флоту по три готовых судна каждые сутки.

Страх повторения Бейрута. Не взорвётся ли затонувший в устье Темзы транспорт?

Транспортный корабль типа «Либерти» в море

Интересующий нас транспорт Richard Montgomery был заложен в Джексонвилле во Флориде. Постройку корабля осуществляла компания St. Johns River Shipbuilding Company. Свою деятельность она начала в апреле 1942 года, выпустив до конца войны 82 транспортных судна типа «Либерти». Корабль Richard Montgomery был седьмым кораблем этого типа, построенным на верфи в Джексонвилле. Закладка корабля произошла 15 марта 1943 года, а уже 15 июня того же года судно было спущено на воду.

Многие корабли типа «Либерти» получали имена собственные в честь известных исторических деятелей или отличившихся в боях военнослужащих. Герой нашей истории не был исключением. Корабль назвали в честь Ричарда Монтгомери, ирландца по национальности, который начинал свой путь солдатом и офицером британской армии. А позднее стал одним из героев Войны за независимость США, будучи уже генералом Континентальной армии.

Последний рейс транспорта Richard Montgomery


В августе 1944 года корабль трудился в Атлантике. Прибыв в Великобританию, транспорт должен был доставить военные грузы в порт Шербур, который полностью перешел под контроль союзников в конце июня 1944 года, но был введен в полноценную эксплуатацию только в середине августа. Корабль «Ричард Монтгомери», на который было загружено примерно 7 тысяч тонн различных боеприпасов, должен был прибыть в Великобританию, присоединившись к конвою HX-301, который должен был отправиться в Шербур, чтобы доставить военные грузы войскам союзников, сражающимся во Франции.

Прибыв в устье Темзы, транспорт стал на якорную стоянку недалеко от портового города Ширнесса, ожидая полного формирования конвоя. 20 августа судно снялось с якоря во время прилива. Дальше последовала череда странных ошибок, которая привела к тому, что корабль вынесло на широкую песчаную отмель недалеко от Ширнесса и судоходного канала в направлении реки Медуэй, впадающей в эстуарий Темзы возле данного города. Корабль намертво сел на мель, при этом повредив свой корпус. Здесь сыграла свою роль особенность кораблей типа «Либерти». Данные суда были хороши и технологичны, но никто всерьез не рассчитывал на их длительную эксплуатацию, делая упор на массовое строительство.

Страх повторения Бейрута. Не взорвётся ли затонувший в устье Темзы транспорт?

Место, где затонул транспорт

Всю эксплуатацию корабли данной серии сопровождали проблемы с прочностью корпуса. На более ранних транспортах эти проблемы были более выраженными, но до конца их устранить всё равно не удавалось. Двенадцать кораблей данного проекта буквально разломились прямо в море, а всего на кораблях во время эксплуатации было отмечено примерно 1,5 тысячи случаев образования трещин в конструкции корпуса. Отчасти это было связано со спешкой при строительстве, использованием новой технологии сварки корпусов, привлечением неквалифицированного рабочего персонала в условиях дефицита кадров. Свою роль накладывали также частая эксплуатация кораблей с перегрузом и перепады температур в Северной Атлантике.

На второй день после посадки на мель корабль Richard Montgomery начал буквально трещать по швам, чему только способствовала сила приливов в этом районе. Корабль нельзя было снять с мели в течение двух недель. При этом всё это время не прекращались работы по разгрузке корабля, чтобы спасти груз, а также уменьшить осадку судна. В конечном итоге корпус корабля не выдержал нагрузок и окончательно надломился, вода достаточно быстро затопила передние трюмы. При этом выгрузка боеприпасов из кормовых трюмов продолжалась до 25 сентября. Именно в этот день разломившийся на две части корабль полностью затонул.

Согласно официальной версии, с борта транспорта удалось извлечь большую часть опасных грузов. И все же в его трюмах по-прежнему остается примерно 1400 тонн различных боеприпасов. При этом, как писала год назад газета The Guardian, некоторые специалисты считают, что на борту корабля может находиться в два раза больше взрывчатых веществ, чем считается официально. Согласно официальной информации, на борту затонувшего на глубине 15 метров примерно в миле от берега корабля находятся 286 бомб калибра 910 кг, 4439 бомб калибра 450 кг, 1925 бомб калибра 230 кг, а также 2815 осколочных и кассетных бомб, различные взрывоопасные вещества, взрыватели, боеприпасы с белым фосфором, дымовые заряды, сигнальные ракеты и т.д.

Страх повторения Бейрута. Не взорвётся ли затонувший в устье Темзы транспорт?

Затонувший транспорт Richard Montgomery

Какую опасность представляет затонувший корабль?


В настоящее время затонувшее судно хорошо исследовано, за его состоянием регулярно наблюдают британские водолазы и специальные экспедиции. Корабль, разломившийся на две части, лежит на глубине 15 метров на большой песчаной отмели. При этом над водой постоянно торчат все три мачты корабля, вне зависимости от начала прилива или отлива. Известно, что корабль лежит на дне с креном на правый борт. Из-за наличия на борту большого количества взрывоопасных веществ судно находится под постоянным контролем Агентства морской и береговой охраны. А само место затопления обозначено на всех картах и выделено предупреждающими буями. Несмотря на это, за прошедшие годы здесь едва не произошло 24 аварии, а один раз грузовое судно фактически столкнулось с обломками, повредив винт. Это лишь повышает риск возможного взрыва.

Как грустно шутят британцы, если бы корабль затонул у стен парламента страны, какие-то работы по извлечению боеприпасов уже были бы проведены. С другой стороны сделать это не так-то просто. Особенно если учесть, что в английской истории имеются неудачные примеры подобных операций. В июле 1967 года попытка извлечения взрывоопасных грузов с борта польского грузового судна Kielce, затонувшего в Ла-Манше у Фолкстона ещё в 1946 году, закончилась провалом. Корабль взорвался ещё во время проведения подготовительных работ. В результате на дне образовалась воронка глубиной 6 метров, а сам взрыв был сопоставим с землетрясением, эквивалентным 4,5 балла по шкале Рихтера. Этот взрыв вызвал настоящую панику в Фолкстоне, хотя в городе и не было зарегистрировано пострадавших. При этом специалисты отмечают, что Kielce затонул на удалении в 4 мили от берега и на большей глубине.

Транспорт «Ричард Монтгомери» представляет гораздо большую опасность, так как лежит на небольшой глубине примерно в миле от Ширнесса. Взрыв корабля может представлять опасность для всех проходящих в этом районе судов, а также для самого города с населением 20 тысяч жителей и ближайших населенных пунктов, в которых определенно придется менять все окна. Осколки стекол при этом сами выступят поражающим фактором и могут серьезно покалечить людей. Также одним из последствий взрыва может стать миниатюрное цунами с высотой волны от 4 до 16 футов (от 1,2 до 4,8 метра). Такое мини-цунами станет причиной наводнения, которое нанесет близлежащим районам существенный экономический ущерб.

Страх повторения Бейрута. Не взорвётся ли затонувший в устье Темзы транспорт?

Изображение затонувших частей корабля

Последние исследования показывают, что корпус корабля всё больше подвергается коррозии. Специалисты оценивают вероятность серьезного взрыва как небольшую. Но полностью такой вариант развития событий не исключают. Взрыв может произойти при серьезном перемещении груза или столкновении судна с обломками. В районе, где каждый год проходит примерно пять тысяч судов, исключать этого нельзя. Масла в огонь подливает и тот факт, что на верхней палубе корабля над носовыми трюмами осталось большое количество снаряженных взрывателями осколочных бомб. Их падение в трюмы вместе с конструкциями корабля и последующий взрыв могут вызвать цепную реакцию. Также специалисты полностью не исключают возможности взрыва в процессе самопроизвольного разрушения боеприпасов.

В любом случае в настоящее время работы по контролю за состоянием судна продолжаются. А взрыв в Бейруте только придаст данной проблеме дополнительное внимание. Из последних действий, которые готовы предпринять британские официальные органы, можно выделить проект по срезанию мачт, верхушки которых видны над поверхностью воды. Для работ по удалению мачт будут привлекаться лучшие военные эксперты. При этом сам процесс удаления связан не столько с ликвидацией возможности столкновения с ними других судов, сколько с ослаблением давления, которое они оказывают на разрушающийся со временем корпус судна. По данным специалистов, в настоящее время мачты уже создают чрезмерную нагрузку на всю конструкцию затонувшего корабля.
Автор:
Юферев Сергей
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх