Свежие комментарии

  • Александр Ляшенко
    Надоели комментаторы,пора авторов пенсреформы выслушать с пристрастием!Юрий Пронько: "Мы...
  • Игорь Сипкин
    а что эти партии хотели? - унас все равныРекламщики отказы...
  • Валерий Денисов
    Выход один - импорт контрацептивов, в том числе для головы.Скрытая угроза: «...

Корабли-дроны: Россия безнадежно отстала от США и Китая

Nomad и Ranger подвозят патроны, а Sea Hunter ищет подводные лодки

На фото: патрульный катер противолодочной обороны Sea Hunter
На фото: патрульный катер противолодочной обороны Sea Hunter (Фото: Zuma/TASS)

Американский «Летучий голландец» прошел безаварийно 8 тыс. километров и успешно вернулся на базу Пойнт-Ломо, штат Калифорния. О чем сообщила пресс-служба ВМС США. Правда, у безэкипажного корабля совсем другое имя — Nomad. Он был построен в рамках программы Пентагона «Повелитель Призрачного флота» (Ghost Fleet Overlord — GFO), стартовавшей в 2017 году.

Конечной целью этой программы является создание больших и средних беспилотных надводных роботизированных систем, способных действовать в океане в течение длительного срока без вмешательства людей, даже дистанционного, и не нуждающихся в обслуживании.

Предполагается, что одной из задач таких беспилотников будет снабжение крупных соединений боевых кораблей боеприпасами. То есть они будут использоваться как плавучие склады.

Nomad прошел по маршруту Мексиканский залив — Панамский канал — западное побережье США. При этом 98% времени корабль действовал абсолютно самостоятельно, и лишь в Панамском канале его контролировал наземный оператор. В ходе плавания Nomad соблюдал международные законы морского судоходства.

Беспилотник Nomad был создан на базе уже существовавшего морского судна снабжения Riley Claire, построенного в 2014 году. Его длина — 52 метра, ширина — 9 метров. Судно было оснащено необходимой для его роботизации аппаратурой, среди которой системы связи, технического зрения, а также центральный процессор с программой искусственного интеллекта.

Nomad — это уже второй беспилотник, созданный в рамках программы GFO. Первым был Ranger, который в прошлом году прошел тот же самый путь из Мексиканского залива в порт приписки в Калифорнии.

Испытания этих двух беспилотников еще продолжатся. А завершение программы GFO ожидается в 2022 году. Тогда же будет принято решение о разворачивании производства безэкипажных кораблей снабжения.

Необходимо сказать, что в США бурно развивается направление кораблей-роботов различного назначения. И целый ряд разработок уже успешно завершен. К таковым относится патрульный катер противолодочной обороны Sea Hunter («Морской охотник»).

Катер предназначен для патрулирования тех регионов океана, где ожидается большая активность подводных лодок противника. Именно туда и направляется целая стая «Морских охотников», дальность плавания которых достигает 10 тыс. миль, а автономность — 70 суток. Длина катера — 40 метров, водоизмещение — 145 тонн. Скорость — 27 узлов. Высокая остойчивость, необходимая для океанского плавания, обеспечена тем, что катер построен по схеме тримарана. Способен эксплуатироваться при волнении до семи баллов.

«Морской охотник» оснащен гидроакустической станцией, пеленгующей шумы подводных лодок, и магнитометром. Обнаружив субмарину, беспилотник начинает ее сопровождать, передавая по спутниковой связи ее координаты, направление и скорость движения противолодочным самолетам или надводным кораблям, имеющим средства поражения подводных целей.

Эксплуатация таких катеров экономически чрезвычайно выгодна, день работы «Морского охотника» обходится всего лишь в 20 тыс. долларов. В то время как для эсминца типа «Арли Бёрк» этот показатель равен 700 тысячам. Понятно, что сокращение плана строительства кораблей типа «Арли Бёрк» и «Тикондерога» в определенной степени связано с предстоящим принятием на вооружение «Морских охотников».

Еще одна перспективная разработка, практически уже готовая, — гибридный разведывательный катер Hypersub Fathom. Способен плавать как в надводном положении, развивая скорость в 45 узлов, так и подкрадываться под водой на скорости 3,7 узла. Под водой работает от аккумуляторов, на поверхности — от 480-сильного дизеля. Дальность автономного плавания — 1000 миль. При этом есть возможность брать на борт экипаж.

А есть и уже внедренные разработки морских дронов. Уже шесть лет эксплуатируются безэкипажные противоминные катера Minehunting System компании Northrop Grumman. Они оснащены аппаратурой, которая способна на скорости хода в 18 миль обнаруживать, классифицировать и определять точное местоположение всех видов современных мин. Это значительное достижение, поскольку существующие сонары способны выполнять данную работу на значительно меньших скоростях хода тральщика.

В настоящий момент Управление стратегических исследований (Strategic Capabilities Office — SCO) Пентагона в контакте с ВМС США занимается секретным проектом Overlord по созданию первого в мире большого безэкипажного боевого корабля. Впрочем, недавно были раскрыты некоторые подробности этого проекта. В первой половине этого десятилетия должны быть построены 12 таких кораблей, на что были выделены 2,7 млрд. долларов.

О самих кораблях известно немного. Они будут относиться к классу корветов, имея водоизмещение порядка двух тысяч тонн и длину 80−100 метров. Предполагается, что на нем будут установлены ракетные комплексы для нанесения ударов по береговым целям для прорыва обороны, а также мощные средства радиоэлектронной борьбы. Корабль должен соблюдать правила морского судоходства, определять маршрут для решения боевых задач, поддерживать оперативную связь с другими кораблями в составе корабельной группы при минимальном взаимодействии с людьми.

Но не одни американцы создают надводные беспилотники. Этим уже 10 лет занимается, например, сингапурская компания STE. Она производит целое семейство катеров Venus различных габаритов (до 16 метров в длину) и назначений. В зависимости от устанавливаемого на катера оборудования могут решать широкий круг задач: патрулирование, береговая оборона, противоминная борьба, обнаружение подводных лодок, поисковые, спасательные и транспортные операции. Могут они использоваться и как ударные, для чего на катере устанавливаются модули с автоматической пушкой, крупнокалиберным пулеметом и гранатометами.

Ударные катера JARI-USV для ВМС производит и Китай. Но на них устанавливается более серьезное вооружение — ракеты, заряженные в восемь ячеек вертикальной пусковой установки, торпедный аппарат, автоматическая пушка калибра 30 миллиметров. К приборному оборудованию относятся РЛС с ФАР, гидроакустический комплекс, оптико-локационная станция.

А что Россия? Россия по части подводных беспилотников находится на недосягаемой высоте, сделав «Посейдон». В области же надводных дронов выглядит довольно бледно.

В 2016 году концерн «Калашников» объявил, что его дочерняя компания ZALA AeroGroup разрабатывает «беспилотный авианосец для беспилотных разведывательных квадрокоптеров». Называется он «Тритон». Это должен быть тримаран «длиной в несколько десятков метров и водоизмещением в несколько сотен тонн».

Дальность плавания «авианосца» — 750 миль. Радиус действия квадрокоптеров — 30 километров. Есть и пулемет калибра 7,62 мм для «уничтожения разведанных целей». Это довольно грустно. Вполне понятно, что на протяжении последних пяти лет сведения о «Тритоне» отсутствуют.

Какие-либо иные российские работы в области надводных безэкипажных катеров или кораблей в информационном поле не просматриваются. И это еще более грустно.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх