Свежие комментарии

  • Дмитрий
    Каждому мудаку- по ветряку!Все на электромоб...
  • Роза
    Если верхушки подпишут смертную казнь педофилам, то они сами туда попадают, поэтому они такой приговор не вынесут про...КРОВЬ ДЕТЕЙ ВОПИЕ...
  • Александр Ляшенко
    ГД необходимо на 50 лет запретить неконтролируемый въезд в РФ мигрантов.На эти же 50 необходимо ввести жёсткие для ми...ПРЕЗИДЕНТ ФЕДЕРАЦ...

Правительство отказалось сдерживать цены на еду

Чиновники отлынивают от работы, ссылаясь на рыночные законы

Правительство отказалось сдерживать цены на еду
Фото: Владимир Гердо/ТАСС

Правительство РФ в ближайшее время откажется от регулирования цен на продукты питания. Об этом заявила вице-премьер Виктория Абрамченко. «Регулирование цен — это чрезвычайная мера, которая была принята правительством, и вдолгую этим заниматься никто не хочет», — цитируют СМИ ее интервью «Ведомостям».

По словам Абрамченко, как только мировые рынки успокоятся, непредсказуемость уйдет и на внутренний российский агропродовольственный рынок вернется стабильность. При этом чиновница признала, что кабмин ни разу не воспользовался своим законным правом заморозить цены в случае, если в течение 60 дней цены на конкретные виды товаров растут на 10%.

Не очень понятно, как планы правительства коррелируют с позицией президента РФ, который 21 июля на совещании с членами кабмина обратил внимание на острую ситуацию с подорожанием базовых продуктов. Также Владимир Путин говорил о дороговизне еды на Прямой линии с россиянами 30 июня, объясняя форс-мажор недостатком конкуренции.

Вмешательство правительства в ценообразование на базовые продукты началось с декабря 2020 года также по требованию главы государства.

Минсельхоз и Минпромторг разработали и успешно применили ряд мер, позволивших сбить взлетевшие цены на подсолнечное масло, сахар и т. д. Получается, правительству для активной работы с ценами на еду нужен «пинок» президента?

Возможно, причина в идеологической — рыночной - заряженности членов экономического блока. Так, о вреде госрегулирования заявлял глава Минэкономики Максим Решетников. Иные методы борьбы с ростом цен отстаивал и его предшественник Максим Орешкин. Не заигрываться с регулированием стоимости на социально значимые товары призывал министр торговли Денис Мантуров.

Что это, саботаж позиции президента и пренебрежение интересами россиян? А может, чиновники просто не хотят работать? Мол, пусть все решит «рука рынка», как в 1990-е.

По мнению члена аграрного комитета Торгово-промышленной палаты РФ Елены Тюриной, полностью отказываться от госрегулирования не нужно:

— В конце 2020 года был рост цен на зерно, как следствие, на муку и в сложной ситуации оказались производители хлеба. Им оперативно была оказана поддержка из расчета на тонну произведенной продукции. Это тоже мера госрегулирования. Но она позволила сдержать рост цен на хлеб и помогла выжить промышленности.

А вот ограничение экспорта зерна было, видимо, не нужно. Там была и пошлина, и квотирование, а в результате мы не использовали весь свой экспортный потенциал, из-за чего сократилось количество участников рынка. То есть госрегулирование может быть как позитивным, так и негативным. Таким образом в части, связанной с мировым рынком, и, может быть, в рознице ситуацию можно отпустить, а вот поддержка производителей, чтобы в случае изменений цен на сырье не страдала рентабельность производства, будет полезна.

«СП»: — А может, чиновники, отказываясь от регулирования, просто ленятся?

— Это реально сложная работа. Нужно создавать систему мониторинга цен у производителей и в рознице. Причем, отдельно в сетевых магазинах и в магазинах у дома. Конечно, для разработки и внедрения такой сложной системы требуются дополнительные усилия. На данный момент этими вопросами занимаются и Минсельхоз, и Минэкономики, и Минпромторг, и Роспотребнадзор. Отдельно выделенного ведомства, органа, комиссии для решения этих вопросов нет.

А вот шеф-аналитик TeleTrade Пётр Пушкарёв считает, что регулирование должно проводится на более системной основе:

— Курирующая сельское хозяйство вице-премьер Виктория Абрамченко совершенно права: практика госрегулирования цен на продукты питания может быть задействована эффективно только на очень коротком промежутке времени, длиной не больше нескольких месяцев. В экстренных случаях такая мера позволяет остановить резкие ценовые скачки и выиграть время, чтобы выявить причины роста цен и прийти к соглашениям на будущее уже о более долгоиграющих решениях, которые способны принести стабильность цен уже не просто надолго, но и экономически обоснованно.

«СП»: — Потребители, как правило, думают о сегодняшнем дне…

— Краеугольным камнем принимаемых мер для защиты потребителей от ценовых всплесков должна все-таки выступать рентабельность производства и продажи продукта для каждого звена в цепочке производителей: от фермерского или другого крупного аграрного хозяйства в поле до переработки на заводе и транспортировки, хранения товара на складе и самой поставки конечному покупателю. Если на каком-то из этапов, особенно на стадии выращивания еды в поле или при первичной переработке (подсолнечной семечки в масло или свеклы в сахар) окажется, что делать это производителю невыгодно, то в убыток или с недостаточной нормой прибыли работать долго никто не будет.

Конечно, за неделю или месяц хозяйство или завод не станет резко перепрофилироваться, но если станет очевидно, что невыгодная ситуация подвисла в отрасли надолго, то оттуда начнут постепенно уходить инвестиции, а это вызовет со временем дефицит продукта. Если инвестор в принципе останется в сельскохозяйственной отрасли, то может начать выращивать вместо сахарной свеклы картофель или растить кукурузу. Возможно, закупки семян и оборудования, обработка полей и прочие процессы сконцентрируются и на каком-то другом продукте питания, конечная цена на который регулироваться государством на тот момент не будет.

В результате, получим ситуацию, где густо, а где пусто. И вскоре пусто может стать на полках, где должен лежать товар, от дальнейшего подорожания которого правительство и пыталось как раз простых людей защитить. И этот товар может оказаться в сильном дефиците. А значит цена на него максимально вырастет.

«СП»: — Что случится, если правительство сейчас прекратит регулирование цен?

— До конца осени от уже введенных раньше списков с предельными ценами на продукты власти, видимо, не откажутся, а возможно, потолки цен на основные социальные виды еды останутся и до января. Но уже ближе к весне, к следующей посевной компании, вопрос должен быть решен на более современной и постоянной основе. Иначе инвестиции могут утечь не просто в выращивание одной зерновой культуры вместо другой, или картофеля вместо свеклы, но и в принципе из сельского хозяйства в какой-нибудь торговый проект или в сравнительно простой стартап с площадкой для электронной коммерции. Поэтому, вероятнее всего, весна — предельный срок.

«СП»: — Подскочат ли в итоге цены на сахар, гречку, манку или подсолнечное масло после снятия официальной административной верхней планки?

— Зависеть это будет от того, успеют ли власти принять на федеральном и на региональном уровне меры, которые бы компенсировали заранее производителям причину возникшей проблемы. Как минимум, нужны субсидии на рефинансирование под более низкий процент прежних банковских кредитов. В последние пару месяцев правительство активно взялось за дело, но субсидий нужно больше, и они должны быть экономически четче просчитаны.

Только тогда производители смогут, сохраняя рентабельность, больше не наращивать, а то и уменьшить отпускные цены. А магазины, как правило, и рады бы сделать ценники пониже, скидочные акции на товар, так как чем больше оборот, тем выше их прибыль, а денег у покупателей все меньше, если исходить из необходимой суммы на покупку единицы товара. Но переписать ценники вниз торговая сеть не может, если сама закупает товар дорого. Вот и получается замкнутый круг, и чтобы разрешить его — нужно снижать затраты в самом низу и дальше по цепочке.

Если решить этот ребус до весны правительство успеет, то цены могут снизиться на 2−5 процента еще до снятия официальных потолков. Но если субсидий будет недостаточно, а правительство вместо них решит ограничиться модными нынче экспортными пошлинами, которые вроде бы и подравнивают условия экспортных поставок с внутренними продажами, но не в пользу производителя (а значит, опять-таки не дают ему нормально заработать на его товаре), то любая отсрочка благодаря ценовым потолкам окажется бесполезной тратой времени. А цены после снятия потолков продолжат точечно расти опять.

В свою очередь экономист Василий Колташов указывает, что рост цен на продовольствие неизбежен, так как в значительной степени объясняется встроенностью России в мировой рынок:

— Сейчас на мировом рынке в связи с приближением урожая наблюдается замедление и даже прекращение роста цен на продовольствие. И это положительно отразится на внутрироссийской ситуации. Ведь немалая часть глобального урожая будет собрана в России. Возможно, даст эффект привлечение мелкого и среднего поставщика на рынок, чего добивается правительство. Это означает, что необходимость ручного чрезвычайного регулирования на время отпадает. Правда, новый урожай далеко назад цены все равно не отбросит. Ну, может, «борщевой набор» временно подешевеет. А говядина, а макароны станут дешевле? Но с ноября-декабря мы увидим новую волну повышения цен на продовольствие.

«СП»: — Почему вы так уверены?

— Такие волны теперь будут часто. Это связано не с тем, что жители планеты вдруг стали «жрать в три горла», а с тем, что продовольствие — это важный постоянно потребляемый товар, по отношению к которому мировая денежная масса слишком велика. И вина за это лежит на США, которые в прошлом году влили в денежную систему триллионы долларов. В результате рынки росли на растущей безработице, что противоречит всем законам экономики. Это обилие денег оказывает давление на товарный рынок. В том числе на продовольственный. Россия оказывается в зоне влияния этого процесса. Цены опять вырастут. Поэтому правительству ближе к Новому году опять придется беспокоиться о росте цены набора для «оливье».

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх