Литоральные корабли США – позор или не очень?

Литоральные корабли США – позор или не очень?

Американцы начинают выводить в резерв свои корабли охраны прибрежной зоны. Так называемые литоральные корабли. Совершенно закономерное событие, потому что однозначно корабли не задались. Это нормальная практика, это случается.

На страницах многих СМИ многие высказались на эту тему. В том числе и авторы, статьи которых можно увидеть и на «Военном обозрении». Высказывания в духе времени:
«…эта позорная история является типичной для американского военно-морского флота»
«История этого проекта – это история бесконечного позора»
«Позорная эпопея с «литторальными боевыми кораблями» будет продолжаться, и позора в ней не убавится»
(авторская орфография сохранена) и все в таком духе.

В общем – «позор джунглям».

Но давайте серьезно, без выкриков, попробуем подумать на тему того, хорошо это для нас, или плохо? Так сказать, оценить по-свойски, зрада это или перемога?

Итак, два первых литоральных корабля ВМС США, «Фридом» и «Индепенденс» уходят в резерв. Некоторые «эксперты» уже применили в своих комментариях слово «распил», но увы. До распила в соответствии с принятой в США системой, еще далеко.

Есть в американском флоте такое NISMF. Это подразделение ВМС США, которое занимается выводом из эксплуатации и хранением военно-морских судов до определения их дальнейшей судьбы.


Варианты такие: выведенное из состава ВМС судно может попасть в резерв. Перед этим корпус и оборудование корабля тщательно дефектуются и ремонтируются. После ремонта обязательно проводятся швартовные и ходовые испытания. Затем с корабля снимают боезапас, сливают авиационный бензин и масла, вообще, все взрывопожароопасные и скоропортящиеся материалы, кроме основного топлива в танках. Также сливают запасы воды. Все остальное оборудование и имущество хранится на корабле. И в таком виде корабль стоит в определенном месте до 20 лет.

Литоральные корабли США – позор или не очень?


Суда, попавшие в резервный флот, имеют несколько классов, в зависимости от приоритета и количества денег, выделенных на содержание.

Литоральные корабли США – позор или не очень?

Категория «B». Корабли в этой категории сохраняются для возможного использования в будущем. То есть, получат максимальное финансирование на обслуживание. Возможна продажа кораблей из этой категории всем желающим.

Категория «C». Эти корабли будут обслуживаться «как есть». Никаких обновлений и улучшений, просто поддержание рабочего состояния по минимуму.

Категория «D». Это суда на консервации, фактически корпуса с машинами. Фактически не обслуживаются, предпоследний порог перед утилизацией.

Категория «X». Это корабли, исключенные из Регистра военно-морских судов, ожидающие утилизации. Не обслуживаются.

Если корабль попадает в резервный флот, это еще не означает его скорый распил и утилизацию. Нет, вполне может и побарахтаться, хотя литоралов, скорее всего, ждет продажа по остаточной цене.

В любом случае, это лучше, чем стать рифом или быть разрезанным на металл.

Литоральные корабли США – позор или не очень?

Что будет выбрано для литоралов – пока не известно. Но суть не в том. Суть в том, что несмотря на то, что некоторые эксперты, громогласно кричащие «позор!» не понимают двух вещей.

Первое. У США есть где строить корабли всех классов.
Второе. У США есть на что строить корабли всех классов.

«Не зашли» литоральные «Фридомы» и «Индепенденсы»? Случается. И не такое случается. Можно сюда же вспомнить и проект подводной лодки «Сивулф». Отличная лодка для своего времени, до сих пор все три служат, и служат без проблем. Две как обычные лодки, а чем там «Джимми Картер» занимается, сказать очень сложно.

Но проблема не в ходовых качествах. Не в смелом инновационном проекте. В стоимости на тот момент. Потому серию просто взяли и прекратили. А деньги пустили на проект «Коламбия», которая скоро войдет в состав американского флота.

Примерно то же произошло и с «Замволтами». Слишком высокая стоимость с одной стороны и слишком нежная конструкция, особенно в плане электрики. Три корабля в качестве «демонстрации технологии» и на этом все.

А как у нас было с танком Т-14, который «Армата»? Тоже проектная платформа, которая, как выяснилось, стоит столько, что Т-72Б3 и Т-80БВМ оказались «ничуть не хуже» по соотношению «цена/качество». Ну и сложности с производством.

Можно вспомнить историю с «истребителем пятого поколения» Су-57, которые все еще не совсем истребитель пятого поколения. Примерно по тем же причинам Су-35 и МиГ-35 признаны «не хуже».

Ну и о кораблях мы не так давно говорили. О патрульных кораблях проекта 22160.

Литоральные корабли США – позор или не очень?

Не менее непонятные корабли, чем литоральные американские, были разработаны для Пограничной службы ФСБ России, но заказчик от них отказался. Тогда всеми доступными способами корабли пропихнули во флот. А теперь идут долгие раздумья на тему что с ними делать. Потому что делать что-то надо, корабли для флота бесполезны.

Установить «Калибры»? Пробовали. Запускать из кормовой части невозможно в силу особенностей конструкции. Перенести вперед – слишком близко ходовая рубка, надо ее полностью перестаивать. Установить ПВО, чтобы корабль начал представлять хоть какую-то боевую ценность – не хватает мощности бортовой РЛС для нормальной работы «Штиля».

А кораблей построили серию. Позор? Ну вроде как да. Только вот по мнению некоторых авторов, у американцев ПОЗОР, а у нас так… позорчик. Бюджет-то в 10 раз меньше.

Но факт, что и у нас умеют строить совершенно ни на что не годные корабли. А потом не знать, что с ними делать.

Мне вот лично очень было бы интересно, как тот же Александр Тимохин написал бы про недоразумение проекта 22160. И в каких фразах. И сколько раз прозвучало бы слово «позор» в его материале.

А теперь самое главное.

Позор или не позор – основная «ценность» литоралов в том, что они есть. И их можно вывести в резерв и продать или разобрать. Это не так важно уже, что с ними станет дальше. Свое дело они уже сделали, то есть, показали, что капризный водомет с не менее капризными турбинами – не самое лучшее решение конструктивно.

Литоральные корабли США – позор или не очень?

Да, скорость у кораблей прекрасная. Если все работает как надо, а с этим как раз были проблемы. Контейнерное сменное вооружение – тоже не самая удачная идея, как показала практика. Не так просто переткнуть контейнеры с помощью крана и соединить кабелями все. Переоборудование и тест/отладки систем могли занять до месяца, так что ни о какой оперативности речь теперь не идет.

В этом убедились и сами американцы, и нас научили. Ну и весь мир теперь в курсе, что модульность – это полезная вещь очень условно.

Но литоралы уже построены. Бюджетные деньги освоены. Все получили денежку: и КБ, и производители комплектующих, от металла до ракет, и судостроители, все.

Это трагедия? Нет. Учитывая размеры американского флота и то, что эти литоралы, корабли охраны мелководья, реально не очень востребованы – можно списывать сразу после спуска на воду и испытаний.

То же самое и с нашими кораблями проекта 22160. Сразу в утиль за ненадобностью.

Это проще, чем потом ломать головы, придумывая, чем бы эти корабли озадачить таким, что им по плечу.

Но на этом стоит весь военно-промышленный комплекс.

Действительно, это так. Выбросим все бредовые мысли насчет конверсии, и что завод по производству танков выживет за счет тары и металлорежущего инструмента, производимого для гражданки. Танковый завод будет хорошо чувствовать себя только тогда, когда производит танки.

В кораблестроении все точно так же. И в ракетостроении.

Недавно разбирали вопрос с новой МБР «Кедр». Она нам сильно нужна, учитывая то, что «Сармат» еще до ума не довели? Нет, совсем не нужна. Но она очень нужна Институту теплотехники, потому что если институт не будет разрабатывать ракеты, он сдохнет.

Военные институты и КБ должны постоянно что-то изобретать и конструировать. Разрабатывать и строить в моделях. Двигать в серийное производство и получать с этого прибыль.

А заводы должны строить эту технику.

Ну никак иначе не получится. Посмотрите в гражданский сектор. Раньше автомобили запросто проезжали миллион на одном двигателе, а сейчас? И так во всем, телефоны, пылесосы, миксеры и кофеварки. Исключение, пожалуй, только автомат Калашникова. Остальное все чем быстрее сломается, тем лучше. Потому что это работа для миллионов людей по всему миру.

Так что все здесь весьма закономерно. ВПК каждой страны должен постоянно осваивать суммы, иначе он просто встанет и обанкротится. И люди, работающие на предприятиях оборонки просто останутся без средств к существованию. Начнется отток кадров и прочие реалии сегодняшнего российского дня.

В США это понимают и не хотят такого расклада.

Поэтому «Сивулфы» дослужат до «дембеля» и будут утилизированы. И вместо них будут строить «Коламбии» или что-то еще, не важно название, важен принцип.

Потому F-22 «Рапторы» тоже как-нибудь доползают до посадки и их заменят на F-35 или F-44. Тоже не важно.

Потому «Фридомы», «Индепенденсы» и «Замволты» уйдут в гавани Резервного флота США и вместо них начнут строить «Арли Берки», «Констеллейшены» и что там еще будет придумано.

Важно то, что «на смену» уже придумано. Есть F-35, есть фрегат «Констеллейшн», который будет строить фирма Fincantieri Marinette Marine. Есть АПЛ «Вирджиния» и будут АПЛ «Коламбия». Вот в этом сомнений нет.

Можно говорить о качестве проектов и стоимости, но вот в том, что они будут строиться, сомнений нет.

И что в этом такого позорного? Вывести из строя неудачную технику – это позор? Но тогда совсем недавно министр обороны Шойгу говорил о полутора десятках видах вооружений, которые убрали по итогам использования в Сирии – это тоже позор?

А корабли проекта 22160 – это тоже, получается, позор?

Или позор – это когда нет современных кораблей, нет денег на их постройку, нет двигателей? И когда приходится устраивать «Тришкин кафтан» с кораблями советской постройки, латая и перелатывая корабли возрастом 30+?

Самое неприятное, что США точно что-то построят взамен неудачных литоралов, АПЛ, эсминцев. У них для этого есть все: заводы, верфи, кадры и, самое главное – деньги. Насколько построенное будет удачнее – время покажет. Но то, что предприятия ВПК США будут обеспечены заказами, это факт.

И что в этом позорного?

А вот то, что Россия сегодня не в состоянии построить корабль, водоизмещением больше 20 тысяч тонн и обеспечить строящиеся крупные корабли дизелями – это не очень радостно. И пока «ничего в волнах не видно», только прожекты в ассортименте, как говорится.

Так что я не стал бы так умильно и обильно радоваться тому, что американцы выводят из состава флота неудавшиеся корабли. Взамен них они тут же начнут строить новые. Предприятия будут обеспечены работой, конструкторы, инженеры, рабочие – все будут довольны. Ну и военные тоже. Благо, в США для этого есть все.

И криков «Позор джунглям» в российской прессе будет явно маловато для того, чтобы ситуация сложилась в нашу пользу. Ибо, как известно, караван американского флота будет идти вне зависимости от того, что будут говорить вокруг.
Автор:
Роман Скоморохов
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх