Ка-62: дорога в небо или путь в никуда?

Начало положено



Самой важной новостью для российского авиастроения начала весны можно считать то, что арсеньевская авиационная компания «Прогресс» имени Н.И. Сазыкина начала строительство вертолетов Ка-62, запустив в производство шесть машин опытной партии.

«На заводе начато строительство опытной партии шести вертолетов Ка-62, два из них планируется передать для внутрикраевых перевозок. Их сдача запланирована на 2021 год»,

— заявил управляющий директор «Прогресса» Юрий Денисенко.


Не будем сейчас вдаваться во все технически новшества машины. Поговорим о другом.
По идее, данная новость должна вызвать у любителей российской авиации нескрываемый восторг: ведь речь идет об условно новом вертолете, который не является очередной вариацией на тему «бессмертного» Ми-8 или чего-то другого, что ранее серийно выпускали в годы СССР. Однако почти каждый любитель авиации сразу увидит подводные камни. И их слишком много для того, чтобы можно было просто зайти в море, не поранившись, образно говоря.

Метаморфозы трудного времени



Для начала стоит сказать, что Ка-62 — лишь условно российская разработка. Вертолет удивительным образом перерождался дважды: сначала это был Ка-60 — военная многоцелевая машина, которую в Камове начали создавать еще в далеком 1984 году. Он стал первым «камовским» вертолетом, выполненным по одновинтовой схеме с четырехлопастным несущим винтом и одиннадцатилопастным рулевым. Что было дальше, несложно вспомнить. Перестройка, гласность, развал СССР. Трудности 90-х, в которой новой машине места уже не нашлось. Итог — два построенных вертолета за все время, хотя первые полет Ка-60 выполнил в далеком 1998 году.


Ка-62 — не что иное, как гражданская версия 60-го. Он впервые поднялся в небо в 2016 году: новая версия отличается широким применением импортных компонентов. Вообще, импортозамещение — это явно не про Ка-62, да и требования рынка гражданской авиации сильно отличаются от требования рынка военных вертолетов: как минимум в плане экономии. Если на Ка-60 стояли два отечественных турбовальных двигателя РД-600, то Ка-62 получил французский Ardiden 3G с планами в будущем заменить его на что-то российское. А это уже больше роднит проект с авиалайнером МС-21, который также грозятся оснастить ПД-14.

Собственно, на этот аспект ранее уже не раз обращали внимание. Так, преподаватель Военно-воздушной академии имени Жуковского Евгений Матвеев ранее заявил, что для Ка-62 используют неоправданно большое количество комплектующих зарубежного производства в ущерб отечественным компонентам.

Однако здесь нужно заступиться за создателей. Как показывает мировая практика (Boeing, Airbus, Embraer), в основе успешного авиапроекта должен лежать не принцип заботы об отечественных производителях, а целесообразность. Грубо говоря, если западные двигатели экономичней, то нужно брать их. И наоборот. Также нужно понимать, что в случае с Ка-62 перейти на сугубо российские комплектующие невозможно в принципе.


Использование иностранных компонентов — это совершенно нормальная практика, даже для таких титанов, как Китай или США. Тот же китайский авиалайнер Comac C919, главную надежду авиастроения Поднебесной, снабдили западными CFM International LEAP, а американский Boeing 787 Dreamliner может оснащаться британскими Rolls-Royce Trent.

В целом основные характеристики Ка-62 вполне в духе своего времени. Максимальная взлетная масса машины составляет 6,5 тонны. Машина может перевозить до пятнадцати пассажиров. Вертолет способен развивать скорость до 308 километров в час и выполнять полеты на расстояние до 770 километров.

Новый поворот


Казалось бы, есть проект, и он потенциально востребован. Есть даже несколько построенных и даже летающих образцов. Но, видимо, кто-то посчитал, что этого будет недостаточно, и решил, что Ка-62 можно…снова сделать военным вертолетом.

«У нас облик военного вертолета Ка-62 есть. Но мы еще не приступали к испытаниям. Первая задача: просто получить сертификат на гражданский вертолет. Мы ведем параллельно работу по военному облику данного вертолета, обсуждаем с Минобороны в первом приближении их потребности, те миссии (вертолета), которые необходимы»,

— заявил в 2018 году гендиректор холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинский.

То есть сначала Ка-60 трансформировался из военного вертолета в гражданский Ка-62, а теперь непосредственно Ка-62 видят не только гражданским, но и военным. Это при том, что, как мы уже говорили выше, между требованиями гражданского рынка и Минобороны может не быть почти ничего общего, так что по факту, возможно, будет легче создать новый вертолет.


Не стоит также забывать, что российская армия уже начала закупки транспортно-десантного вертолета Ми-38Т и отказываться от этой машины, насколько можно судить, не будет. Кстати, в феврале первый серийный гражданский вертолет Ми-38 передали заказчику, однако это уже немного другая тема для дискуссии.

Полеты во сне и наяву


Очевидно одно: без поставок на экспорт проект Ка-62 не имеет практического смысла. Вообще, ни одна развитая страна мира не будет создавать вертолеты «для себя»: это чересчур дорого и сложно.

Может ли Ка-62 был востребован на мировом рынке? И да, и нет. Как писал в 2013 году «Военно-промышленный курьер», первый Ка-62 хотели поставить в Бразилии в 2015-м.

«Мы также планируем выйти сюда с новым продуктом, то есть вертолетом Ка-62. Мы подписали контракт, пока он «мягкий». Но в ближайшее время подпишем "твердый" контракт на поставку первой партии из семи вертолетов Ка-62»,

— заявили тогда в «Вертолетах России».

С тех пор информации по контракту почти нет, как нет данных и по новым соглашениям.

Вообще, ситуация на авиационном рынке почти не поддается прогнозам, даже если убрать свойственную постсоветским авиастроителям неуместную браваду. Кто, например, мог еще пару лет назад предположить, что за январь 2020 года сам Boeing из-за своих ошибок с моделью 737 Max (стоит сказать, весьма чудовищных по современным меркам) впервые за почти 60 лет не получит ни одного заказа?

В случае же с Ка-62 (сюда же можно отнести его гипотетическую военную версию) ситуация выглядит еще более сложной, ведь вертолет только предстоит вывести на рынок и «раскрутить». Доказав при этом, что он лучше, чем тот же европейский AgustaWestland AW139, который, к несчастью для Ка-62, уже построен серией в более чем 700 машин и успел отвоевать себе солидную часть относительно узкого рынка.


Проблема еще и в том, что в Европе и США активно работают над принципиально новыми и потенциально революционными скоростными вертолетами. Чего только стоит проект Racer от Airbus или американский конкурс FARA. То есть имеет место риск морального устаревания классических винтокрылых машин, хотя скоростным вертолетам только предстоит доказать, что они экономически выгодней своих проверенных собратьев.
Автор:
Илья Легат
Источник ➝

Блицкриг на Западе. Как пали Голландия, Бельгия и Франция

Блицкриг на Западе. Как пали Голландия, Бельгия и Франция

Немецкие солдаты у ворот захваченного бельгийского форта «Бонсель». Май 1940
80 лет назад, в мае 1940 года, Третий рейх нанёс сокрушительное поражение Голландии, Бельгии, Франции и Англии. 10 мая 1940 года немецкие войска вторглись в Голландию, Бельгию и Люксембург. Уже 14 мая капитулировали Нидерланды, 27 мая – Бельгия, Франция была разбита и утратила волю к сопротивлению, британцы бежали на свой остров.

Завоевание «жизненного пространства»


Несмотря на быстрый разгром Польши, захват Дании и Норвегии, военно-экономическая мощь Рейха не соответствовала масштабам агрессивных замыслов Гитлера.
Однако мощь вооруженных сил Германии быстро росла. В 1939 году в сухопутных силах было уже 3,8 млн. человек, к весне 1940 года действующая армия возросла ещё на 540 тыс. человек. Вдвое больше стало танковых соединений (вместе 5 стало 10). Увеличена армия резерва. Строился большой флот. Рейх получил современные ВВС. Резко возросло военное производство. Однако военный и ресурсный потенциал Германской империи сильно уступал противникам. Ресурсы одной только Британской империи были значительно выше германских. Таким образом, Англия и Франция имели хорошую военно-материальную базу для победы над Рейхом, но не использовали её. Союзники до последнего сохраняли пассивность, отдавая врагу стратегическую инициативу.

Тем временем Германия активно готовилась к французской кампании. Чтобы выиграть время для подготовки новой наступательной операции, Гитлер делал вид, что готов договориться. Что у Германии нет особых претензий к Франции, а от Англии немцы ждут возвращения колоний, отобранных после Первой мировой войны. В это время в Рейхе разворачивались новые воинские части, наращивалось производство вооружения, техники и боеприпасов. Внутри страны нацисты завершали разгром любой оппозиции, подавляли антивоенные настроения. Методично проводилась мощная идеологическая обработка населения в сочетании с репрессиями. Армия и народ становились единой военной машиной, уверенной в своей правде.

Немцы, используя популярность в Европе Гитлера, идей нацизма и фашизма, создали мощную агентурную сеть во Франции, Голландии и Бельгии. Германское командование знало о противнике практически всё: количество и качество войск, их дислокацию, состояние военной промышленности, мобилизационную готовность, тактико-технические данные вооружения и т. д.

Гитлер в ноябре 1939 года на военном совещании снова ставит задачу завоевания жизненного пространства для Германии: «Никакое умничанье здесь не поможет, решение возможно только с помощью меча». Также фюрер говорит о расовой борьбе, борьбе за ресурсы (нефть и т. д). Гитлер отмечает, что Рейх сможет выступить против России только победы на Западе. Необходимо разгромить Францию и поставить на колени Англию.

В результате Гитлер и военно-политическое руководство Рейха, несмотря на авантюризм их планов, вполне разумно считали, что необходимо решить проблему возможности войны на два фронта, которая погубила Второй рейх. На пути к господству в Европе и мире сначала необходимо усилить военно-экономический потенциал Германии за счёт завоевания ряда европейских стран, разгрома Франции и Англии. Гитлер хотел взять исторический реванш за проигранную войну 1914—1918 гг. над Францией, что должно было ещё больше сплотить нацию, дать ей дух победы. Обезопасить тыл, поставить Лондон на колени (избежать полного разгрома Англии и договориться с британцами), установить единую власть в Европе, подготовить плацдармы с севера и юга для удара по России (договорившись с Финляндией и Румынией, оккупировав Балканы). Поэтому германское верховное руководство пришло к выводу, что новые удары целесообразно нанести на Западе, оставив Россию на потом.


Немецкие солдаты под прикрытием противотанковой САУ Panzerjager I в Бельгии. Май 1940


Французские артиллеристы ведут огонь из 155-мм гаубицы образца 1917 года системы «Шнейдер» в районе Седана. Май 1940


Расчет немецкой 210-мм тяжелой мортиры готовится открыть огонь по французским укреплениям. На заднем плане находится еще одна 210-мм тяжелая мортира


Немецкие солдаты у взятого дота линии Мажино

Почему Париж и Лондон пассивно ждали вражеского удара


Военно-политическое положение Франции и Англии как нельзя лучше соответствовало планам гитлеровцев. Франция, которая со времен победы в Первой мировой войне сохраняла позиции одной великих мировых держав и лидера Европы, была в политическом упадке. Французы в политическом отношении стали младшими партнерами англичан, которые до самого последнего момента «умиротворяли» агрессора за счёт соседей. Лондон же сознательно разжигал в Европе большую войну в надежде выйти из новой мировой войны победителем, главой нового мирового порядка. Британская империя была в кризисе, ей необходима была мировая война, чтобы похоронить конкурентов. В итоге Англия сознательно шаг за шагом сдала Гитлеру всю Европу (включая и Францию) и, очевидно, имела негласные договорённости с фюрером, включая миссию Рудольфа Гесса; договоренности до сих пор засекречены в британских архивах. Гитлер получал спокойный тыл в Европе и затем должен был атаковать русских. После победы на Россией Берлин и Лондон могли построить новый мировой порядок.

Организация французских вооруженных сил, их стратегия, оперативное и тактическое искусство застыли на уровне Первой мировой войны. Французы не уделяли большого внимания развитию передовой военной техники, и немцы получили преимущество в авиации, связи, противотанковом и зенитном вооружении. Французский генералитет в основном остался в военной мысли в прошлом, проспал новые процессы в развитии военного искусства. Французы исходили из оборонительной стратегии, считали, что враг, как в предыдущую войну, истощит свои силы в позиционной борьбе. Франция потратила огромные средства и уделила большое внимание совершенствованию хорошо оборудованных укрепленных линий на западной границе. Французы думали, что немцы увязнут в штурме линии Мажино, а затем можно будет сформировать резервы, подтянуть войска из колоний, перейти в контрнаступление, пользуясь материально-военным преимуществом над Германией.

В результате с тотальной мобилизацией не спешили, продолжали в целом мирную жизнь. «Странная война» на Западном фронте продолжалась до самого немецкого удара. Голландия и Бельгия не спешили налаживать военное взаимодействие с французами и британцами. Подчёркивали свой нейтралитет. У союзников царила ущербная оборонительная стратегия, отдававшая инициативу врагу. Дивизии, танки и авиация были равномерно растянуты по фронту. Стратегические резервы на случай неожиданного прорыва немцев не сформировали. Тыловые оборонительные линии не подготовили. Даже мысли такой не было! Генералитет смотрел на политиков, ждал скорого мира. Затишье на фронте рассматривалось как свидетельство того, что германское руководство вскоре будет искать мира с Англией и Францией с целью организации общего «крестового похода» против России. Офицеры и солдаты также были уверены, что подписание мира с Германией — вопрос времени. Даже если немцы и попробуют атаковать, то будут остановлены на линии Мажино, а затем попробуют договориться. Поэтому убивали время игрой в футбол, карты, смотрели привозимые кинофильмы, слушали музыку, заводили романы с дамами. Бои в Норвегии сначала насторожили военных, но на французской границе по-прежнему было тихо. Таким образом, в целом общество и армия считали, что немцы не полезут штурмовать неприступные форты, и рано или поздно будут искать компромисс.

При этом времени для полной мобилизации, организации жесткой обороны и подготовки сильных контрударов у союзников было полно. Гитлер несколько раз переносил сроки начала операции. Сначала с ноября 1939 года на январь 1940 года — из-за неготовности армии. Затем января на весну 1940 года — из-за потери секретных документов (т. н. Мехеленский инцидент), с марта на май — из-за Датско-норвежской операции. Обо всех планах Гитлера германской армии военные заговорщики из абвера (военная разведка и контрразведка Германии) своевременно докладывали союзникам. Англо-французское командование знало об подготовке операции Рейха в Норвегии, но упустило момент для уничтожения немецкого морского десанта. Англо-французы знали о планах нападения на Францию, о времени вторжения, о том, что через Бельгию и Голландию немцы нанесут отвлекающий удар, а основной будет в Арденнах. Но угодили и в эту ловушку.

Западные державы будто спали. Целый ряд «странностей» привёл к блестящей победе Гитлера и Третьего рейха. Малые страны верили в незыблемость своего «нейтралитета». К примеру, бельгийские власти 9 мая (за день до вторжения) восстановили 5-дневное увольнение из армии, показывая своё неверие в «нелепые слухи» о войне. В это время немецкие танки уже шли к границе Голландии, Бельгии и Люксембурга. Лидеры Запада были уверены в скором союзе с Третьим рейхом против русских. Франция, которая в Первую мировую войну проявила настоящий героизм и отчаянно дралась, дала себя разгромить и оккупировать. Англия избежала больших потерь, её просто выбили на острова. В Берлине уважали британских колонизаторов и расистов, которые показали немцам, как править миром с помощью колониальных «элит», террора, геноцида и концлагерей.


Французские артиллеристы у 220-мм пушки особой мощности образца 1917 года фирмы «Шнейдер» готовятся открыть огонь по укреплениям Западного вала (Линии Зигфрида) на границе Германии


Немецкие солдаты осматривают французский танк Char B1-bis «Мистраль», подбитый в Ле-Катле


Немецкие солдаты позируют на французском танке Renault FT-17

Силы сторон


Гитлер сосредоточил на Западном фронте основные силы (на Востоке оставили всего несколько дивизий прикрытия) – 136 дивизий, включая 10 танковых и 6 моторизованных. Всего 3,3 млн. человек, 2600 танков, 24,5 тыс. орудий. Сухопутные силы поддерживали 2-й и 3-й воздушные флоты – свыше 3800 самолетов.

Союзники имели примерно такие же силы союзников: 94 французские, 10 британских, польская, 8 голландских и 22 бельгийские дивизии. Всего 135 дивизий, 3,3 млн. человек, около 14 тыс. орудий калибра выше 75 мм и 4,4 тыс. самолетов. По числу танков и самолетов союзники имели преимущество. Однако союзники уступали в качестве бронетанковых сил: 3 бронетанковые и 3 легкие механизированные дивизии, всего более 3,1 тыс. танков. То есть по числу танков немцы уступали, а также и по качеству техники (французские танки были лучше). Но немецкие танки были сведены в ударные группы и дивизии, а французские танки рассредоточены по линии фронта, распределены между соединениями и частями. В результате в начале сражения силы были примерно равны, по некоторым количественным показателям преимущество было у союзных армий.

Если бы сражение затянулось, то у германцев начались бы большие проблемы. Союзники имели возможность сравнительно быстро нарастить число дивизий с помощью тотальной мобилизации во Франции, переброски войск из Англии и колоний. Также Французская и Британская колониальные империи имели преимущество в людских, материальных ресурсах. Затяжная война была смертельна для Рейха.



Высадка немецкого парашютного десанта с транспортных самолетов Юнкерс Ю-52 в Нидерландах


Немецкие мотоциклисты на улице пригорода Люксембурга


Немецкие конные разведчики переправляются через реку в Арденнах

«Желтый план»


Наступление германских войск разворачивалось в соответствии с уточнённым «Жёлтым планом» (план «Гельб»). Он предусматривал вторжение войск во Францию не только через Центральную Европу, как было в первом варианте (повторение в основах «плана Шлиффена» 1914 года), а одновременную атаку по всему фронту до Арденн. Группа армий «Б» связывала врага боями в Голландии и Бельгии, куда союзники должны были перебросить свои войска. Главный удар войска группы армий «А» наносили через Люксембург – Бельгийские Арденны. То есть германские войска обходили мощную укрепленную зону на франко-германской границе – линию Мажино, и должны были прорваться к побережью пролива Ла-Манш. В случае успеха германские дивизии отсекали бельгийскую группировку противника от сил во Франции, могли её блокировать и уничтожить, избегали тяжелых боев на французской границе.

Основной задачей группой армий «В» (18-я и 6-я армии) под командованием фон Бока было сковать силы врага на северном фланге, захватить Голландию и Бельгию, на втором этапе операции войска перебрасывали во Францию. От быстроты действий 18-й и 6-й армий Кюхлера и Рейхенау зависел успех всей операции. Одни должны были не дать голландской и бельгийской армиям прийти в себя, организовать упорное сопротивление на удобных позициях «крепости Голландия» (многочисленные реки, каналы, плотины, мосты пр.), фортах Бельгии. Помешать наступлению англо-французских войск, которые должны были войти в Бельгию левым крылом. Поэтому решающую роль в операции играли передовые части десантников-парашютистов, 16-й моторизованный корпус Гёпнера (в составе 6-й армии).


Главный удар наносила группа армий «А» под началом фон Рундштедта (4-я, 12-я, 16-я армии, 2-я резервная армия, танковая группа Клейста – два танковых и механизированный корпуса). Германские войска вторгаясь в Бельгию, продвигались сначала медленно, ожидая втягивания вражеских войск в западню, затем совершали рывок через Арденны, прорываясь к морю, к Кале. Тем самым блокируя союзные войска в Бельгии и северном побережье Франции. На втором этапе операции группа Рундштедта должна была нанести удар во фланг и тыл французским войскам на линии Мажино, соединиться с группой армий «Ц» («С»), которая вела вспомогательную операцию на франко-германской границе.

4-я армия Клюге наступала на правом фланге группу армий «А»: она должна была прорвать оборону бельгийской армии, наступать южнее Льежа, быстро выйти к р. Маас в районе Динан, Живе. 15-й моторизованный корпус (группа Гота) с рубежа Мааса начинал прорыв к морю. 12-я армия Листа и танковая группа Клеста (19-й и 41-й танковые, 14-й механизированный корпуса) должны были легко пройти через Люксембург, затем форсировать труднодоступную местность Арденн, выйти к Маасу на участке Живе – Седан. Форсировать реку и быстро наступать на северо-запад. 12 армия обеспечивала левый фланг, танковые соединения прорывались к морю, к Булони и Кале. Левый фланг ударной группировки прикрывала 16-я армия Буша. По мере прорыва бронетанковой группы на запад и северо-запад 16-я армия должны была обеспечить южный фланг сначала со стороны франко-германской границы, затем за Маасом. В результате армия Буша должна была протий Люксембург, а затем повернуть фронт на юг.

Группа армий «С» под командованием фон Лееба (1-я и 7-я армии) выполняла вспомогательную роль, должна была активными действиями привлечь силы противника, не дать французам перебросить дивизии на север. 2-й и 3-й воздушные флоты Шперли и Кессельринга решали задачу по уничтожению вражеской авиации на аэродромах и воздухе, прикрытия наступающих сухопутных сил.

Продолжение следует…


Немецкие зенитчики осматривают французский легкий танк AMR 35 ZT 1 2-й легкой механизированной дивизии, подбитый в Бельгии


Немецкие солдаты осматривают разрушенные укрепления бельгийского форта Эбен-Эмаэль


Немецкие парашютисты, принимавшие участие в захвате бельгийского форта Эбен-Эмаэль. 12 мая 1940


Немецкий танк Pz.Kpfw. III, стоящий вблизи мельницы на улице Рейсорда в Голландии
Автор:
Самсонов Александр
Использованы фотографии:
http://waralbum.ru/

О чипизации населения, слежке и «цифровом концлагере»

О чипизации населения, слежке и «цифровом концлагере»

Одна из тем, которая с особой остротой обсуждается в последнее время, связана с внедрением искусственного интеллекта в быт россиян. При рассмотрении этой темы обсуждающие её делятся на две непримиримых группы. Первые считают, что внедрение искусственного интеллекта призвано облегчить и сделать комфортнее жизнь всех и каждого, другие уверены, что всё идёт к тотальному контролю над человеком, когда индивидуальной свободе уже не будет места.

На стороне считающих, что нашу жизнь переводят в так называемый «цифровой концлагерь», находится писатель, называющий себя экспертом в области искусственного интеллекта (ИИ), Игорь Шнуренко.


Шнуренко поднимает вопрос о том, как излечившимся от коронавируса в добровольно-принудительном порядке устанавливаются приложения на смартфоны, которые позволяют осуществлять отслеживание деятельности владельца смартфона.

Шнуренко:

Как только вы устанавливаете это приложение, вам приходится доказывать свою невиновность, причём в постоянном режиме.

Сегодня активно, помимо всего прочего, рассматривается тема «чипизации» населения. И здесь есть те, кто считает, что всех нас поголовно посадят на чипы с функцией слежки, и те, кто относит первых к нагоняющим волну паники.
Материал канала «День» от упомянутого Игоря Шнуренко:


Картина дня

))}
Loading...
наверх