БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

73 329 подписчиков

Свежие комментарии

  • Андрей Викторов
    Мне по херу чего там могут и чего не могут позволить америкосовские престарелые пердуны и пердуньи! Это их проблемы и...40 миллионов пенс...
  • Андрей Викторов
    Все верно, по полочкам разложено и рассмотрено под микроскопом. И вывод верный - ЕС ЭТО ПИДАРАСЫ! А санкции против ЕС...Александр Роджерс...
  • Иван Иванов
    Коронобесие от барановируса."Зашевелилась" уг...

Боевые самолеты. Двигатели водяного охлаждения

Боевые самолеты. Двигатели водяного охлаждения

Сразу после этого материала прямо-таки напрашивается сравнение и долгий и вдумчивый анализ на тему того, кто был лучше: воздушники или моторы жидкостного охлаждения. Но перед этим действительно стоит посмотреть на лучших представителей водяных моторов. А потом уже сравнивать, кто был лучше, кто был перспективнее, кто был удобнее.

«Роллс-Ройс» «Мерлин», Великобритания


Боевые самолеты. Двигатели водяного охлаждения

Вряд ли кто-то станет спорить, что перед нами один из эпохальнейших моторов того времени. Почти 20 лет на конвейере, 57 модификаций, более 150 000 экземпляров – это говорит о том, что мотор вышел за обычные рамки. И улетел.

Список самолетов, которых «Мерлин» поднимал в небо, не просто впечатляет. Он вызывает восторг. «Харрикейн», «Спитфайр», «Сифайр», «Бофайтер», «Москито», «Уитли», «Ланкастер», «Галифакс» и многие другие. И да, если бы не «Мерлин» и его лицензионная копия «Паккард» V-1650, то и «Мустанг» остался бы летающим гробом, а не прекрасным истребителем.

ТТХ «Роллс-Ройс» «Мерлин Х»:

Объём: 27 л.
Мощность: 1290 л. с. при 3000 об/мин на взлётном режиме.
Количество цилиндров: 12.
Клапаны: Два впускных и два выпускных клапана на цилиндр.
Тип топлива: бензин с октановым числом 87 или 100.
Расход топлива: 177 л/ч — 400 л/ч.

Сухой вес: 744 кг.

Изюминкой всех «Мерлинов» стали великолепные нагнетатели, разработанные Стэнли Хукером. Минусом можно считать любовь моторов к высокооктановому бензину.

После войны «Мерлины» не только продолжили летать на гражданских самолетах, но даже стали носить по воздуху бывших противников.

Модификация «Мессершмитта» Bf.109G-2, которую строили в Испании, была доработана фирмой Hispano Aviaciоn под установку двигателя Роллс-Ройс «Мерлин» 500-45 мощностью 1 600 л.с. под маркой «Hispano Aviaciоn» HA-1112-M1L «Buchon».

Боевые самолеты. Двигатели водяного охлаждения

Другой немец, «Хейнкель» Не.111, который предприимчивые испанцы начали выпускать после войны, после того, как закончились «родные» двигатели от «Юнкерса» Jumo 211F-2, был переделан под «Мерлины».

Та же ситуация сложилась и у итальянцев, у них после войны был на службе истребитель Fiat G.59, по сути G.55 с двигателем от «Даймлер-Бенца» DB 605А. Когда немецкие двигатели закончились, появился «59-й» под «Мерлин».

В общем, «Мерлин» оказался одним из самых востребованных двигателей в мире. Зслуженно.

Аллисон V-1710. США


Боевые самолеты. Двигатели водяного охлаждения

Тот случай, когда ничего не было и вдруг потребовалось. К началу Второй мировой войны США подошли, имея вообще один авиадвигатель жидкостного охлаждения. Но – какой!

Вообще, особыми характеристиками он не обладал, но зато отличался надежностью. Аллисон V-1710. Выручало явно то, что США выпускали (единственная страна в мире) турбокомпрессоры большими сериями. Потому-то двухмоторный Р-38 «Лайтнинг» при мощности 1150 л.с. развивал на высоте 7 000 метров 628 км/ч. А «Мессершмитт» Bf.110C с моторами DB 601N большей взлетной мощности 1 215 л.с. на этой высоте едва разгонялся до 470 км/ч.

Боевые самолеты. Двигатели водяного охлаждения

В итоге авиация США получила весьма надежный двигатель с неплохим ресурсом и даже в обилием положительных моментов. Естественно, что все истребители США, которые разрабатывались под жидкостные двигатели, получили Аллисон V-1710.

Это Р-38 «Лайтнинг», Р-40 «Киттихаук» и «Томагавк», Р-39 «Аэрокобра», Р-63 «Кингкобра», даже Р-51 «Мустанг» начинал свою карьеру именно с этим двигателем.

ТТХ Аллисон V-1710:

Объём: 28 л.
Мощность: 1500 л.с. на 3000 об/мин взлетного режима.
Количество цилиндров: 12.
Клапаны: Два впускных и два выпускных клапана на цилиндр.
Тип топлива: бензин с октановым числом 100 или 130.
Сухой вес: 633 кг.

Всего изготовлено почти 70 000 двигателей.

Климов ВК-105. СССР


Боевые самолеты. Двигатели водяного охлаждения

Глубокая и очень успешная модернизация двигателя М-100, лицензионной копии франко-швейцарского двигателя Hispano-Suiza 12Y.

От импортного прародителя отличался кардинально переработанной схемой самого мотора, системы газораспределения и двухскоростным нагнетателем.

И главное – мотор позволял использовать низкооктановое топливо типа Б-78 или В-20 (ОЧ 93), а в самом крайнем случае – 4Б-74. Такого надругательства над собой не позволяли ни британские, ни тем более американские моторы. А наш – ничего, летал. А уж если разбавить наши бензины американским лендлизовским Б-100 – так и вообще прекрасно все было.

Форсированные моторы ВК-105ПФ и ВК-105ПФ2 работали уже на безосмеси с октановым числом не ниже 95, но все равно это не шло в сравнение с зарубежными аналогами.

Всего было изготовлено более 91 000 двигателей М-105/ВК-105.

Боевые самолеты. Двигатели водяного охлаждения

На этих моторах летали все истребители Яковлева (Як-1, Як-7, Як-9, Як-3), ЛаГГ-3, бомбардировщики Як-4, Пе-2, Ер-2, Ар-2. Плюс еще Р-40 тоже оснащались этими моторами.

ТТХ ВК-105:

Объём: 35,08 л.
Мощность: 1 100 л.с. на 2700 об/мин.
Количество цилиндров: 12.
Клапаны: 3 клапана (один впускной, два выпускных) на цилиндр.
Тип топлива: этилированный бензин 4Б-78, смесь № 1, смесь № 2, импортный 1Б-95.
Сухой вес: 570 кг.

Вершиной развития ВК-105 стала модификация ПФ2 мощностью 1290 л.с., на чем ресурс модернизаций посчитали исчерпанным.

«Испано-Сюиза» 12Y. Франция


Боевые самолеты. Двигатели водяного охлаждения

Основной мотор французских ВВС, давший миру множество лицензионных копий. Моторы выпускали в СССР (М-100), Чехословакии («Авиа» 12Ydrs), в Швейцарии (СС-77).

Список самолетов, на которые устанавливался HS 12Y, довольно обширен. Самые известные: «Девуатин» D520 и «Моран-Солнье» MS.406. Более 50 моделей самолетов фирм «Фарман», «Потэ», «Бреге», «Блох», «Амиот», «Ньюпор», «АВИА».

Боевые самолеты. Двигатели водяного охлаждения

Основной «изюминкой» 12Y был симбиоз двигателя и мотор-пушки от «Испано-Сюизы» HS.404. Разработанные Марком Биркигтом двигатель и пушка позволяли экономить гору времени на соответствующих разработках по компоновке. А так как и двигатель, и пушка были весьма неплохими, вполне естественно, что выпуск более чем 40 000 двигателей не является чем-то запредельным. Если бы Франция так быстро не закончилась во Второй мировой, цифра выпущенных двигателей могла быть и больше.

ТТХ «Испано-Сюиза» 12Y:

Объём: 36,05 л.
Мощность: 840 л.с. на 2400 об/мин на взлете.
Количество цилиндров: 12.
Клапаны: 2 клапана на цилиндр.
Тип топлива: этилированный бензин октановым числом 92 или 100.
Сухой вес: 475 кг.

«Юнкерс» Jumo 211. Германия


Боевые самолеты. Двигатели водяного охлаждения

У немцев получилось своеобразно. Был двигатель для истребителей, был двигатель для бомбардировщиков. Jumo 211 носил в небе все немецкие бомбардировщики. «Юнкерсы» Ju.87, Ju.88, Ju.90, «Хейнкель» Не.111.

Боевые самолеты. Двигатели водяного охлаждения

Экспортировался, эти моторы устанавливали на итальянский «Савойя-Маркетти» SM.79 и румынский IAR 79, который был почти полной копией итальянца.

Всего было изготовлено 68 248 единиц Jumo 211 в 8 модификациях.

Двигатель от многих современников был весьма продвинутым. Непосредственный впрыск топлива в 1935 году, когда основное большинство использовало карбюраторы.

Большим подспорьем двигателя была его возможность использовать низкооктановые бензины. Для немцев, у которых были проблемы с нефтью, это было большим подспорьем. Авиация практически не использовала синтетические бензины, потому чем ниже октановое число, тем оно было лучше для производителей.

ТТХ Jumo 211А:

Объём: 34,99 л.
Мощность: 1 025 л.с. на 2 200 об/мин взлетная.
Количество цилиндров: 12.
Клапаны: 3 клапана на цилиндр, два впускных и один выпускной.
Топливная система: Непосредственный впрыск бензина.
Тип топлива: этилированный бензин октановым числом 87.
Сухой вес: 585 кг.

«Даймлер-Бенц» DB 605, Германия


Боевые самолеты. Двигатели водяного охлаждения

Конкурент предыдущего мотора, захвативший рынок истребителей. Был выпущен несколько меньшим количеством, чем двигатель «Юнкерса», всего 42 400 экземпляров.

Стоял на всех истребителях «Мессершмитта» серий 109, 110 и 210.

Боевые самолеты. Двигатели водяного охлаждения

Можно сказать, что эволюция этих истребителей напрямую была связана с развитием и улучшением этого мотора. Кроме того, по лицензии DB 605 выпускался в Италии, где на нем летали самолеты фирм «Макки», «Фиат», «Реджиане». А в целом двигатель прослужил до 1950 года. Последним самолетом, который летал на DB 605, был шведский истребитель Saab J21.

Двигатель был неоднозначным.

С одной стороны, прекрасно употреблял низкооктановое топливо В4 (ОЧ 87), но можно было использовать и бензины с ОЧ 100. Двигатель в этом плане был гибким. Не вызывало проблем использование систем форсажа, прекрасно работал и с GM-1 с закисью азота, и с водно-метаноловой MW 50.

С другой – он не был безопасным. Пожары из-за перегрева подшипников были совершенно нормальным делом. Проблема решалась, но от модификации к модификации двигатель регулярно тренировал и летчиков, и техников. Кроме того, мотор был весьма требовательным к качеству топлива, и когда в самом конце войны с этим вопросом в Люфтваффе стало совсем плохо, участились отказы моторов.

ТТХ DB 605АМ:

Объём: 35,76 л.
Мощность: 1475 л.с. на 2800 оборотах, с MW 50 до 1800 л.с.
Количество цилиндров: 12.
Клапаны: 4, два впускных и два выпускных клапана на цилиндр.
Топливная система: непосредственный впрыск топлива.
Тип топлива: этилированный бензин В4 с октановым числом 87.
Сухой вес: 756 кг.

Микулин АМ-38, СССР


Боевые самолеты. Двигатели водяного охлаждения

По сути, это двигатель одного самолета. Зато какого! Увы, истребитель МиГ-3 не оказал существенного влияния на ход войны, зато Ил-2…

Да, союз Ил-2 и АМ-38 получился смертельным в полном смысле этого слова.

Боевые самолеты. Двигатели водяного охлаждения

Не высотный, но тяговитый мотор, способный работать на низкооктановом топливе, – это была находка для штурмовика. Более 60 000 выпущенных двигателей, которые поднимали 36 000 штурмовиков Ил-2 всех модификаций – это сила, противостоять которой Люфтваффе не смогли. Это факт.

Двигатель был не без недостатков, над которыми все время, пока мотор выпускался, шли работы. Да, АМ-38 не был универсален, как моторы, о которых речь шла выше, но такой вклад в Победу, какой внесли штурмовики Ильюшина, невозможно недооценивать.

ТТХ АМ-38:

Объём: 46,662 л.
Мощность: 1 500 л.с. при 2050 оборотах в минуту номинальная на высоте 3000 м.
Количество цилиндров: 12.
Топливная система: карбюраторная.
Тип топлива: этилированный бензин 4Б-78(ОЧ 95) или 1Б-95.
Сухой вес: 860 кг.

Двигатель жидкостного охлаждения сыграл в истории авиации не меньшую роль, чем роторный двигатель и его дальнейшее развитие — «звезда» воздушного охлаждения. В конце концов, первый в мире авиационный двигатель, поднявший в небо самолет братьев Райт, был максимально облегченным в «кастомной» мастерской четырехцилиндровым двигателем именно водяного охлаждения от автомобиля.

И на протяжении всего своего периода поршневые двигатели жидкостного охлаждения конкурировали с воздушниками на равных, а кое в чем даже и превосходили их.

В самом ближайшем будущем мы сравним участников настоящих обзоров.
Автор:
Роман Скоморохов
Статьи из этой серии:
Боевые самолеты. О сердцах пламенных
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх