БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

73 465 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Коцуров
    Открытие))) С момента "заброски" в страну Windows, android =goole, apple, с развитием интернет, цифровизации, даже н...WhatsApp – не дру...
  • Людмила Петрухина (Цыганкова)
    Война будет и воевать США и ГЕйропа будут с Россией до последнего скакуаса! Для Запада хохлорылые - пушечное мясо, н...Как Украина к вто...
  • алексей шакин
    ну так мы же не американцыЛАВРОВ ВЗОРВАЛ "Б...

Шлюз «Волга» – для первого выхода в открытый космос

Шлюз «Волга» – для первого выхода в открытый космос

В отличие от американцев, применявших во время первых выходов в открытый космос по программе «Джемини» полную разгерметизацию корабля, отечественные конструкторы приняли принципиальное решение осуществить первый выход в открытый космос, используя специальный шлюз для сохранения герметичности капсулы КК «Восход».

Проблема состояла в том, что аппаратура КК «Восход» не предусматривала возможность длительной работы в условиях вакуума, а вывести на орбиту шлюз вместе с пилотируемой капсулой не позволяли габариты ракеты-носителя и применявшегося обтекателя. В то же время хорошим подспорьем было короткое время (15-20 мин) предполагаемого выхода в открытый космос.

Шлюз «Волга» – для первого выхода в открытый космос

Прорабатывались различные схемы телескопического шлюза, но специалистами Завода № 918, переименованного в 1964 году в предприятие «Звезда» (ныне АО «НПП «Звезда»), была предложена схема шлюзовой камеры (далее ШК) с мягкой надувной оболочкой, расправляющейся только на орбите за счёт подачи в камеры газа непосредственно перед её применением и последующим отстрелом после возвращения космонавта в герметичный отсек корабля. Такое решение позволяло запустить КК с установленной на него ШК без существенных доработок как корабля «Восход», так и обтекателя ракеты-носителя.


Шлюз «Волга» – для первого выхода в открытый космос

Параллельно с разработкой шлюзовой камеры на заводе «Звезда» шла разработка и скафандра «Беркут» для выхода в открытый космос. Совместная работа конструкторов из разных отделов, занимающихся шлюзовой камерой и скафандром, позволила обеспечить высокую сочетаемость изделий и отработать приемлемую схему шлюзования, несмотря на отсутствие опыта выходов в открытый космос.

Шлюз «Волга» – для первого выхода в открытый космос

Конструкция ШК «Волга»


Из книги «Космические скафандры России»:

«…Шлюзовая камера «Волга» для корабля «Восток-2» состояла из верхней жёсткой части с люком для выхода в открытый космос и нижнего монтажного кольца, состыкованного с фланцем корабля. Они были соединены между собой гермооболочкой и силовым каркасом, состоящим из системы продольных аэробалок в виде надувных резиновых цилиндров, на которые был надет чехол из прочной ткани. ШЛ в сложенном виде крепилась снаружи СА корабля «Восход-2» над люком выхода в открытый космос. В камере размещались системы, обеспечивающие развёртывание оболочки на орбите за счёт наддува аэробалок, система регулирования давления в ШК при шлюзовании, пульт управления, элементы страховки и фиксации космонавта при выходе, система отделения шлюза от корабля после выполнения программы…»

Шлюз «Волга» – для первого выхода в открытый космос

Впервые ШК «Волга» была использована в автоматическом полёте КК «Восхода» (Космос-57) 22.02.1965 г., а спустя буквально месяц при выходе А. А. Леонова в открытый космос, который состоялся 18 марта 1965 года. Остальные образцы изготовленных изделий (ещё 5 штук) применялись во время испытаний на «Звезде», в том числе в ЛИИ в воздушной лаборатории на базе Ту-104.

Три сохранившихся не летавших образца можно увидеть в музеях АО «НПП «Звезда» (фотографии именно этого шлюза представлены в статье), а также в музеях РКК «Энергии» и московском музее космонавтики. Ещё два образца были переданы в зарубежные частные коллекции.

А что у них?


Американская фирма Lockheed Nissiles end Space Co также разрабатывала телескопический воздушный люк для космических кораблей. Его вес составлял около 16 кг, изготовлен он был из эластичного материала с нитяной обмоткой и прокладкой из газонепроницаемой резины на основе бутил-каучука.

Шлюз «Волга» – для первого выхода в открытый космос

Это устройство могло быть использовано в аварийной ситуации, когда штатный воздушный шлюз по какой-либо причине вышел из строя. С помощью этого шлюза астронавт мог войти в космический корабль для выполнения ремонтных работ либо пополнения запасов, но данный проект так и не был реализован, к тому же его нельзя считать полным аналогом ШК «Волга».
Автор:
Дворников С.М. АО "НПП "Звезда" совместно с каналом "Прогулки в стратосфере"
Использованы фотографии:
https://zen.yandex.ru/media/id/5ec81fa81c6c0b05eff079c2/shli...
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх