Свежие комментарии

  • Александр Еньшин
    Такие скачки цен, это рыночная экономика в действии(спекулятивная)! И нам это готовит наше правительство.Итог амбициозных ...
  • Юрий Кушнарев
    вероотступники во всё времена - самые страшные и мерзкие предателиУния с унией в Ук...
  • Алил Гусейнов
    Прочитал только заголовок и сразу возник вопрос. Это, поэтому цены в России растут как на дрожжах и идет обнищание бо...Наше начальство н...

Колеса советского кино. «Мертвый сезон»

Колеса советского кино. «Мертвый сезон»
Бессмертная сцена! Мост. С одной стороны подъезжают три одинаковые черные «Волги» ГАЗ-21, с другой – разношерстая тройка иностранных автомобилей. Происходит обмен шпионами. Хотя в то время было принято считать, что у нас – разведчики.


Я еще в детстве подумал – расхлябанно там все в этой Америке – вон, даже на одинаковых машинах приехать не смогли. То ли дело наши!..

Ребяческий ум не мог отличить документальные фильмы от хорошо поставленных художественных. Лишь спустя сорок лет, задался вопросом – а как же удалось снять такое эпическое кино в далеком 1968 году?

Оказывается, с огромными трудностями. Лиозновой с «Семнадцатью мгновеньями весны» можно было позавидовать – ее лента описывала Германию во время Второй мировой войны. Чего-чего, а трофейных автомобилей в СССР хватало. Иное дело – Савва Кулиш, взявшийся за двухсерийный фильм о реалиях современности. Холодная война была в самом разгаре. Железный занавес закрыл от простых граждан Запад максимально. Но нужно было снимать именно такое кино – негласным заказчиком, консультантом и помощником выступил КГБ.

Отчасти это сыграло большую положительную роль. В фильме мало ляпов, и мы все дружно верили – именно так это все у буржуев и происходит!


Но не будем отвлекаться от темы.

Автомобили.

Нужно было достаточное количество иностранных автомобилей. Причем более-менее современных. Набралось чуть более десятка. Некоторые только мелькали в отдельных сценах, некоторые были «главными героями», а иные примеряли на себя несколько ролей.

Два слова об одном нюансе – страна в фильме обезличена. Нельзя определить, в какой именно европейской державе все происходит – надписи на английском, руль у большинства автомобилей слева, точных привязок к географии нет. Обезличено и большинство авто. Шильдики и названия чаще всего трудно рассмотреть.

Но попробуем.

«Богиня» и прочие


Колеса советского кино. «Мертвый сезон»

Вот главный герой выходит из «Богини» (а именно так негласно назывался «Ситроен ДС») и следует в отель.

Где режиссер раздобыл автомобиль – мечту конца пятидесятых – начала шестидесятых годов для этой сцены, можно только догадываться.

Общие планы забугорной жизни были удачно смонтированы из отдельных сцен, снятых в Эстонской ССР и Лондоне. Причем, как видно, переходы от одного к другому практически не заметны.

В сценах конца рабочего дня фармакологического концерна и на пляже можно наблюдать практически все задействованные автомобили.

Колеса советского кино. «Мертвый сезон»

Колеса советского кино. «Мертвый сезон»

Перед зрителем, привыкшим к однообразию «Волг» и «Москвичей», мимолетно проносится такое разнообразие, что наверняка ни у одного автолюбителя дух захватило!

Всех участников этих и последующих сцен определить не удалось, но кое-кого узнать можно.

Маленький двухдверный седан светлого цвета на заднем плане – «Шкода-440» образца 1959 года. Неискушенному зрителю – тоже иномарка. Она мелькает только издалека и явно как работник массовки.

«Мерседес» и другие


Иное дело «Мерседес»! На нем разъезжает главный злодей – куратор от ЦРУ.

Тут нужно остановиться подробнее. Машина эта не простая и судьба ее тоже...

Колеса советского кино. «Мертвый сезон»

«Мерседес Бенц 300 SL» 1954 года выпуска. Спортивный автомобиль с очень запоминающимся способом открывания дверей, получившим название «крыло чайки».

Первый в мире автомобиль, в котором вместо карбюратора был применен прямой впрыск топлива. Именно ради ознакомления с данным способом по лини КГБ был приобретен автомобиль указанного типа с последующей передачей для изучения в один из Ленинградских НИИ. Оттуда уже «Мерседес» и «выпросили» для съемок. Судьба автомобиля в более поздние время печальна – по одной из версий он сгорел.

А приезжает злодей на своем суперавтомобиле на встречу с начальником полиции. Тот – человек консервативный и пользуется «Адлером стандартом 8» еще начала тридцатых годов.

Вот редкий кадр, когда можно прочитать название автомобиля.

Колеса советского кино. «Мертвый сезон»

«Форд Таунус 17 м» выпускался в 1957–1960 годах. На нем разъезжает подручный цэрэушника. Мерзкий тип, который в конце второй серии погибнет в этом же автомобиле в ходе погони.

На заднем плане еще одна иномарка. Очень похожа на нашу 21-ю «Волгу». Только это тоже «форд». «Форд Консул» 1956 года.

Колеса советского кино. «Мертвый сезон»

Помните, в сцене на пляже большой черный автомобиль с запоминающейся деталью – задние колесные арки полностью закрыты?

Это именно тот случай, о котором я упоминал, что некоторые автомобили применялись в нескольких ипостасях.

«Хадсон Хорнет» имеет настолько непривычную для нас внешность, что режиссер, видимо, именно поэтому решил снять его и в роли полицейской машины!

Колеса советского кино. «Мертвый сезон»

Вот крупным планом показан еще один американец – «Плимут Бельведер» 1955 года. В данный момент он в череде похоронной процессии. Хотя в некоторых сценах им пользуется главный герой – наш разведчик.

Кстати, для этой процессии из закромов выгребли почти всю наличную импортную технику! Некоторые участники съемок вспоминают, что для создания видимости большого количества автомобилей шоферы сворачивали за угол и, быстро объехав квартал, снова пристраивались в конец колонны.

И наконец, погоня! В ней участвовало три с половиной автомобиля.

Как так?

Сейчас объясню.

Колеса советского кино. «Мертвый сезон»

Вот помощника нашего разведчика спасают на единственном английском автомобиле, задействованном в этом фильме – на «Ровере Р4 100» 1960 года выпуска. Гонится за ним злодей на уже вышеупомянутом «Форде Таунусе». Догоняет эту кавалькаду главный герой на черном «Понтиаке Чифтене» 1950 года. Несколько минут виражей и стрельбы, после чего, спасая товарищей, разведчик идет на таран!

«Форд» кувыркается, а то, что осталось от «Понтиака»... Чудодейственным способом из двухдверного седана превращается в груду металла, но... Четырехдверную. Это сразу заметили зрители, но такой мелкий огрех съемочной группе простителен. Фильм-то получился на славу.

К сожалению, не удалось определить все автомобили из этой выдающейся киноленты. Если внимательно приглядеться, то можно там будет и гэдээровский «Баркас-1000» и новейшую на тот момент «БМВ-1600» разглядеть. А еще мелькали там и какие-то допотопные раритеты.

Но я повторюсь – фильм получился на славу! Согласитесь...
Автор:
Игорь Малеев
Использованы фотографии:
Фото из кинофильма "Мертвый сезон" 1968 года.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх