Свежие комментарии

  • Надежда Благова (Калинина)
    Оскорблять никого нельзя. Но получается так, что человек слышит то, что хочет слышать в словах, обращенных к нему. По...ПО ЗАКОНАМ ГОР. З...
  • Владимр Семкин
    С этого начинаются революцииКогда народ разъя...
  • Семенков Александр
    Если полиция и власти не наведут порядок с мигрантами, тогда, боюсь, как бы этот порядок не пришлось наводить простом..."Защищал родных":...

Один летчик хорошо, а два – лучше? Зачем России новая версия Су-57

Один летчик хорошо, а два – лучше? Зачем России новая версия Су-57
Фото: Interpolit

Развитие программы


Презентация на авиасалоне МАКС легкого тактического самолета Checkmate (сейчас его уже открыто называют Су-75) привела к тому, что про первую российскую «пятерку» почти забыли. А ведь совсем недавно она прошла, можно сказать, ключевой этап – первую серийную машину поставили ВКС. Строго говоря, это должно было состояться еще годом ранее, однако самая первая серийная машина разбилась в декабре 2019-го на испытаниях (то есть поставленный самолет де-факто вторая серийная машина).

В любом случае это лишь начало. Как заявил в июле Руководитель Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь, Минобороны будет получать начиная с 2022 по 12 таких истребителей в год. А общее число машин по соглашению, подписанному на форуме «Армия-2019», составит 76 истребителей.

На первый взгляд, всё довольно неплохо. Однако уместно напомнить, что тех же F-35 Lightning II по состоянию на август 2021 построили свыше 670 единиц. Кроме того, Су-57 не может похвастаться ни одним зарубежным контрактом (либо мы о них просто не знаем), хотя ранее имели место данные об интересе со стороны Индии, Алжира и Турции. Здание Минобороны Алжира даже украсили изображением истребителя.


Один летчик хорошо, а два – лучше? Зачем России новая версия Су-57

На этом фоне продолжаются разговоры о наделении самолета принципиально новыми возможностями. Чаще всего говорят про новый двигатель «Изделие 30», который должен сменить используемые сейчас и не отвечающие в полной мере требованиям пятого поколения АЛ-41Ф1. Но есть и более оригинальные идеи.

Один плюс один


Недавно японцы предложили необычные варианты компоновки двухместной кабины истребителя Су-57.

Один из вариантов предполагает «вертолетное» размещение членов экипажа, когда вместо одной кабины с тандемным размещением пилотов используют две раздельные кабины с расположением одной над другой. Справедливости ради, есть и более привычные схемы.

Один летчик хорошо, а два – лучше? Зачем России новая версия Су-57

Это можно было бы списать на полет фантазии, если бы не одно «но»: в самой России все активней говорят про двухместный Су-57. Причем если раньше это не выходило за рамки рисунков на тему экспортной версии самолета FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft), то сейчас все довольно серьезно.

«В планах у Министерства обороны и у КБ «Сухого» – изготовление двухпилотной кабины, которая расширит экспортный спрос на эту модель <…>, она может создать дополнительный спрос»,

– сказал летом вице-премьер Юрий Борисов.

Это заявление, на первый взгляд, выглядит логично. Двухместный Су-30 стал главным экспортным истребителем страны: сейчас произвели более 600 таких машин разных версий. А вот что касается более «продвинутого» одноместного Су-35, то таких машин иностранные клиенты купили лишь несколько десятков.

Один летчик хорошо, а два – лучше? Зачем России новая версия Су-57

Однако нужно понимать, что Су-30 и Су-35 появились в разное время, когда рынок боевой авиации и расстановка сил в мире сильно отличались. Значительную часть двухместных «Сушек» Индия заказала еще в 2007 году, а Су-35 совершил первый полет лишь в 2008.

Само решение создавать одноместный истребитель появилось не на пустом месте.

Современная бортовая электроника позволяет в полном объеме решать все основные боевые задачи одному летчику (эпоха беспилотных истребителей пока еще не настала, но и этого нельзя исключать). Если убрать учебно-тренировочный аспект, то создание двухместный машины, вообще, выглядит анахронизмом. Уместно сказать, что сейчас ни одна страна мира не производит двухместных истребителей пятого поколения.

Вопрос лежит не только в плоскости совершенствования БРЭО. Конечно, для современного истребителя, цена которого может измеряться сотнями миллионов долларов, это не принципиальный вопрос, но всё же. При прочих равных двухместная машина дороже, имеет большую массу, а ее потеря более чувствительна для страны (в силу большего экипажа).

В связке с БПЛА


Однако, возможно, будущее принесет ряд сюрпризов, о которых сейчас мало кто догадывается.

Речь, как ни странно, лежит в плоскости развития БПЛА.

Для управления новейшими беспилотниками «Охотник» будет создан двухместный командный вариант Су-57. Предполагается, что истребитель, разработка которого уже идет, будет вести с собой порядка четырех «Охотников»,

– сказал летом ТАСС источник в военно-промышленном комплексе.

Один летчик хорошо, а два – лучше? Зачем России новая версия Су-57

О связке «Охотника» и Су-57 говорят давно и далеко не всегда в контексте создания новой версии истребителя. Напомним, первый представляет собой крупный ударный БПЛА (один из самых больших в мире на данный момент), который в разное время рассматривали и как чистый ударник, и как беспилотный ведомый и даже как перехватчик.

Пока сложно говорить что-то конкретное про его возможности. Если верить данным СМИ, то боевая нагрузка «Охотника» будет составлять около 3 тонн, а максимальная скорость достигает 1 000 километров в час при дальности полета 6 000 километров.

Видимо, вопрос выходит за рамки программы создания «Охотника». Еще в апреле источник РИА Новости в авиастроении заявил, что Су-57 сможет нести во внутренних отсеках больше десяти разных БПЛА, включая ударные. А еще раньше сообщалось, что перспективный российский БПЛА «Гром» сможет управлять десятью ударными беспилотниками «Молния», которые будет запускать «другой авиационный носитель».

Один летчик хорошо, а два – лучше? Зачем России новая версия Су-57

Что даст такой подход?

Пока сложно сказать конкретно. По мнению военного историка Дмитрия Болтенкова, даже при использовании спутниковых каналов связи неизбежна задержка прохождения сигнала, что мешает сейчас задействовать БПЛА в воздушном бою или в трудной и быстро меняющейся обстановке. Проще говоря, в случае войны с сильным хорошо оснащенным противником беспилотники лучше держать под рукой. Благодаря прямому автоматизированному взаимодействию БПЛА и пилотируемого самолета можно избежать задержек сигнала и повысить эффективность беспилотных аппаратов.

Летчику не нужно будет полностью контролировать БПЛА, достаточно просто давать ему команды. В этом случае наличие второго пилота, который бы координировал действия беспилотных машин не лишено смысла: современному летчику-истребителю и так приходится иметь дело с огромным массивом данных, поступающих от разных датчиков. Дополнительная нагрузка может быть лишней, даже с учетом множества виртуальных помощников.

Стоит сказать, что беспилотный ведомый – не российское ноу-хау. Еще в феврале в воздух поднялся созданный австралийским подразделением Boeing аппарат Loyal Wingman, который должен будет решать такого рода задачи.

Один летчик хорошо, а два – лучше? Зачем России новая версия Су-57

В этом направлении сейчас работают и европейцы. Правда, если США больше говорят про поддержку истребителей пятого поколения, то ЕС и Великобритания ведут работы с прицелом на шестое. В первом случае это то, что знают как FCAS или Future Combat Air System, во втором – программа Tempest. Примечательно, впрочем, что европейские истребители будущего видят одноместными. По крайней мере, пока что.
Автор:
Илья Легат
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх