Свежие комментарии

  • Лариса Голубицкая21 января, 1:44
    Один он бы не рискнул себя так вести,значит у него есть хорошая крыша!!!Греф не признает ...
  • Михаил 35721 января, 1:31
    Это просто легализация того, что уже есть. Кремль - филиал госдепа.Конгресс США прин...
  • Михаил 35721 января, 1:30
    Глубокой озабоченностью.Конгресс США прин...

Крейсер «Аврора»: китайский вариант. Как воевал главный корабль революции в Поднебесной

 

Китайский крейсер "Аврора"

Китайские пролетарии многое перенимали из практики российских большевиков. Не только красные знамена со звездами, военную форму или вооружение, партбилеты и организацию ячеек. Но и  некоторые символы революции. Одним из них был и китайский крейсер «Аврора». Естественно, по Зимнему дворцу корабль не палил из пушек, но в истории революции коммунистического Китая отметился.

 

Как и многие корабли китайского флота крейсер «Аврора» был построен на британских верфях в 1937 году При длине в 155 метров и при скорости в 32,5 узла корабль располагал водоизмещением в 5 270 тонн. На нем служили полтысячи моряков. На борту находились три орудия 152 мм ( в башнях), от нападения с воздуха защищали крейсер четыре 102-мм зенитки, к ним полагались дополнительно два четырёхствольных 12,7-мм пулемёта. Крейсер мог еще запускать торпеды из  двух  533-мм торпедных аппаратов.

 

До поступления в китайский флот корабль воевал за Британскую империю с немецким и французским флотами, участвовал в операциях у берегов Скандинавии и у побережья Франции. Его пушки пустили на дно немецкий корабль «Бремзе». Китаю же крейсер достался в 1948 году по соглашению между Британией и Китаем. Китайские источники сообщают, что  судно  «Аврора» передавалась англичанами  как компенсация за шесть патрульных катеров из  провинции Гуандун, которые были интернированы в боях с самураями за  Гонконг.

Британцы забрали катера, когда началась  Вторая мировая война.  Тайваньские историки добавляют, что окончательная передача крейсера китайскому экипажу произошла в Гонконге.

 

Чанкайши

Чанкайши приказал потопить мятежный крейсер

 

Командовать кораблем назначили капитана 1-го ранга Дэн Чжаосяна. В китайском флоте крейсер «Аврора» стал именоваться «Chung King». Простаивать на мирном рейде крейсеру не пришлось. Артиллерия бывшей «Авроры» огнем  прикрывала наступление гоминьдановцев, которые воевали против коммунистов. Движение Гоминьдан возглавлял  генералиссимус Чан Кайши. А  китайскими коммунистами (Народно-освободительная армия) руководил  великий кормчий Мао Цзэдун. 

 

На сторону коммунистов экипаж крейсера перешел в 1949 году. Получилось все из-за мятежа, который поднял распропагандированный экипаж. Молодые моряки подняли красный флаг, который принесли на борт челны тайной коммунистической ячейки. Коммунисты сумели убедить в своей правоте не только моряков, но их командира Дэна Чжаосяна.

 

Капитан Дэн Чжаосян

Справа на фото -- товарищ  Дэн Чжаосян, капитан китайской "Авроры"

 

Разгневанный Чан Кайши велел немедленно уничтожить корабль вместе с его командой. Красных мятежников расценивали как предателей Китая. Гоминьдановцы направили на корабль бомбардировщики В–24. Но зенитное вооружение на крейсере было в исправности. И большого вреда налет не нанес. Гораздо больший вред принес налет гоминьдановских самолетов весной 1949 года, когда в Ляодунском заливе, несмотря на ожесточенное сопротивление, крейсер был накрыт бомбами, а потом и вообще затоплен. Часть экипажа погибла. Выжившие моряки попали на другие боевые суда коммунистического флота. Капитан Дэн Чжаосян получил пост начальника школы ВМС в Аньдуне.

 

Сделать из затонувшего корабля символ победы революции китайские коммунисты решили в 1951 году. К делу подключились друзья из СССР. К началу лета 1951 года крейсер занял место у причала в порту Дальний, на судоремонтном  заводе. В его восстановлении очень помогли советские рабочие и инженеры.

 

Китайские моряки

Китайские моряки, поднявшие флаг восстания на мятежном крейсере

 

У китайского руководства была надежда, что бывшая «Аврора» еще послужит народным ВМС. Был заказан даже проект его перевооружения с помощью советских специалистов. Но к 1959 году решили отвести корабль в порт Шанхая, где он поступил в распоряжение Шанхайского отряда спасения на море.

 

Еще прослужил корабль Бохайской нефтедобывающей компании, перевозя сотрудников нефтяных платформ. После 1990 года судно было отправлено на металлолом. Интересно, что этот корабль британской постройки вплоть до 1990-х годов считался самым крупным кораблем ВМФ КНР. Сегодня силы китайского флота возросли неизмеримо. И китайские адмиралы о революционной «Авроре» вспоминают как об историческом факте, об артефакте, который, к сожалению, не удалось сохранить.

 ЮЛИЯ ЦОЙ
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх