Свежие комментарии

  • Александр Еньшин
    Выдёргивают у батьки второй стул из под задницы. Опять в друзья набиваться будет.Рада Белоруссии н...
  • Sobering
    Власть тебя просила сделать прививку. А ты... со слов дураков повторяешь, что "одной прививкой убирают иммунитет, а ...Группа крови на р...
  • Sobering
    По пункту 8 - это не ко мне, а к инфекционистам.Группа крови на р...

МАРК ЦУКЕРБЕРГ ПЕРЕОБУЛСЯ В ВОЗДУХЕ: 70 МИЛЛИОНОВ РУССКИХ ПОКА НЕ СТАЛИ ДЛЯ НЕГО ТОВАРОМ

Марк Цукерберг переобулся в воздухе: 70 миллионов русских пока не стали для него товаромФОТО: CHIP SOMODEVILLA / GLOBALLOOKPRESS

Руководство мессенджера WhatsApp опубликовало сообщение, в котором публично отказалось от карательных мер для пользователей, решивших не принимать новые правила, предполагающие передачу персональных данных материнской компании Facebook. Почему компания говорила о наказаниях и зачем сейчас она идёт на попятную?

Спустя ровно две недели после вступления в силу новых правил обработки персональных данных WhatsApp руководство мессенджера приняло решение не блокировать аккаунты несогласных пользователей. То есть сначала WhatsApp запугал их угрозами это сделать, а теперь выясняется, что требования мессенджера можно не выполнять, и ничего за это не будет. Впечатляющий разворот на 360 градусов.

На наших глазах гигант в лице Facebook отказался от кнута, но его замены на пряник не произошло. В WhatsApp, по всей видимости, полагают, что пряником может быть непосредственно использование приложения без ограничений. А ведь, отказавшись от этого кнута, подконтрольная Марку Цукербергу компания отказывается и от своей "пищи" – пользовательских данных, которые приносят ей деньги. Где же логика и можно ли теперь чувствовать себя в безопасности?

WhatsApp резко передумал

28 мая руководство WhatsApp уточнило порядок введения новых правил сбора персональных данных.

Новые правила вступили в силу с 15 мая, и предполагалось, что либо пользователь принимает их и продолжает пользоваться приложением, либо не принимает и столкнётся с ограничениями.

С 15 мая у тех, кто не согласился с новыми правилами раньше, перед глазами появилось назойливое сообщение с требованием принять их. Если пользователь не сделал этого, тогда WhatsApp постепенно блокировал бы функции вплоть до лишения возможности писать и отправлять сообщения. Если аккаунт затем был бы заброшен, то сервис удалил бы его через 120 дней, то есть всего через четыре месяца. Об этом руководство WhatsApp тогда честно написало на своём сайте. Теперь же там сказано:

"Никто не потеряет свои аккаунты или функции WhatsApp в результате обновления 15 мая. WhatsApp не удалит ваш аккаунт, если вы не примете обновление".

Ситуацию с отменой объявленных ранее карательных мер в компании объяснили сухо: "Большинство пользователей, ознакомившихся с обновлением, приняли его. Мы продолжим показывать в WhatsApp напоминание с информацией об обновлении для тех пользователей, кто ещё не успел его принять".

То есть в WhatsApp говорят, что раз большинство уже согласилось, то зачем тогда карать меньшинство? Это объяснение неполное. Для начала надо посмотреть, а чем вообще и для чего разжился Facebook посредством новых правил WhatsApp.

Пользователи и даже правительственные структуры по всему миру недаром били тревогу из-за введения этих правил. Мессенджер собирал данные пользователей и раньше, однако с 15 мая их решил прибрать к рукам Facebook. Кстати, до сих пор остаётся неясным, почему компания Марка Цукерберга не интегрировала данные пользователей WhatsApp в свою базу ранее, сразу после покупки мессенджера. Так или иначе, Facebook решил не отказываться от сведений, которые ему может передать самая популярная в мире программа для общения онлайн. Что это за данные? Facebook начал получать, например, данные об IP-адресе пользователя, логи его звонков и сообщений, данные контактов, историю местоположения, сведения о транзакциях. То есть, внимание, чувствительную финансовую информацию.

Изначально WhatsApp объявил, что начнёт передавать пользовательские данные Facebook уже с февраля 2021 года, но натолкнулся на сопротивление. С начала года и до конца января из мессенджера ушло по крайней мере 30 млн пользователей по всему миру. Так они выразили свой протест против того, чтобы их "посчитали и продали". Посмотрев на это, руководство сервиса решило повременить и отложило введение новых правил до 15 мая.

Все были против

Против новой политики WhatsApp выступили не только рядовые пользователи, но и целые правительства. Например, 11 мая немецкий регулятор заявил, что попытка Facebook заставить пользователей согласиться с обновлёнными условиями приложения является незаконной. Глава комитета Гамбурга по защите персональных данных Йоханнес Каспар ввёл на три месяца экстренный запрет для WhatsApp собирать данные немцев. Он также призвал соответствующее ведомство Европейского союза вынести аналогичное постановление по всему блоку из 27 стран.

В Индии 26 мая вступили в силу новые законы о регулировке интернета. Согласно им, соцсети в стране должны предоставлять индийскому правительству данные о первом отправителе той или иной информации. По заявлению властей Индии, эта мера должна помочь в борьбе с преступностью.

WhatsApp с этим не согласился и подал в суд на власти страны. В мессенджере заявили, что для выполнения требования придётся раскрывать данные пользователей по цепочке, что якобы противоречит политике WhatsApp. Иными словами, "это наши данные, мы пользуемся ими сами и делиться не намерены". Отметим тут, что в Индии у WhatsApp 400 млн пользователей, и рынок это для мессенджера крупный и важный.

Против была и Россия. Депутат Александр Хинштейн 15 мая сделал целый ряд заявлений о новой политике WhatsApp и том, как на неё смотрят в высоких правительственных кабинетах и в нижней палате парламента.

То, что делает WhatsApp, противоречит российскому законодательству,

– сказал он.

Хинштейн также обратился в Роскомнадзор с предложением обсудить меры реагирования на обновление пользовательского соглашения сервиса. Он считает, что технически ограничить работу мессенджера в России возможно, но это "вопрос широкого обсуждения".

Наконец, 31 мая правительство России поддержало законопроект о регулировании IT-гигантов. Этот документ также называют законом "о приземлении", так как он требует от транснациональных цифровых корпораций открывать свои представительства в России. Закон также вводит запрет на трансграничную передачу данных русских пользователей. Госдума наметила первое чтение законопроекта на 1 июня, а в случае принятия в остальных чтениях он вступит в силу с 1 января 2022 года.

Это означает, что со следующего года WhatsApp станет нарушителем. Ведь он уже сейчас занимается трансграничной передачей данных граждан России. Даже если они согласились с новыми правилами, с 1 января это будет незаконно. Напомним тут, что у России есть возможность оказать на мессенджер давление – есть Роскомнадзор, который на примере Twitter уже показал, как можно эффективно замедлить работу того или иного сервиса в нашей стране.

Колосс на глиняных ногах

Проблема заключается в том, что WhatsApp – это самый популярный мессенджер в России. Исследовательская компания Mediascope установила, что число пользователей WhatsApp в России в августе 2020 года превысило 70 млн человек. То есть речь идёт почти о половине населения нашей страны, включая детей.

Этим мессенджером пользуются почти все возрастные группы, в нём ведут переписку, обмениваются фотографиями и другими файлами. Каждый, кто пользуется WhatsApp в России, наверняка сталкивался с тем, что его просят написать сообщение через этот мессенджер, например, турагенты, страховые агенты, риэлторские конторы, другие органы. Даже госслужащие нередко просят журналистов связаться с ними "через вотсап", прислать им туда ссылку на вышедший материал или договориться об интервью.

Если данные всех этих 70 млн русских пользователей пойдут не просто за океан, но и в Facebook, то они станут кирпичиками в основании бизнес-империи Марка Цукерберга. Ведь Facebook – это самый большой (не считая Google) склад персональных данных жителей всего мира. Как и Google, Facebook должен монетизировать эти данные, чтобы зарабатывать деньги.

Вы пользуетесь WhatsApp бесплатно не потому, что он бесплатен, а потому, что ваше пользование им оплатил рекламодатель в обмен на ваши персональные данные. Этот же принцип лежит в основе деятельности YouTube, где ролики проигрываются бесплатно, так как содержат рекламу. Поэтому и просмотр эфирных телеканалов для нас бесплатен – за просмотр платит рекламодатель.

Система была бы просто неприятной, если бы не оказалась такой опасной для людей. И главное тут – утечки. При этом Facebook, который уже начал получать наши данные из WhatsApp, – абсолютный мировой лидер по этим утечкам.

В начале апреля 2021 года, Facebook допустил, без преувеличения, утечку века. 3 апреля в открытом доступе в интернете оказались личные данные полумиллиарда пользователей из 106 стран мира. Среди них – данные 10 млн пользователей из России.

Среди слитых из Facebook данных – полные телефонные номера, данные о геолокации с её историей, имена, даты рождения и другая важная информация. Из США утекли данные 32 млн пользователей, ещё 28 млн – из Саудовской Аравии, 11 млн – из Великобритании.

Царьград уже неоднократно разбирал "дело Facebook". Мы не только анализировали принципы работы соцсети по обработке персональных данных, но и обращали внимание на расследования наших зарубежных коллег. В 2019 году Facebook уличили в торговле персональными данными пользователей.

Разоблачение тогда выпустил телеканал NBC, сообщивший, что в его распоряжении оказалось около 4 тыс. страниц утечек из документов Facebook за период с 2011 по 2015 год. В них говорилось, что генеральный директор Facebook Марк Цукерберг наблюдал за укреплением власти своей социальной сети и устанавливал контроль над конкурентами, используя данные своих пользователей как разменную монету.

Так, Facebook предоставил Amazon расширенный доступ к пользовательским данным, потому что эта компания тратила деньги на рекламу в соцсети и сотрудничала с ней при запуске смартфона Fire. В другом случае Facebook обсуждал запрет доступа к данным пользователей для приложения обмена сообщениями, которое стало слишком популярным и рассматривалось как конкурент.

Вы поняли? То есть данные нужны компании Цукерберга как воздух. Без них она идёт ко дну, теряет актуальность и рычаги влияния на рынок, перестаёт быть манипулятором. Эдакий колосс на глиняных ногах, которого сделать величественным можем только мы сами.

Чем закончится авантюра Цукерберга?

Напомним, Facebook и WhatsApp затеяли авантюру с персональными данными ещё в начале 2021 года. Как только было объявлено о новых правилах, произошло настоящее бегство из WhatsApp в другие мессенджеры. Так, с 6 по 10 января мессенджер Signal скачали 7,5 млн раз, что на 4200% больше, чем неделей ранее. Telegram скачали 9 млн раз – на 91% больше. WhatsApp испугался и отложил введение новых правил до 15 мая.

С 15 мая всё обещанное якобы вступило в силу. Но вот собственных карательных мер WhatsApp испугался и сам, что и стало причиной их отмены (возможно, временной). Данные 70 млн русских, 400 млн индийцев и сотен миллионов пользователей в других странах – это товар для WhatsApp и Facebook. Если люди не принимают соглашение, а власти целого ряда стран, включая Россию, объявляют новую политику мессенджера незаконной, то это неминуемо приведёт к новому оттоку пользователей. WhatsApp и так должен готовиться к многочисленным судам по всему миру.

На этом фоне безумство руководства WhatsApp уступило место благоразумию. Там решили, что из двух зол выбирают меньшее. Меньшим для них оказалось "окучивание" той "поляны", которая уже согласилась, чем перспективы потерять и несогласных, и согласных.

Мы же будем ждать принятия в России нового закона "о приземлении". Когда он вступит в силу, WhatsApp и Facebook будут обязаны открыть в нашей стране свои представительства, и мы не сомневаемся, что в их лице русские суды наконец обретут ответчиков, которые должны будут в полной мере нести ответственность как за незаконный сбор данных жителей России и передачу этих сведений в США, так и за распространение запрещённой информации.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх