Свежие комментарии

  • Елена Александровна
    какая эпоха, такие и ум, честь и совесть! правда ум, честь и совесть не имеют к этой публике отношения! бездельники, ...Навальный. Ум, че...
  • Сергей Ковалев
    согласен, "главная проблема – низовой уровень". и начинается он с поликлиник, которые а) хранят карточки на бумажных ...Полная оптимизаци...
  • Аркадий Цыганов
    Правду наверно говорят, что деньги элита хранит а Англии и штатах. Иначе давно бы всё смели. И не было бы этого пусто...Ни один Навальный...

Самурайские доспехи из… Торопца! (окончание)

Все шнуры темно-синего цвета (по-японски – кон), для получения которого использовалась краска индиго. Указанный цвет был наиболее популярным в более поздние периоды, так как эта краска была стойкой к выцветанию. А вот такие цвета, как красный (окраска мареной) и фиолетовый (окраска соей), хоть и выглядели эффектно, но не были очень популярны из-за вредного влияния этих красок на ткань шнуров. И та, и другая краски быстро выцветали, а шнуры, ими пропитанные, рвались, поэтому их приходилось часто заменять, а это было весьма дорогое удовольствие.

Самурайские доспехи из… Торопца! (окончание)

Вид на кусадзури сзади

Обратите внимание на длину шнуров между кирасой и пластинами гэссан. Они были длинными, чтобы не снижать подвижности воина. Однако под шнурами было незащищенное пространство, куда можно было нанести удар. Поэтому некоторые самураи стали пришивать к нижнему краю кирасы куски ткани, покрытые кольчугой, чтобы его закрыть.

Самурайские доспехи из… Торопца! (окончание)

Крепление нижних пластин набрюшника кирасы (накагава) на шнурах

Самурайские доспехи из… Торопца! (окончание)

Кожаные пластины накагава и шнуровка кэбики-одоси

Интересно, что пластины гэссан, выглядящие «совсем» металлическими, на самом деле изготовлены из кожи. Так делали, чтобы облегчить вес доспеха. Но кожа не просто выделанная. Она еще и лакированная, так что какой перед тобой материал, так сразу и не скажешь.
При этом пластинки гэссан все равно имеют верхнюю часть, похожую на гребенку, как если бы все они были составлены из мелких пластинок. Такова была сила традиций, тут уж ничего не поделаешь! Кстати, сами пластины несколько изогнуты. Для этого к ним перед лакировкой пришнуровывался железный прут сикиганэ.

Самурайские доспехи из… Торопца! (окончание)

Кольчужный рукав котэ (тип ода-готэ)

Самурайские доспехи из… Торопца! (окончание)

Кольчужный рукав котэ крупным планом. Хорошо видны пластинки икада и японское плетение кольчуги – со-гусари, при котором одно крупное кольцо соединялось с другими такими же при помощи четырех более тонких колец. Такое плетение имело смысл, так как позволяло легко вплетать в кольчужную ткань дополнительные детали

Самурайские доспехи из… Торопца! (окончание)

Локтевая пластина хидзи-ганэ и четыре пластинки мацуба-ва с радиальными желобками

И кираса, и пластины гэссан имеют темно-коричневый цвет натурального японского лака. Причем отлакированы в этом доспехе не только пластины, но даже и кольчуга, что, впрочем, неудивительно, учитывая то, в каком климате использовались такие доспехи.

Наплечники на доспехе не сохранились, но можно сказать, что они были небольшими и изогнутыми, чтобы лучше закрывать плечо. Обычно они состояли из 5-6 цельнометаллических выгнутых пластин. К концу XVI в. они часто состояли всего из 2-3 пластин, прикрывавших только само плечо. Между собой пластины соединялись шнурами, причем использовались оба типа плетения и частое плетение кэбики-одоси и редкое, с перекрестными узлами, сугакэ-одоси. На содэ данного доспеха должен был использоваться первый тип шнуровки, поскольку он применялся и на других его деталях.

Самурайские доспехи из… Торопца! (окончание)

Шлем госёдзан-судзи-кубуто. Вид слева

Самурайские доспехи из… Торопца! (окончание)

Шлем. Вид справа

Шлем сохранился в достаточно приличном состоянии, хотя у него и не хватает нашейника сикоро и чеканной розетки вокруг отверстия тэхэн на макушке. Посмотрим на него в профиль. Очевидно, что по типу он относится к шлемам госёдзан-судзи-кубуто, поскольку его задняя часть выше, чем передняя. Ну а «судзи» означает, что он ребристый, но заклепки на его поверхности не видны. Тулья шлема сделана из 32 пластин, что говорит о том, что принадлежать он мог только офицеру, поскольку у рядовых количество пластин начиналось с 6 и заканчивалось 12 и 16 максимум, а вот у офицеров могло быть и 32, и 64, и 72, и даже доходить до 120! Какие на этом шлеме могли располагаться украшения, сказать, увы, невозможно. Японцы, его создавшие, были людьми с безграничной фантазией.

Самурайские доспехи из… Торопца! (окончание)

Вид шлема сзади

Самурайские доспехи из… Торопца! (окончание)

Судзи-кабуто с тульей из 62 пластин. Датируется 1538 годом. Токийский национальный музей

Маска к шлему тоже имеется и относится к типу полумасок – хоатэ. То есть она не закрывает лицо целиком, а оставляет открытыми нос, глаза и лоб. Темный цвет маски и светлый обнаженной кожи делал похожим лицо человека в хамбо на… морду обезьяны. Японцы это заметили и дали этой маске второе название – сару-бо, или «морда обезьяны». У всех масок, называвшихся мэн-гу, имелось шейное прикрытие ёдарэ-какэ, но в данном доспехе оно отсутствует. Видимо, потерялось.

Самурайские доспехи из… Торопца! (окончание)

А вот на этом фото хорошо видны еще и ватагами – крепления кирасы на плечах, которые на «современных доспехах» тосэй гусоку стали делать металлическими и крепить на петлях

Сама по себе маска хоате очень интересна. Изнутри она покрыта красным лаком, а вот в подбородке ее сделано специальное отверстие аса-нагаси-но-ана, через которое вытекал… пот! Предусмотрены на ней были и специальные крючки для шнуров. Маска крепилась на лице опять-таки шнурами, которые шли от шлема и которые, если их правильно завязать, соединяли шлем с маской буквально намертво. Существовало множество способов и наставлений насчет того, как лучше всего завязывать шнуры на тех или иных масках, и часто можно было определить по тому, как эти шнуры завязаны, к какому клану принадлежит тот или иной воин.

Самурайские доспехи из… Торопца! (окончание)

Обратимся к Мицуо Курэ и посмотрим на эту иллюстрацию, взятую из его книги «Самураи. Иллюстрированная история»

Интересно, что этот доспех все-таки обратил на себя внимание… студента 4-го курса исторического факультета Тверского госуниверситета А.М. Снегирева, написавшего по нему интересную работу «Доспехи «тосэй гусоку» для сборника научно-практической конференции 2004 года, посвященного 100-летию Русско-японской войны 1904—1905 гг.

Самурайские доспехи из… Торопца! (окончание)

Обложка сборника научно-практической конференции 2004 года, посвященного 100-летию Русско-японской войны 1904—1905 гг.

Как уже отмечалось, статья, представленная А.М. Снегиревым для этого сборника, была подготовлена очень хорошо. Использован солидный список источников, состоящих из работ известных авторов. К сожалению, помещенный в ней в качестве иллюстрации рисунок оставляет желать лучшего. То есть на нем изображен совсем не тот доспех, какой наличествует в музее! Но это беда многих наших авторов, которым приходится использовать не то, что следует, а то, что имеется под рукой.

Самурайские доспехи из… Торопца! (окончание)

Иллюстрация из статьи

В статье подробно рассматривается этот доспех, причем интересно, что автор упоминает горловое прикрытие, у которого отсутствовало примерно 25 процентов. Но на фотографиях прикрытия нет вообще никакого, так что за прошедшие 16 лет оно, видимо, просто потерялось. Ну а как мог бы выглядеть этот доспех, если бы за ним ухаживали и вовремя реставрировали? Об этом, как и о многом другом, касающемся самурайских доспехов и оружия, мы расскажем в следующий раз.

Литература

1. Курэ М. Самураи. Иллюстрированная история. М.: АСТ/Астрель, 2007.
2. Брайант Э. Самураи. М.: АСТ/Астрель, 2005.


P. S. Администрация «ВО» и автор выражают глубокую признательность заведующей Торопецким филиалом ГБУК ТГОМ Елене Покрашенко за предоставленные фотографии и материалы.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх