БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

73 467 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр К
    "Доходит до полно...
  • Александр К
    ВЫ же меня узнали, так чего мне боятся. О вашем воспитании я понял. Похоже хохлы "завербовали" за границей, чтобы Рос..."Доходит до полно...
  • Владимир Ильин
    Зачем же Вы, господин Крылов, свой «nickname» поменяли? Выходит – боитесь? Напрашивается вывод, – Вы не «ХОДИЛИ» в мо..."Доходит до полно...

Османский период в истории Боснии и Герцеговины

Османский период в истории Боснии и Герцеговины

Герцеговинцы в засаде, иллюстрация из журнала «Srbadija», 1876 год
Полагают, что предки боснийцев появились на Балканах вместе с другими славянскими племенами – около 600 года н. э. Первое упоминание о боснийцах в письменном источнике зафиксировано в 877 году: в этом документе говорится о Боснийском католическом диоцезе, подчинявшемся архиепископу Сплита. Земли Боснии и Герцеговины входили в состав государств сербов, хорватов, болгар, византийцев, княжества Дукля (сербское государство на территории Черногории). Затем в течение долгого времени Босния была вассалом Венгрии.

Что касается названий этих регионов, «Босния» связано с одноимённой рекой, «Герцеговина» происходит от титула, который имел в XV веке Стефан Вукчич Косача (великий воевода Хума, герцог Хума, герцог Святого Саввы).

Первые удары по Боснии османы нанесли ещё в 1384 году, завоевание основной части этой территории ими было завершено в 1463 году, но западные области с центром в городе Яйце держались до 1527 года.

Османский период в истории Боснии и Герцеговины

Яецкая крепость

А Герцеговина пала в 1482 году. К Османской империи её присоединил младший сын упоминавшегося выше Стефана Вукчича – Стефан, принявший ислам и прославившийся под именем Херсекли Ахмед-паша, который разбил войска старшего брата Владислава.
Ахмед стал зятем султана Баязида II, пять раз занимал пост великого визиря и трижды назначался капудан-пашой. В надписи на его ятагане он назван «Рустамом эпохи, помощью армий, Александром среди генералов».

Так Герцеговина стала санджаком Боснийского пашалыка. А употребление названия «Босния и Герцеговина» впервые было отмечено в 1853 году.

Османский период в истории Боснии и Герцеговины

Исламизация Боснии и Герцеговины


Население этих областей в то время исповедовало православие и католицизм, а в конце XII столетия здесь появилась и «Босанская церковь» (Crkva bosanska), первоначально близкая к богомильству, прихожане которой называли себя «добрыми босняками» или «добрыми людьми». В отличие от катаров-альбигойцев, «босане» допускали почитание христианских святынь.

Османский период в истории Боснии и Герцеговины

Заброшенная богомильская келья на территории современной Сербии

Османский период в истории Боснии и Герцеговины

Надгробия прихожан «Босанской Церкви»

«Босанская церковь» была предана анафеме и католическими иерархами, которые называли её прихожан «патаренами» (как и катаров Северной Италии), и православными – они именовали их «злыми еретиками, проклятыми бабунами» (первоначально так, по названию горного массива, именовались богомилы, поселившиеся у города Прилепа в Македонии, где проповедовал основатель учения Богомил).

Османский период в истории Боснии и Герцеговины

На этой карте Македонии Бабуна указана красной стрелкой

Однако главным врагом «Босанской церкви» были всё же католики. Борьбу с «еретиками» вели монахи Францисканского и Доминиканского орденов, периодически против них даже устраивались небольшие крестовые походы. Во время одного из них – в 1248 году, были захвачены несколько тысяч «босан», которых «добрые католики» потом продали в рабство. Накануне османского завоевания «Босанская церковь» была загнана в подполье, многие её приверженцы подверглись насильственному крещению по католическому обряду.

В Боснии, в отличие от других балканских стран, высшие слои общества без особых колебаний приняли ислам, сохранив таким образом свои привилегии. Весьма успешной была также исламизация горожан.

В сельской местности наиболее охотно принимали ислам насильственно крещёные прихожане «Босанской церкви» (у них, как вы понимаете, особой приверженности к навязанной им христианской вере не было), но ещё в середине 1870-х гг. большинство боснийцев исповедовало христианство: около 42 % относились к православной церкви, 18 % были католиками. Ислам исповедовало около 40 % жителей Боснии.

В отличие от албанцев, которые на вопросы веры обращали мало внимания и потому сохранились как единый этнос, боснийцы-мусульмане и боснийцы-христиане различались очень сильно. Они говорили на одном языке (современный боснийский язык имеет общие черты с сербским и хорватским, однако наиболее близок к нему черногорский, который многие считают диалектом сербского языка), но весьма неприязненно относились друг к другу, что усиливало напряжение в этом регионе.

Ещё больше православных христиан (в основном сербов) было в Герцеговине – свыше 49 %. Ещё около 15 % жителей этого региона были католиками, около 34 % исповедовали ислам.

Знатные люди Герцеговины, как и в Боснии, также в основном были мусульманами. Местным землевладельцам (мусульманам) крестьяне Боснии Герцеговины тогда отдавали треть урожая, ещё 10 % забирали османские сборщики налогов. Таким образом, положение крестьян Боснии и Герцеговины было самым тяжёлым на Балканах, к тому же на социальные противоречия накладывалась ещё и религиозная рознь. Соответственно, и восстания здесь носили характер не только социального, но и религиозного противостояния, так как принимавшие участие в них крестьяне были христианами, а их противники, независимо от национальности, мусульманами.

Любопытно, что в османский период только детей боснийских мусульман было разрешено забирать по системе «девширме», что считалось большой привилегией: все прочие «чужеземные мальчики» были исключительно христианами, которых обращали в ислам уже после зачисления в корпус «аджеми-огланов».

В ноябре 1872 г. христиане Боснии обратились к консулу Австро-Венгрии в Банья Луке с просьбой передать императору прошение о защите. В 1873 г. боснийские католики стали перебираться на примыкавшую к их землям территорию государства Габсбургов.

В Австро-Венгрии к идее защиты христиан Боснии и Герцеговины отнеслись серьёзно, поскольку это давало повод к аннексии этих территорий. В апреле-мае 1875 года император Франц-Иосиф посетил подконтрольные империи области Далмации: встречался с делегациями из Боснии и Герцеговины, обещая им поддержку в борьбе против османов. В качестве первого шага в июне 1875 г. в бухту Каттаро были доставлены 8 тысяч винтовок и 2 миллиона патронов, которыми должны были вооружиться повстанцы.

На действия австрийцев ревниво смотрели сербы и черногорцы, которые и сами были не прочь присоединить часть этих территорий.

Антиосманское восстание в Боснии и Герцеговине 1875-1878 гг.


Летом 1875 года, когда на фоне низкого урожая прошлого года османские власти увеличили традиционный налог с 10 до 20 %, восстали многие деревни Боснии и Герцеговины. Поначалу сельские общины просто отказывались платить повышенный налог, однако османский вали (губернатор) Ибрагим Дервиш-паша собрал отряды мусульман, которые стали нападать на христианские деревни, грабя их и убивая жителей. Это кажется весьма нелогичным: в самом деле, зачем разорять собственную территорию? Дело в том, что честолюбивый Ибрагим пытался таким образом спровоцировать местных христиан на открытое восстание, которое собирался быстро подавить, заработав тем самым хорошую репутацию в Константинополе.

В принципе, всё так и вышло: христиане стали создавать четы (отряды), которые защищали свои деревни, либо уходили в леса или горы. Вот только разгромить их у Ибрагима не получилось. Более того, 10 июля 1875 г. повстанцы разбили 4 османских табора (соединения, близкие к батальону) у Мостара. Эта победа воодушевила христиан и Боснии, и Герцеговины, и скоро восстание охватило обе эти области. Ибрагим Дервиш-паша был смещён со своего поста, в мятежные провинции были направлены регулярные османские войска численностью в 30 тысяч человек. Им противостояли до 25 тысяч повстанцев, которые избегали «правильных» сражений, действуя по принципу «бей и беги».

Османский период в истории Боснии и Герцеговины

Сербские повстанцы в Герцеговине

Тактика партизанской войны оказалась весьма эффективной: турки несли большие потери и контролировали только крупные населённые пункты, которые часто осаждали повстанцы, и вынуждены были выделять значительные силы для охраны своих обозов.

На этом фоне в апреле 1876 года вспыхнуло восстание также и в Болгарии, но уже через месяц оно было жестоко подавлено османами, в ходе карательных акций тогда были убиты до 30 тысяч человек.

Сербия и Черногория против османской империи, русские волонтёры


В июне 1876 года Сербия и Черногория объявили войну Османской империи: черногорцы вошли в Герцеговину, сербы – в восточную Боснию.

Данная война вызвала большое сочувствие в российском обществе: были собраны значительные суммы денег для помощи восставшим славянам и в общей сложности около 4 тысяч добровольцев из России (200 из которых были офицерами) отправились воевать на Балканы. Далеко не все из них были идейными и «пламенными» славянофилами: встречались откровенные авантюристы, которым было скучно на родине, а также люди, пытавшиеся «убежать» от собственных проблем. К последним, кстати, можно отнести героя романов Б. Акунина Эраста Фандорина, который уехал в Сербию (и, следовательно, воевал в Боснии, где и попал в плен) после гибели молодой и любимой жены.

Османский период в истории Боснии и Герцеговины

Таким увидели бежавшего из османского плена Эраста Фандорина зрители фильма «Турецкий гамбит»

Но и без литературных волонтёров хватало известных лиц. Командующим сербской армией стал тогда российский генерал М. Черняев.

Османский период в истории Боснии и Герцеговины

Главнокомандующий сербской армией генерал-майор М. Г. Черняев, 1876 г.

Это был очень авторитетный и популярный генерал, участник Венгерского похода 1849 года и Крымской войны (Дунайская кампания 1853 года и оборона Севастополя 1854-1855 гг.). За оборону Севастополя он был награждён орденом святого Владимира IV степени и золотым оружием, руководил эвакуацией российских войск через Северную бухту, покинув город в последней лодке. В 1864 году он взял Чимкент и был награждён орденом святого Георгия III степени (минуя IV степень). А в 1865 году Черняев стал героем скандала международного уровня, самовольно захватив Ташкент (у него тогда было менее 2-х тысяч солдат и 12 пушек, в то время как в гарнизоне противника насчитывалось 15 тысяч человек при 63-х орудиях). Это вызвало истерическую реакцию в Великобритании, и на этот раз одобрения начальства Черняев не дождался, напротив – получил выговор от военного ведомства. Зато он стал широко известен и в России, и за рубежом, журналисты называли его «Ташкентским львом» и «Ермаком XIX века».

Османский период в истории Боснии и Герцеговины

Н. Каразин. «Взятие Ташкента генералом Черняевым»

В Сербию Черняев так же выехал вопреки воле российского правительства. В результате во время Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. он хоть и был вновь зачислен на службу, так и остался «за штатом», не дождавшись назначения на должность в действующей армии. В противном случае именно он, а не М. Скобелев мог бы стать главным героем той войны.

Среди русских волонтёров оказался и внук знаменитого генерала Н. Раевского (по имени которого была названа батарея из 18 пушек, расположенная на курганной высоте во время Бородинского сражения) – тоже Николай, полковник российской армии. Он погиб в 1876 году во время битвы при Алексинаце.

Воевал за братушек-славян и революционер-народник С. М. Степняк-Кравчинский, который в 1878 году прославится на всю Европу убийством шефа жандармского корпуса Н. Мезенцева и станет прототипом героев Э. Золя (роман «Жерминаль») и Э. Войнич («Овод»).

Османский период в истории Боснии и Герцеговины

С. М. Степняк-Кравчинский

Среди русских добровольцев оказался также знаменитый русский художник В. Д. Поленов, который служил в «летучем отряде» полковника Андреева и получил две сербские боевые награды: медаль «За храбрость» и золотой орден «Таковский крест» (вместе с его кавалерийской саблей они хранятся сейчас в музее-усадьбе «Поленово»).

Османский период в истории Боснии и Герцеговины

В. Д. Поленов. «Герцеговинка в засаде», 1876 год

В своём дневнике, рассказывая о прибытии в Белград, Поленов оставил такие строки:

С Дуная Белград представляет довольно величественный вид… Одно мне показалось странным – это несколько мечетей с минаретами. Их в Белграде, кажется, шесть… Странное дело: мы идём драться за христианство, против Ислама, а тут мечети.

Это удивление хорошо показывает, насколько мало, в сущности, знали даже образованные русские волонтёры историю страны, за которую они шли воевать, и сложные взаимоотношения между народами Балканского полуострова. Русские славянофилы-идеалисты ехали на придуманные ими Балканы и в придуманную ими Сербию. В истории этой Сербии не было деспота Стефана Лазаревича – сына погибшего на Косовом поле князя, который верно служил убийце своего отца Баязиду I, выдал за него замуж родную сестру и был канонизирован Сербской православной церковью. Не было тестя султана Мурада I Георгия Бранковича, который не привёл свои войска ни к Варне, где погиб король Польши и Венгрии Владислав III Варненчик, ни к Косову полю, где потерпел поражение большой венгерский полководец Янош Хуньяди (зато он взял в плен отступающего Хуньяди и потребовал за него выкуп). Не было «века сербских визирей» и не было чистокровного серба Мехмеда-паши Сокколу, служившего великим визирем при трёх султанах, во время правления которого Османская империя достигла пределов своего могущества. И в Болгарии солдаты и офицеры русской армии потом очень удивлялись, что угнетаемые турками местные крестьяне живут лучше, чем их соотечественники, о благе которых изо всех «пекутся» православный царь и помещики-христиане.

С октября 1877 по февраль 1878 гг. Поленов уже в качестве художника находился при штабе цесаревича (будущий император Александр III) на болгарском фронте русско-турецкой войны.

Османский период в истории Боснии и Герцеговины

В. Поленов, «Этюд из Балканской войны», Калужский государственный художественный музей

А в штабе великого князя Николая Николаевича – главнокомандующего русской Дунайской армией, оказался художник-баталист В. В. Верещагин, который в июне 1877 года на борту миноносца «Шутка» получил тяжёлое ранение бедра (его брат – С. В. Верещагин, погиб во время осады Плевны).

Османский период в истории Боснии и Герцеговины

В. Верещагин. «После атаки. Перевязочный пункт под Плевной»

Османский период в истории Боснии и Герцеговины

В. Поленов. «Повозка с ранеными»

На Балканы отправился известный хирург Н. В. Склифосовский, возглавивший там один из санитарных отрядов.

Османский период в истории Боснии и Герцеговины

Н. В. Склифосовский

Он также работал в полевом госпитале во время Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. – как и Н. Пирогов и С. Боткин.

В полевых госпиталях и санитарных отрядах той войны работали и русские «сёстры милосердия».

Во время Русско-турецкой войны 50 русских «сестёр милосердия» умерли в Болгарии от тифа. Среди них была и Юлия Петровна Вревская, вдова русского генерала, одного из друзей М. Ю. Лермонтова, которая организовала собственный санитарный отряд. Её памяти посвятил стихотворение И. Тургенев.

Османский период в истории Боснии и Герцеговины

Юлия Вревская слева от единственного мужчины на этой фотографии – уполномоченного Российского Красного Креста князя В. Черкасского

В городе Бяла (Варненская область), где похоронена Вревская, одна из улиц названа её именем.

Османский период в истории Боснии и Герцеговины

Могила Марии Нееловой и Юлии Вревской

И. С. Тургенев сделал болгарского патриота Инсарова героем своего романа «Накануне», он говорил, что непременно поехал бы на эту войну, если был бы немного моложе.

Восстание в Боснии и Герцеговине потерпело поражение, на грани военной катастрофы находились также Сербия и Черногория, однако российский ультиматум от 18 (30) октября 1876 года остановил турецкие войска. С 11 декабря 1876 по 20 января 1877 года проходила международная Константинопольская конференция, на которой Турции было предложено предоставить автономию Болгарии, Боснии и Герцеговине. Но ещё до её завершения между Россией и Австро-Венгрией было достигнуто соглашение, в котором за австрийцами в обмен на нейтралитет в будущей войне признавалось право на оккупацию Боснии и Герцеговины.

Австрийская аннексия Боснии и Герцеговины


12 (24) апреля 1877 года началась новая Русско-турецкая война, по итогам которой Сербия, Черногория и Румыния обрели независимость, было образовано автономное болгарское княжество. А на территорию Боснии и Герцеговины вошли австрийские войска, но аннексию этих территорий Турция признала лишь в 1908 году (получив компенсацию в 2,5 миллиона фунтов стерлингов).

Крестьяне Боснии и Герцеговины, положение которых практически не улучшилось (даже многие османские чиновники остались на своих местах, среди них – и градоначальник Сараево Мехмед-Бег-Капетанович Любушак), были разочарованы. Уже в январе 1882 года здесь началось антиавстрийское восстание, поводом для которого послужило введение воинской повинности. Оно было полностью подавлено в апреле того же года, причём австрийские власти тогда активно использовали так называемые штрайфкоры – отряды местных мусульман, жестоко расправлявшиеся с христианским населением. Эти соединения потом были распущены, но вновь созданы после окончательной аннексии Боснии и Герцеговины в 1908 году. Они участвовали в I мировой войне, сражаясь против Сербии. А во время II мировой войны сербы называли штрайфкорами карательные подразделения усташей, занимавшиеся расправой над мирным населением.

С 1883 по 1903 гг. Боснией и Герцеговиной управлял Беньямин фон Каллаи – бывший генеральный консул в Белграде и имперский министр финансов. Его деятельность оценивается противоречиво. С одной стороны, при нём активно развивалась промышленность и банковская сфера, строились железные дороги, благоустраивались города. С другой, к местным жителям он относился как к туземцам, не доверял им и в своей деятельности опирался на австро-венгерских чиновников.

5 октября 1908 года Австро-Венгрия окончательно аннексировала Боснию и Герцеговину, выплатив османам в качестве компенсации 2,5 миллиона фунтов стерлингов. Сербия и Черногория объявили мобилизацию и едва не спровоцировали большую войну. Германия заявила о поддержке своих союзников, итальянцы были удовлетворены обещанием австрийского невмешательства в случае их войны с Турцией за Ливию (которая и началась в 1911 году). Великобритания и Франция ограничились нотами протеста. Россия, ещё не оправившаяся от тяжёлого и унизительного поражения в войне с Японией, тогда прошла буквально по лезвию бритвы. Большую роль в предотвращении новой и абсолютно ненужной ей войны сыграл П. Столыпин. Австро-Венгрия в обмен обещала признать право на проход российских военных кораблей через черноморские проливы.

Приобретение Боснии и Герцеговины стало роковым для Австро-Венгрии и династии Габсбургов. Именно убийство эрцгерцога Франца Фердинанда в Сараево 28 июня 1914 года стало причиной I мировой войны, которая закончилась падением четырёх великих империй – Российской, Германской, Австрийской и Османской. Политиков, способных удержать Россию от этой гибельной для неё авантюры, в нашей стране уже не нашлось.

В следующей статье мы продолжим рассказ о Боснии и Герцеговине и поговорим об истории этой страны в XX и XXI столетиях.
Автор:
Рыжов В.А.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх